Поиск

Уроки плавания

13/02/2012
1052

Благоприятное воздействие воды отмечено многими науками. Так, медики указывают на то, что плавание способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем организма, а психологи – формированию произвольной регуляции движений и действий. Кстати, у этого вида спорта почти нет серьезных противопоказаний. Под особым контролем должны находиться только дети с серьезными генетическими заболеваниями, нарушением дыхания, например, астмой. 

Продолжительность занятий на воде определяется поведением и состоянием ребенка: как только появляется легкий озноб, ослабевает внимание, следует сделать перерыв, погреться с малышом в теплом душе, бане, растереться сухим полотенцем или побегать под солнышком.
 

Упражнения на дыхание

Дети интуитивно плывут «по-собачьи», перебирая согнутыми руками, барахтая ногами, при этом их голова высоко задрана над водой. При таком заплыве передвижение происходит медленно. Когда ребенок научится правильно дышать, то перестанет стоять на одном месте «гвоздиком».

«Крокодил» – ребенок ложится на воду, руками, упираясь в дно, ползает вперед–назад по дну, дует на воду. Постепенно погружает рот и лицо в воду, на выдохе образуется фонтанчик. Начинать делать это упражнение нужно на мелководье.
«Прятки под водой» – ребенок, приседая, погружается под воду, медленно выдыхает воздух, потом выныривает. Старается продержаться под водой как можно дольше.
«Водолазы» – дети достают утерянные тренером сокровища со дна бассейна. Кто больше достанет за меньшее количество погружений, тот и выиграл.
«Поплавок» – вдохнув над водой, малыш группируется (обхватывает руками колени), голову прячет в колени. На выдохе «зависает» спиной вверх, всплывая к поверхности. Это упражнение нужно делать на глубине.
«Проход под мостом» – на поверхности плавает доска, пловец должен пронырнуть под ней, выйти на поверхность с другой стороны. 

Постепенно мост удлиняется, надстраивается.
Все упражнения выполняются с открытыми глазами!

Типичные ошибки
- Вдох только в сторону! Если пловец поднимает голову вперед и вверх, то ноги опускаются вниз – тело опускается под воду, ребенок пытается залезть плечами на доску, чтобы не утонуть.
- Прямые руки. Делая вдох, ребенок сгибает руки, которые держат доску, пытается на нее залезть, при этом доделывает выдох, делает несколько вдохов и выдохов и только потом решается выполнить снова выдох в воду.
- Выдох на нечетный счет. Если ребенка попросить считать на выдохе до 2-4, он почти сразу вынет голову из воды для вдоха. Счет до 6 обеспечит более продолжительный выдох. Соотношение вдоха и выдоха примерно 1:3. И вдох и выдох должны быть глубокими. Если ребенок не сразу соотносит счет и выдох, то можно помочь, подключая внешний фактор – звонкий удар палочкой по лестнице, хлопок.
- Вдох в одну сторону. Если вдох производится только в одну сторону, пловец искривляет тело в эту сторону, отклоняется от прямолинейной траектории движения, в конце концов, потеряв ориентиры, врезается в дорожку или другого пловца.
- Выдох через нос. Выдыхать в воде надо также через нос, особенно при нырянии, кувырках и других перемещениях тела в воде, что помогает избежать попадания воды в нос – выходящий из носа воздух не пускает воду.


Упражнения на скольжение

Для начала нужно научить ребенка просто лежать на воде без движения. А это не так просто! Покажите малышу, как можно «вытягиваться», распрямляться, не сжимаясь в комок. Объясняйте, что с водой не нужно бороться! Ее нужно приучить, подружиться с ней.
 «Звездочка» – лечь на живот, раскинуть в стороны руки и ноги, втянуть живот, лицо голову опустить в воду. Начальная глубина воды – по пояс.
«Буксир» – тренер держит длинную палку, на конце которой веревочная петля (в качестве замены послужит пенопластовая доска)– ребенок хватается за нее, вытягивается, тренер «катает» его вдоль бортика. Постепенно ребенок осваивает движения ног, выдохи. 
«Вертушка» – перевернуться зеркально из положения «звездочки» на спину, не опуская при этом ног на дно.
Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет). 
«От борта» – оттолкнувшись от бортика или дна, нужно проскользить как можно дальше от берега, не поднимая голову над водой.

Дети одинаково хорошо должны уметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимо видоизменять, усложнять задания (например, выполнять скольжение с последующим выдохом в воду, различным положением рук и т.п.). Следует также постоянно создавать игровые ситуации (например, «кто проскользит дальше всех»), придавать упражнениям развлекательную окраску («как стрела», «торпеда» и другие).
При обучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно приступать к обучению движениям.

Упражнения на движение

Правильному движению ногами следует научиться – имитируя их на суше в положении лежа на животе. Пусть юный ихтиандр ляжет на стол, а его руки и ноги свесятся по краям. Начинать движения следует только в расслабленном состоянии: излишнее напряжение только отнимает силы. Затем разученные на суше приемы воспроизводятся в воде. Сначала с опорой на взрослого или надувной круг, после самостоятельно.
«Моторная лодка». Дети сидят на бортике бассейна (лучше на пенопластовой доске), ноги в воде, движениями запускаются моторы. Расстояние между ногами 5-10 см друг от друга. У лучшего «мотора» должен быть не только самый большой след из брызг, но и правильное положение «лопастей» (ног).
«Фонтан». Ребенок держится руками за борт бассейна (лесенку), ноги находятся у поверхности. Выполняются движения одними ногами, по команде регулируется скорость, командой задается темп – «больше брызг!», «без брызг». Эффективней всего начинать упражнение с положения на спине, когда дети смогут увидеть свой фонтан, сравнить с другими.
«Переправа». Руки держатся за досточку. Правильный захват доски помогает осуществить тренер: для плавания на спине доску можно прижать к животу или подложить под голову; при плавании на животе руки должны быть выпрямлены в локтях, захват доски или за край или полностью (когда грудь ложится на опору). На доску положите резиновую игрушку, которую нужно, не уронив, переправить на другой берег бассейна.

Водобоязнь вызывается:
- обостренной реакцией новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо, особенно в глаза,
- давлением воды и температурным воздействием, вызывающим скованность движений, затрудненность дыхания,
- страхом перед глубиной.

Если ребенок хочет плавать, но боится воды
Упражнения на преодоление страха должны подбираться индивидуально, но есть и рекомендации общие для всех. Расскажите малышу, что для начала погружаться под воду можно с открытыми глазами (в очках для плавания), а начинать отрабатывать упражнения следует на мелководье, постепенно увеличивая глубину.
Кроме того, ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц, массирующее  действие воды на кожу – оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога, родителя) – придать этим впечатлениям позитивную окраску. Инструктор должен стремиться к тому, чтобы упражнения доставляли ребятам удовольствие, побуждали их к самостоятельности. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств юного пловца.

Почему ребенок устает?
В первую очередь это происходит из-за несовершенства опорно-двигательного аппарата. Мышцы достаточно слабые, выносливость тела небольшая. Поэтому физические нагрузки необходимо строго дозировать, предоставлять отдых через каждые 20 минут. Кроме того, родителям следует знать об особенностях органов дыхания маленьких детей. Переход брюшного типа дыхания (в 2-3 года) на грудной (к 5-ти годам), связан с изменением объема грудной клетки. Да и носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому в начале тренировок следует подбирать такие упражнения, при их выполнении дети могут дышать легко, постепенно же у них будет вырабатываться ритмичное и глубокое дыхание.

Нормы задержки дыхания у детей:
6-7 лет – 15-30 сек 
8-10 лет – 30-60 сек


Что касается прыжков в воду, то они придают занятию эмоциональную окраску, помогают ребенку преодолеть неуверенность, воспитать решительность и смелость. Начинать легче с элементарных движений.
- в обруч разного диаметра, лежащий на поверхности воды («в колодец»)
- через натянутую горизонтальную веревку или палку
- с досками, надувными подушками и т.п. («кто дольше», «оседлай коня»).
«Профессиональный» же прыжок выполняется из положения сидя (опора на бортик). Руки вытягиваются вперед «стрелой», голова «прячется» между рук, живот подтягивается, ноги отталкиваются от бортика. Руки следует «расцеплять» только после вхождения в воду, после чего можно продолжать скольжение или начинать движение для выхода на поверхность. Чем меньше брызг при входе в воду, тем удачней прыжок. 
В положении стоя руки, сложенные также «стрелой», опускаются к носочкам, максимально близко. Спад в воду происходит в самый последний момент, когда тело само «переваливается» за борт.
Все спады и простые прыжки выполняются при глубине не менее 1 метра! Обучение прыжкам лучше устроить в конце тренировки, когда детям нужна игровая разрядка. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, толкать его, если он боится. Во избежание травматизма следить за тем, чтобы место, куда будет прыгать малыш, было свободно.
Не настраивайтесь на мгновенный успех, не ждите, что, выполнив и изучив 5-6 упражнений, ребенок легко уплывет на другой берег! Не останавливайтесь посередине пути – дорожку осилит плывущий! 
И помните, лучшее объяснение для малыша – ваш личный пример, а лучший стимул – похвала близкого человека. 
Нам же остается только вам пожелать семь футов под килем и всегда попутного течения!


Мария ЧУЛОВА, к.м.с по плаванию
Консультанты: 

Ольга Орлова, детский инструктор по плаванию, г. Москва,
Тамара Анохина, инструктор по детскому плаванию, г. С-Петербург,
Ирина Большакова, автор нетрадиционной методики обучения плавания дошкольников «Маленький дельфин», г. Ижевск.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.