
Не волнуйтесь: ваш ребенок не
хуже других. Детям трудно заставить себя делать то, что надо. Только терпение
взрослых, их похвала и уверенность в способностях малыша приведут его к хорошим
результатам в освоении правил столового этикета.
Это надо запомнить!
- Участвуем в беседе только,
когда во рту нет пищи и воды.
- Говорим тихо и немного.
- Ухаживаем за мамой и бабушкой.
- Если угощение не понравилось,
то кусочек, находящийся во рту, проглатываем, от остального можно отказаться.
- Никогда не говорим плохо об
угощении, но всегда благодарим за него.
- Не кладем на стол руки и
локти.
- Стараемся не поворачиваться
спиной к тем, кто сидит рядом.
- На тарелку кладем не более
одной-двух закусок одновременно.
- Края тарелки всегда должны
быть чистыми.
Не ограничивайтесь простым
перечислением этих правил. Постепенно в игровой и шутливо-доброжелательной
форме доводите их до сознания малыша. Предложите ему самому подумать и
объяснить вам, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя
поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат
сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему нельзя говорить плохо об
угощении, и т.п.
Как пользоваться столовыми
приборами? Ребенок чаще всего пользуется одним прибором — ложкой или вилкой.
Важно приучать его правильно держать их в руке, так как переучивать сложнее,
чем научить. Ложка или вилка лежит на указательном и среднем пальцах и
придерживается большим. Когда одна рука держит вилку, что делать другой? Она
придерживает тарелку: большой палец лежит на ее полях, остальные под ними.
Соблюдается следующее правило: обе руки либо заняты, либо свободны. Суповую
ложку наполняют супом не до краев, а чуть меньше, подносят ко рту и выливают ее
содержимое в рот. Терпеливо учите ребенка не захватывать ложку губами. На это
следует обращать внимание, если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел беззвучно.
С пяти-шестилетнего возраста
рекомендуем постепенно учить малыша пользоваться ножом и вилкой. Обратите
внимание на то, что вилка в левой руке, нож — в правой. Оба прибора либо в
руках, либо на тарелке. Но класть их на скатерть нельзя. Вилку зубчиками вниз
держим большим и средним пальцами, а указательным придерживаем ее черенок сверху.
Так же держим нож, лезвием вниз. Предложите ребенку съесть кусок мяса, колбасы,
ветчины, сыра или яичницу с помощью двух столовых приборов. Вилкой прокалываем
кусок, а ножом отрезаем небольшой кусочек. При этом вилка держит не маленький,
а весь кусок. Объясним, что нож помогает нашим зубам справиться с жесткой
пищей, а желудку будет легче ее переварить. Кроме того, в правилах красивой еды
предусмотрено, чтобы мы как можно меньше брали пищу руками.
Что и как есть?
Этот вопрос нередко мучает и родителей. Давайте
же создадим такие условия, чтобы наш малыш, став взрослым, как можно реже его
себе задавал. Для этого обучим его простейшим навыкам. Прежде всего пусть
запомнит: важно все и всегда есть красиво, по возможности мало беря пищу в
руки. Руками берем сахар из сахарницы, если нет сахарных щипчиков, конфету из
коробки, пирожное и некоторые фрукты с общего блюда, хлеб из хлебницы.
Во-первых, постараемся убедить
ребенка, что лучше всего есть за столом. Можно рассказать ему о процессе
пищеварения, микробах, чистых или грязных руках, но это, как правило,
малоубедительно. Лучше приведите другие примеры: мы можем случайно кого-нибудь
испачкать, а значит, огорчить и, кроме того, жующий на улице человек выглядит
некрасиво. Став старше, ребенок уже не воспримет такие аргументы, но мы
воспитаем у него привычку не есть на улице. Нельзя забывать, что
неукоснительность требований вызывает нередко детский протест. Поэтому
позволяйте иногда себе и малышу съесть мороженое или конфету, сидя в парке на
скамейке.
Во-вторых, конечно, приучаем к
чистоте рук, к необходимости полоскать рот после еды.
Наконец, если не всегда, то
иногда создаем особые условия для правильной и красивой еды. В таком случае
печенье положим на десертную тарелку, и ребенок будет не откусывать, а отламывать
от него по кусочку. Конфету он будет разворачивать, держа не в руках, а на
тарелке. Яблоко или грушу, держа левой рукой на тарелке, он разрежет на четыре
части, вырежет сердцевину и только потом съест каждую часть, угостив при этом
маму или бабушку.
Что важно учесть? Не сажайте
малыша за стол, где собрались взрослые. Ребенок мешает такому застолью, да и
сам скучает. Накройте отдельный стол для детей или даже для одного ребенка,
приучайте его не мешать старшим. Есть семейные праздники, проводимые взрослыми
совместно с детьми: например, день рождения кого-то из членов семьи, чаепитие у
бабушки, тетушкины блины, и т.п. Наконец, необходимо устраивать детские
вечеринки — пусть ваш ребенок станет главой стола и хозяином со всеми
возникающими из этого обязанностями. Если ребенок за столом допустил
оплошность, не ругайте его, постарайтесь понять причину: еще не закреплен
навык, он волнуется, желая получить вашу похвалу, вы его не научили, слишком
сложное для его возраста требование. Только ваше терпение и любовь помогут ему
справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого
столь важно в жизни каждого для приобретения уверенности в себе и осознания
себя культурным человеком.
Как провести детский чайный
стол?
Каждый ребенок рад встретиться с
друзьями в своем доме за праздничным столом. Он гордится мамой и папой, которые
собрали у себя детей, приготовили сладкие угощения, разные игры и сувениры.
Совсем необязательно ждать дня рождения. Придумайте повод: выпал первый
молочный зуб, окончен первый класс, праздник бантика в косичке или первого
галстука и т.п. Обсудите с ребенком вопросы подготовки праздника: кого
пригласить, чем угощать, кто будет готовить угощение, игры и сувениры и др. О
правилах гостевого этикета мы поговорим в другой раз более подробно. Сейчас
рассмотрим правила столового этикета.
Конечно, ребенок сам будет печь
вместе с бабушкой вкусный яблочный пирог, накрывать чайный стол, ухаживать за
своими гостями. Для этого мы обучим его сервировке чайного стола. Чистая яркая
скатерть создаст веселое настроение. Затем расставим чашки с блюдцами. Чайная
ложечка на блюдце, под ручкой чашки, которая повернута вправо. Объясните
малышу, что обычно мы держим чашку в правой руке, а левой придерживаем блюдце.
Слева от чашки ставится пирожковая тарелка. Дети сразу понимают, что все
сладости мы кладем на эту тарелку: и конфету, и печенье, и кусок пирога или
торта. Угощения выставляются на стол до прихода гостей. К торту лопаточка, к
сахару или пирожным специальные щипцы, к варенью ложка с длинной ручкой для
расклада его в розетки. Колорит чайному столу придаст самовар. Не бойтесь
перегружать стол предметами, считая, что для детей лучше простейшая сервировка.
Это неправильно. Мы учим их красиво и правильно вести себя за столом. И делаем
это постоянно. Пусть сегодня ребенок не справился со щипцами, но он запомнил,
что сахар из сахарницы правильно брать рукой или щипцами, но не ложкой, что чай
пьют из чашки, а не из блюдца, но блюдце все равно нужно: оно защищает скатерть
от пятен. Сервируя стол, приговаривайте: «Молоко наливаем в бокал, компот и
кисель в стакан, а горячий чай только в чашку. Чашка-подружка, дай напиться
вкусного чая! Чай хорош, и праздник хорош!» Таким образом, неназойливо мы
сообщим детям многие правила застолья.
Приглашая к столу, ваш ребенок
сам определит место каждого, учите мальчиков ухаживать за девочками. Дети будут
стесняться, и взрослые должны соблюсти меру в своих оценках на сей счет.
Во-первых, не заставлять. Только положительная реакция, например: «Ты молодец,
и мне приятно твое внимание» или «Как красиво Сережа ухаживает за Таней». В
дошкольном и младшем школьном возрасте такая оценка приятна и способствует
желанию быть еще лучше. Во-вторых, показать, как следует ухаживать за
девочками.
Как ухаживать за дамой? Мы
собираемся за столом не только для того, чтобы вкусно поесть, но в первую
очередь для того, чтобы приятно провести время с друзьями. Во все времена
мужчины-рыцари ухаживали за дамами. В застолье сразу проявляется отношение
мужчин к женщинам, мальчиков к девочкам. Подвинуть стул, предложить угощение,
сказать добрые и приятные слова и услышать в ответ слова благодарности — эти
знаки внимания важны для улучшения настроения всей компании. За столом можно
предложить игру в комплименты: кто из гостей скажет лучший комплимент сидящему
рядом. В конце игры подведите итоги: все слова были добрыми и приятными. К
сожалению, наши дети, как и взрослые, не умеют замечать в своих знакомых
хорошие качества и ценить людей по достоинствам, а не по недостаткам.
Дети не могут долго сидеть за
столом. Предложите им игры и
аттракционы. Например, кто красиво разрежет яблоко или очистит апельсин, кто
тише других размешает чай в чашке, кто правильно съест вишневое варенье с
косточками, кто с завязанными глазами срежет конфету с нитки, кто лучше всех
украсит чайный стол, и т.п.
Когда праздник закончится и
гости разойдутся, убирайте со стола и мойте посуду вместе с ребенком.