Стоит ли ругать их за подобное
поведение? Ведь любого из нас могут захватить отрицательные эмоции, другое дело,
что в большинстве своем мы умеем сдерживать гнев или выражаем свои чувства в
более приемлемых для окружающих формах. Так что задача родителей не «отучить»
детей сердиться, а научить их управлять своими чувствами.
Наиболее сильные проявления гнева характерны для маленьких детей. В отчаянном
плаче грудного младенца нетрудно расслышать злость и возмущение. Причина проста
– малышу в чем-то отказывают, его не понимают, и это раздражает.
дети, безусловно, более ранимы, чем взрослые. Их легко обидеть или обмануть,
поэтому в большинстве случаев гнев провоцируется незащищенностью, беспомощностью,
тревогой и обидами ребенка. Выражают его дети с помощью плача, крика, топая
ногами, ломая или швыряя вещи.
Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает и отношение к нему окружающих.
В обществе преобладает установка: «Не злиться или не показывать, что злишься!»
Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять гнев, испытывая вину
за собственную злость. Наблюдая же проявления гнева с экрана телевизора – преступления,
войны, драки, ребенок начинает его бояться. Гнев становится чудовищем, которого
надо избегать, подавлять.
Малыша, активно и часто проявляющего злость, считают агрессивным, а его поведение
называют асоциальным. Но, что интересно, такое поведение рождается именно из
подавленного чувства гнева.
Подрастая, дети начинают «сбрасывать» отрицательную эмоциональную энергию, протестуя
с помощью сарказма или оскорбляя окружающих. Бывает, что подавленные отрицательные
эмоции проявляются в виде тика, энуреза, заикания. И психологи, и родители знают,
что избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
Бывает и так, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях,
например, в школе, но дома срывается, «отрываясь» по полной программе: устраивает
истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление
агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует
себя еще более виноватым. Напряжение увеличивается вдвое, и следующий срыв бывает
более бурным, продолжительным.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика.
Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения,
стресса, волнения – срыв. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные,
возбудимые, впечатлительные.
Во власти аффекта
Детская истерика – тяжелое испытание для терпения и нервов родителей. Почти
у всех детей рано или поздно начинается период истерик. Одни «закатывают» их
в крайних случаях, у других – это явление регулярное.
Принято считать, что частые истерики свидетельствуют об избалованности ребенка.
В результате, большинство родителей стараются относиться к нервному малышу строже:
наказывают его за истерики, но... Тем самым провоцируют его на большие и более
частые срывы. То есть добиваются прямо противоположного результата.
Универсального способа «борьбы» с истериками, к сожалению, нет. Лучше
всего: не допускать ее вообще. Отвлечь, не настаивать «в лоб», если есть время,
превратить все в игровую ситуацию, перевести в шутку. Как? Постарайтесь в общении
с крохой избегать приказных форм, например, ребенок отказывается переодеть надетую
наизнанку кофточку. Скажите ему приветливо, с улыбкой: «Ой, а почему кофточка
от нас отвернулась? Она такая красивая, ей не хочется смотреть, что происходит
вокруг? Давай ей поможем, повернем лицом к нам!»
Ну, а уж если истерику не удалось избежать, то ее лучше переждать. Начавший
«истерить» ребенок иногда сначала не хочет, а потом уже и не может успокоиться,
остановиться. Если ситуация позволяет, лучше оставить ребенка «вопить» в одиночестве.
Так он быстрее успокоится, а родители сберегут нервы.
Иногда взрослые сами провоцируют возникновение истерик у дочери или сына. Так,
нередко устраивают истерики старшие дети, испытывая нехватку внимания со стороны
родителей, ревнующие их к младшему брату или сестре. Такая истерика – своего
рода протест, попытка вернуться в детство, крик отчаяния.
Учимся владеть собой
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из них
помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют
гнев, третьи осуждают малыша за подобные чувства, четвертые согласны с тем,
что дети имеют право злиться, выходить из себя, а потому никак не реагируют
на эти проявления.
Исследования показали, что дети, которым родители помогали справиться с отрицательными
эмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и физическом развитии.
Поэтому психологи склоняются к мысли, что для полноценного развития взрослые
должны позволять своему чаду время от времени «выпускать пар». Дети, которые
испытывают частые приступы гнева и не умеют найти этому чувству правильный выход,
становясь взрослыми, испытывают множество неудобств из-за своей гневливости.
Им бывает трудно общаться с друзьями, сохранить работу, а их браки часто распадаются.
Специалист по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер обращается
к родителям с такими словами: «В минуты сильного гнева мне становится легче,
если я двигаюсь, топаю ногами, кусаю ногти или усиленно жую резинку. Я знаю
также, что, сдерживая невыраженные чувства, я не могу как следует сконцентрироваться
на чем-либо другом».
Раз и навсегда стоит понять, что научиться управлять отрицательными эмоциями
не значит никогда их не испытывать! И именно родители должны помочь детям научиться
сдерживать или перенаправлять эмоциональные реакции. В таком случае гнев станет
движущей силой, способом преодоления препятствий или средством, позволяющим
постоять за себя и других.
Так, родителям стоит помнить, что ребенок имеет право выражать свои отрицательные
эмоции. Просто делать это он должен не с помощью визга или тумаков, а словами.
Надо сразу дать понять малышу, что агрессивное поведение никогда не принесет
выгоды.
Постарайтесь научить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими
именами: «Я рассердился, я обиделся, я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь
сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито, например: «Я поражен
и обижен».
Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым – он будет так же вести
себя с другими детьми. Чем сильнее будет агрессия с вашей стороны, тем больше
враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным
обидчикам – родителям, сын или дочь отыграется на кошке или побьет младшего.
Кроме того, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым детям можно и нужно предложить
социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
Предложите ребенку лучше остаться одному в комнате и высказать громко вслух
все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.
Предложите малышу, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную
подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать
вокруг дома, бить по кровати или писать на бумаге все слова, которые хочется
высказать в гневе.
Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, прежде чем что-то
сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать
под нее.
Можно предложить ребенку нарисовать чувство гнева. Агрессия часто находит
выражение в творчестве или играх.
Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их
действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна
быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины
своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за свое
поведение.
Последнее – важно, чтобы в будущем у маленького человека не было проблем
в общении.
Помните, что истерика – это в первую очередь проявление отчаяния ребенка,
не знающего, как справиться с ситуацией.
Малыш в буре эмоций ничего не способен ни понять, ни услышать, ни тем более
изменить. Все дальнейшие выяснения откладывайте на момент полного успокоения.
Не следует сидеть рядом с ребенком и ждать развития истерики. Так многие родители
«заводятся» и сами шлепают вопящего малыша, начинают тоже кричать. Корить себя
за подобные срывы не стоит, но лучше сразу уйти от ребенка, переждать «бурю».
Изоляция – лучший способ борьбы с подобными явлениями. Всех, кого маленький
агрессор может обидеть в приступе аффекта (кошку, младшего брата), надо тоже
изолировать.
Не стоит наказывать сына или дочь за истерики, но и выполнять все его требования,
лишь бы не допустить скандала – тоже не надо. Иначе вы спровоцируете вести себя
подобным образом всегда, когда им что-то от вас понадобится.
Иногда очень полезно настоять на своем. Так, если надо уйти – уходите, взяв
себя в руки, не оборачиваясь на истошный крик. Скорее всего, малыш быстро утешится.
Если ребенок устраивает истерики только с вами, а с остальными ведет себя «прилично»,
постарайтесь понять, что родственники, друзья делают не так, как вы? Может быть,
они просто меньше времени проводят вместе, например, папа все время занят. А
вы «заставляете» чадо одеваться, убираться и делать прочие неприятные вещи?
В таком случае неплохо было бы наиболее проблемные ситуации взаимодействия с
ребенком перепоручить тем, с кем он ведет себя более спокойно.
Бывает и так, что окружающие, на ком кроха «не пробует» свои истерики, просто
меньше «ведутся» на такое поведение малыша, не обращают внимания. А раз нет
зрителя, то... Правильно, зачем растрачиваться.
В любом случае в общении с ребенком вам необходимы: твердость, доброжелательность
и терпение.