Поиск

Ребенок и пространство: новые горизонты

07/10/2008
ПЯТАЙКИНА Наталия
638

      Здесь — это там?     

      Базовой и наиболее естественной «системой координат», с которой и начинается освоение ребенком пространства, является его собственное тело. Представления о том, где находятся «верх» и «низ», «право» и «лево», «здесь» и «там», формируются у малыша постепенно, через движения корпуса, конечностей, повороты головы, глаз.
      Накапливается собственный опыт, зрительная информация тесно переплетается с движением. Например, в первые дни жизни новорожденный, лежа на спинке, воспринимает только горизонтальные перемещения объектов. Сам являясь точкой отсчета, малыш получает первые представления о двух сторонах: правой и левой.
      В 2—4 месяца кроха рассматривает свои ручки, делает попытки самостоятельно захватить игрушку. Одновременно в зрительной системе появляется реакция на приближение и удаление предмета. Взрослый также помогает ребенку смотреть на мир под другим углом зрения, когда перемещает его в пространстве: берет его на руки, качает, переворачивает. Рецепторы вестибулярного аппарата реагируют на эти изменения положения тела, молодая нервная система расширяет свой сенсорный опыт.
      К полугоду происходит настоящий скачок в освоении младенцем мира: малыш садится, и это сразу расширяет видимое пространство. Развивается координация движений, поле зрения расширяется с 60 до 180 градусов. Ребенок поворачивает голову и корпус, следит за перемещениями предметов и людей, может самостоятельно дотянуться до игрушки, смотрит, куда она упала.
      Ползание открывает перед ребенком новые горизонты: теперь он «сам себе командир» — может передвигаться в пространстве самостоятельно, добираться до интересующих его предметов. Правда, обретение малышом новой степени свободы сказывается на жизни семьи: шкафы заклеиваются скотчем, количество свободного времени у мам сокращается до нуля, а концентрация внимания возрастает до бесконечности. Малыш все исследует: открывает, достает, вываливает, вытряхивает. Кроме того, ползая, ребенок на собственном опыте осваивает и закрепляет не только координаты «направо—налево», но и «вперед—назад». Представления о верхе и низе у крохи уже появились, но в своей полноте и наглядности они предстанут перед малышом с началом самостоятельной ходьбы. Таким образом, к году с небольшим ребенок на собственном опыте, благодаря опыту перемещений собственного тела, уже знакомится со всеми тремя осями координат: право—лево, перед—зад, верх—низ.

Ни далеко, ни близко...     

      Однако это только самое начало. Человек не был бы человеком, если бы не обладал речью. В деле освоения пространства речь играет далеко не последнюю роль. Уже с 6 месяцев ребенок начинает устанавливать связи между словом и предметом, действием. Психологи советуют не опоздать со временем первой экскурсии по квартире с малышом на руках. Расскажите ребенку обо всем, что встретится на пути, выделяя голосом слова, обозначающие величину, направление, расстояние до предмета. Например, лампа наверху, а ковер внизу. Здесь, на столе, у нас игрушки, а там, под столом, мячик. Кроватка близко, а окно далеко-далеко.
      Понятно, что овладение речью и окружающим миром тесно связано. Во-первых, ребенок должен не только представлять стороны пространства, но и должен уметь их назвать. «Далеко», «близко», «справа», «слева», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади» — это только некоторые из множества слов, обозначающих параметры пространства. Связать слово, понятие, с определенной пространственной характеристикой (направлением, расстоянием и пр.) — отдельная задача для малыша.
      К трем годам большинство детей уже имеют конкретные представления о направлениях вперед-назад, вверх-вниз. Это результат их активного моторного опыта — движений рук, головы, всего тела. Из-за того, что передвижения в пространстве постоянно «озвучиваются» взрослыми, малыш привыкает к соответствующим словам. Многие дети уже выполняют несложные задания по ориентации в пространстве: по команде взрослого шагают вперед-назад, подпрыгивают, приседают, поднимают игрушку вверх или опускают вниз. Но самостоятельно назвать направления еще трудно. На вопросы, требующие ответа «вперед», «назад», «вверх» или «вниз», дети чаще всего отвечают «там», «туда» или ограничиваются указательными жестами.
      Малыш 5—7 лет уже умеет самостоятельно сказать, где висит лампа (наверху), где сидит кошка (под столом) и прочее. Его уже можно попросить показать и назвать, какие предметы в комнате находятся наверху, какие внизу, какие впереди (у него самого, у мамы (сидящей лицом или боком к ребенку), какие сзади (у него, у мамы). Такие упражнения помогают малышу осознать относительность пространственного расположения: один и тот же предмет находится справа от мамы, но слева от него самого. Ребенок начинает понимать, что он, его тело не всегда являются «точкой отсчета» и окружающий мир может существовать независимо и по своим законам.

О важности топографии     

      На следующем этапе ребенку предстоит овладеть пространством графическим. Здесь имеются ввиду карты, схемы, рисунки. Сложность заключается в том, что если реальное пространство, окружающее малыша, трехмерное, то графическое пространство всегда двумерное, хотя и подразумевает ту же объемность, глубину.
      Поэтому ребенку надо научиться понимать «условность» схемы, ориентироваться в «плоском» пространстве. Кроме того, ориентация в схеме носит «абстрактный» характер, так как не требует привычной для ребенка опоры — движений его собственного тела.
      Все родители знают, насколько важно и полезно читать ребенку детские книжки, рассматривать вместе с ним картинки. Внимательные взрослые объяснят малышу, что на картинке находится над, что — под, что — наверху, а что — внизу. Ребенка 5—6 лет, уже имеющего определенный опыт рассматривания картинок, можно попросить рассказать, что на картинке далеко, а что близко, что наверху, а что внизу, какие предметы на картинке находятся рядом, а какие далеко друг от друга.
      Но и это еще не все! К началу обучения в школе ребенок начинает знакомиться с символическим пространством, с миром чисел и счетных операций.
      Действительно, число — это определенная величина, имеющая свое место в ряду других величин. Числа можно складывать (шагать «вперед» по числовому ряду) и вычитать (перемещаться «назад»). Здесь уж, действительно, одни символы: руками не потрогать. В этом и заключается основная сложность — мир символического пространства целиком «умозрительный», абстрактный, и все операции должны происходить «в уме». Конечно, перед этим малыш знакомится с понятием числа, его величины и места в ряду других чисел, учит цифры.
      В начале обучения главное — наглядность, для чего и используются счетные палочки, лото и прочий дидактический материал, и только потом числа и действия с ними «переходят» во внутренний план.

Интеллектуальный скачок     

      Освоение символического пространства — это качественный интеллектуальный скачок, требующий определенной готовности мышления, речи, памяти, восприятия. Он происходит далеко не сразу и требует длительной проработки и упражнений.
      Наращивание темпов обучения в школе приводит к тому, что даже в третьем—четвертом классе мы можем встретить детей, мучительно пытающихся считать под партой на пальцах или на деревянной линейке. И «муштровать» их дополнительными занятиями совершенно бесполезно: они не «лентяи» и не «бездари», просто на каком-то этапе (скорее всего, на этапе знакомства с собственным телом) представления о пространстве не были до конца освоены малышом, и на этот «нетвердый фундамент» так же нетвердо и искаженно наслоились все последующие знания.
      Опытные психологи знают, что для того, чтобы неуспевающий ребенок начал получать по математике «пятерки», ему надо заново освоить свое тело. Через движения своих рук, ног, головы и корпуса малыш должен понять и четко представить, где право и лево, где верх и низ. То есть в каком-то смысле «вернуться назад». Московскими нейропсихологами разработан цикл специальных занятий, позволяющий 4—6-летнему ребенку заново и правильно пройти многие этапы своего раннего развития, включая младенчество. Этот метод называется методом замещающего развития.
      В заключение хочется сказать, что несмотря на то, что освоение окружающего мира в жизни каждого из нас происходит совсем не сразу и даже как будто бы незаметно, оно таит в себе немало самых настоящих «загадок природы». Поэтому давайте с большим уважением отно-
      ситься к тому, что составляет неотъемлемую часть нашей жизни, к Пространству.


Мозаика мира     

      Восприятие пространственных характеристик — явление довольно сложное, и «достается» ребенку непросто. Начнем хотя бы с того, что в коре головного мозга существуют области, которые сами из внешней среды сигналов не получают, но синтезируют информацию, поступающую из других мозговых зон. Они имеют самое сложное строение и созревают позже других участков мозга. Одна из таких — теменно-височно-затылочная зона. Она-то «создает» из мозаики всей мозговой информации представление человека о пространстве. Только представьте себе, что в полноценном восприятии окружающего мира участвует весь мозг в целом! Для того чтобы создать представление о том, что происходит вокруг, человеку необходимы и зрение, и слух, и информация от вестибулярного аппарата, и осязание!

Игра на освоение пространства     

      Положить перед 2-х—3-х-летним ребенком две игрушки (зайчика и мишку) так, чтобы зайчик был рядом, а до мишки малыш мог дотянуться с трудом. Скажите ребенку, что зайчик близко, а мишка далеко. Попросите малыша дать мишку. (Пока он тянется, произнесите: «Мишка далеко-далеко убежал!»). Теперь пусть даст зайчика. («А зайчик здесь, близко!») Потом «Мишка еще дальше убежал. Поймай его!» (Покажите ребенку, как убегает мишка и пусть он сходит за ним и принесет.) Потом убегает зайчик («Зайчик далеко!») и быстро возвращается («Зайчик опять близко!»). «И мишка, и зайчик близко». Потом, меняя расстояние, сами спрашивайте ребенка, где теперь мишка? Где зайчик?

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.