Поиск

Самостоятельность: наука не из легких!

07/10/2008
СОКОЛОВА Наталья
524

        Малышу скоро два. И он начинает осознавать себя как отдельную самостоятельную личность со своими собственными желаниями, способностью что-то изменить в окружающем мире.
        Обычно осознание себя приходит одновременно с первыми шагами - и это не случайное совпадение. Способность стоять и передвигаться самостоятельно дает ребенку совершенно новое ощущение своей независимости и силы.
        От взрослых в это время требуется максимум выдержки. Ведь родители должны постоянно сдерживать свои порывы, не бросаться на помощь каждую минуту. Дать шанс малышу попробовать свои силы. Дать понять границы его возможностей. И в то же время контролировать ситуацию. Это задача не из легких, кто пробовал - знает.
        Психологи советуют мамам и папам: как только ребенок в состоянии что-то сделать сам - перестаньте делать это за него. Хорошо говорить. А если опаздываешь на работу, а надо еще отвести малыша в детский сад. Сколько времени может занять надевание штанов без маминой помощи? А ботинки? Один ботинок можно смело приравнять к двум курткам.
        Таким образом, нормальное стремление ребенка к самостоятельности сталкивается с самыми разными препятствиями - от его собственной неумелости до спешки и нетерпения взрослых.
        Итоги плачевны: мама побеждает, ребенок сдается, желание быть самостоятельным проходит. Потом вырастает барышня, которой нижнее белье стирает мама. Или взрослый мужчина, ждущий, пока ему размешают сахар в чае.
        Но что же делать? Не каждая женщина имеет возможность сидеть с детьми дома и спокойно ждать, пока они научатся все делать быстро без посторонней помощи.
        В ситуации, когда время ограничено, лучше сразу взять инициативу в свои руки. Отвлеките ребенка, объясните, куда и зачем вы спешите. Пообещайте, что в другой раз он сможет сделать все сам. Хуже, если вы сначала уступили малышу инициативу, а потом нервничаете и злитесь, что он долго возится, упрекаете его, наконец, делаете все сами. В итоге вы не только лишаете кроху полезной практики, но и в целом подрываете веру в свои силы, в свою способность справиться с трудной задачей.

        Еда "в четыре руки"

        Когда малыш пытается есть самостоятельно, он не только стремится к независимости, но одновременно много узнает о свойствах вещей. Чай льется, пюре выдавливается из кулака между пальцами, посуда падает, издавая разные звуки. Все это очень интересно и захватывающе. Для многих детей еда в это время становится увлекательной игрой, продолжения которой они ждут с нетерпением. Поэтому вопросы типа: "Ты для чего здесь сидишь?", "Ты есть пришел или играть?" - не имеют смысла.
        Совершенно другая проблема возникает, если малыш голоден, а ложка каждый раз "доходит" до рта пустой, "растеряв" по дороге содержимое.
        Безуспешные попытки себя накормить могут кончиться слезами и полным отчаянием. В таких случаях лучше давать ребенку еду, с которой он в состоянии справиться самостоятельно. Скажем, густую кашу или пюре, хорошо прилипающие к ложке. Либо разрешать малышу есть руками то, что неудобно брать ложкой: макароны, кусочки овощей и фруктов, сосиску, горошек.
        В некоторых случаях можно пообедать и "в четыре руки", точнее, в две ложки. Пока малыш орудует одной, мама успевает кормить его борщом с помощью другой. Для тех, кто хочет, чтобы ребенок с детства привыкал есть суп, эта тактика незаменима. Иначе щи и борщи будут попадать куда угодно, только не по назначению.
        Нет смысла с самого начала учить малыша есть "правильно", "культурно". На первых порах рука и ложка будут равноправны, а до вилки очередь дойдет еще не скоро. Но тем не менее стоит хотя бы время от времени кормить малыша со всей семьей, чтобы он мог понаблюдать, как справляются с этой сложной задачей взрослые. Так постепенно он усвоит некоторые правила поведения за столом.

        Я сам одеваюсь, когда захочу...

        Любые попытки одеваться самостоятельно, даже самые неуклюжие, следует поощрять. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, даже если может выполнить сам хотя бы часть работы. Давайте ему такую возможность каждый раз, когда вы не торопитесь. Никогда не критикуйте малыша, только хвалите. Если из попытки ничего не вышло, попробуйте все же отметить хотя бы часть работы, с которой кроха справился. Помогите ему, разложив поудобнее одежду. Подсказывайте, какое действие следует за каким.
        Ребенку, который уже кое-что умеет, лучше давать самую простую одежду, чтобы он мог одеться самостоятельно с начала до конца. Это настолько важный этап для него на пути к независимости, что ради этого стоит кое-чем поступиться. Пусть носит трикотажные штаны и майки с растянутым воротом, обувь на липучке, даже если вам не нравится, как он в них выглядит.
        Для многих мам это трудный шаг. Они предпочитают все делать сами, но чтобы ребенок был "хорошо одет" и выглядел как на журнальной картинке.
        Если вы как раз такая мама - подумайте о том, что именно сейчас закладываются основы личности маленького человека. Каким он будет: инициативным и самостоятельным или послушным и управляемым?
        Некоторые взрослые подходят к делу упрощенно: раз мы пока не собираемся отдавать ребенка в сад - какая разница, сам он одевается или нет.
        Но дело ведь не в конкретных умениях, а в характере, который формируется в процессе их освоения. Чем меньше ребенок умеет - тем более зависимым он себя ощущает.
        Умение "обслужить" себя дает малышу ощущение независимости. Умение строить из конструктора не может сравниться с умением надевать ботинки - второе определенно важнее.
        И последний совет: начните с раздевания, это легче. Снять брюки или юбку намного проще, чем надеть их. А ощущение выполненной задачи есть - особенно если похвалят. Кроме того, в процессе раздевания ребенок получает представление о том, как устроены предметы одежды, что куда вставляется и для чего служит. Это поможет ему при освоении более трудной науки одевания.

        Надо, надо умываться!

        Есть дети, обожающие любые занятия, связанные с водой. Есть малыши, которые терпеть не могут мыться и умываться. Чаще всего по вине взрослых, которые испортили им впечатление от этого славного занятия. Ни те, ни другие обычно не видят в умывании никакого практического смысла.
        В отличие от еды и одевания, умывание не представляется детям серьезным и важным делом. Пока они не готовы выслушать и понять ваш триллер о коварных микробах, лучше будет, если вы постараетесь превратить водные процедуры в игру.
        Иначе они быстро станут скучной обязанностью, от которой любой нормальный ребенок предпочитает уклоняться.
        Для поддержания интереса подойдут любые методы:

Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.