К 2017 году каждый россиянин будет иметь возможность ознакомиться в своем личном кабинете с перечнем и стоимостью услуг, оказанных ему в рамках ФОМС. Информатизация системы здравоохранения – одно из основных направлений деятельности Минздрава. Прозрачность и открытость деятельности медицинских учреждений должна привести к активному использованию пациентами информации, находящейся в их электронных кабинетах.
Благодаря действию системы в 2015 году в Москве были выявлены факты приписок врачами как будто оказанных медицинских услуг, которые подтвердились в результате выборочных проверок девяти медицинских учреждений: наличие информации в личных электронных кабинетах горожан не соответствовало действительности. А именно – существование записей о не предоставленных услугах.
Как пишет «Российская газета», в мэрии Москвы прокомментировали сложившуюся ситуацию следующим образом. Спущенный сверху план по диспансеризации населения представляется невыполнимым для врачей, более того – обременительным. Установленные нормативы в условиях подушевого финансирования провоцируют докторов на создание приписок медицинских услуг и процедур разной направленности. Предложенный московскими чиновниками план выхода из ситуации предусматривает обязательное прохождение профилактических медосмотров для продления полиса ОМС один раз в три года.
В Минздраве подобную точку зрения не поддерживают, считая ее сомнительной и в моральном, и в юридическом аспекте: право граждан на оказание им медицинской помощи в рамках полиса не должно быть ограничено обязательным прохождением диспансеризации. Причина возникновения приписок в медицинских учреждениях Москвы кроется не в утвержденных планах и нормативах, а в сложившейся системе работы ЛПУ. В то же время активное внедрение программы диспансеризации в регионах получило отражение, по докладам экспертов, в улучшении состояния здоровья населения.
Ситуация в регионах
По словам главного врача ГБУЗ «Самарский областной центр медицинской профилактики» Юрия Мальшина проблема приписок существовала в первый год (2013) существования программы. В 2015 году проводится общее финансирование медучреждений, в которое включена и диспансеризация. Иными словами – поликлиники получают деньги за число прикрепленных к ней пациентов, но не за оказанные услуги.
Медицинская профилактика зависит в значительной мере от отношения к ней врачей. На третий год действия программы имеет смысл говорить не столько о количестве прошедших диспансеризацию, сколько о качестве проведенных осмотров. Главный терапевт Тулы Татьяна Глумова подчеркивает, что из числа прошедших диспансеризацию в этом году треть пациентов была направлена на дополнительные обследования.
Основной проблемой, с которой сталкиваются практикующие врачи, можно считать нежелание россиян заботиться о состоянии собственного здоровья. Возникшая парадоксальная ситуация – доктор ждет, а пациент не идет – может быть решена только внедрением «привычки» проходить регулярные медосмотры.
Информирование населения о необходимости и значимости заботы о своем здоровье – первоочередная задача профилактической работы медицинских учреждений. Только перешагнув это рубеж можно прийти к согласованным действиям пациента и врача еще до того момента, как появились первые признаки заболевания.
Просто цифры
По данным проведенных медицинских осмотров в 2014 году:
- Охвачено диспансеризацией – более 75 миллионов человек.
- Удалось обнаружить рак на ранних стадиях – примерно у 70% от общего количества случаев (против 51 - среднестатистический результат).
- Выявлено опухолей ЖКТ, почек и женских половых органов – в 1,7 раза больше, чем при обычных обращениях.
- Сохранено 15 тысяч жизней женщин при раннем обнаружении онкологических заболеваний репродуктивной сферы.
По материалам публикации «Диспансеризация против приписок»: http://www.rg.ru/2015/12/25/dispanserizaciya.html