Поиск

Управление гневом

07/10/2008
КРАВЦОВА Марина
615

Стоит ли ругать их за подобное поведение? Ведь любого из нас могут захватить отрицательные эмоции, другое дело, что в большинстве своем мы умеем сдерживать гнев или выражаем свои чувства в более приемлемых для окружающих формах. Так что задача родителей не «отучить» детей сердиться, а научить их управлять своими чувствами.

   Наиболее сильные проявления гнева характерны для маленьких детей. В отчаянном плаче грудного младенца нетрудно расслышать злость и возмущение. Причина проста – малышу в чем-то отказывают, его не понимают, и это раздражает.
       дети, безусловно, более ранимы, чем взрослые. Их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев гнев провоцируется незащищенностью, беспомощностью, тревогой и обидами ребенка. Выражают его дети с помощью плача, крика, топая ногами, ломая или швыряя вещи.
       Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает и отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Не злиться или не показывать, что злишься!» Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять гнев, испытывая вину за собственную злость. Наблюдая же проявления гнева с экрана телевизора – преступления, войны, драки, ребенок начинает его бояться. Гнев становится чудовищем, которого надо избегать, подавлять.
       Малыша, активно и часто проявляющего злость, считают агрессивным, а его поведение называют асоциальным. Но, что интересно, такое поведение рождается именно из подавленного чувства гнева.
       Подрастая, дети начинают «сбрасывать» отрицательную эмоциональную энергию, протестуя с помощью сарказма или оскорбляя окружающих. Бывает, что подавленные отрицательные эмоции проявляются в виде тика, энуреза, заикания. И психологи, и родители знают, что избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
       Бывает и так, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях, например, в школе, но дома срывается, «отрываясь» по полной программе: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя еще более виноватым. Напряжение увеличивается вдвое, и следующий срыв бывает более бурным, продолжительным.
       Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения – срыв. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные.
      

   Во власти аффекта
      
Детская истерика – тяжелое испытание для терпения и нервов родителей. Почти у всех детей рано или поздно начинается период истерик. Одни «закатывают» их в крайних случаях, у других – это явление регулярное.
       Принято считать, что частые истерики свидетельствуют об избалованности ребенка. В результате, большинство родителей стараются относиться к нервному малышу строже: наказывают его за истерики, но... Тем самым провоцируют его на большие и более частые срывы. То есть добиваются прямо противоположного результата.
       Универсального способа «борьбы» с истериками, к сожалению, нет. Лучше всего: не допускать ее вообще. Отвлечь, не настаивать «в лоб», если есть время, превратить все в игровую ситуацию, перевести в шутку. Как? Постарайтесь в общении с крохой избегать приказных форм, например, ребенок отказывается переодеть надетую наизнанку кофточку. Скажите ему приветливо, с улыбкой: «Ой, а почему кофточка от нас отвернулась? Она такая красивая, ей не хочется смотреть, что происходит вокруг? Давай ей поможем, повернем лицом к нам!»
       Ну, а уж если истерику не удалось избежать, то ее лучше переждать. Начавший «истерить» ребенок иногда сначала не хочет, а потом уже и не может успокоиться, остановиться. Если ситуация позволяет, лучше оставить ребенка «вопить» в одиночестве. Так он быстрее успокоится, а родители сберегут нервы.
       Иногда взрослые сами провоцируют возникновение истерик у дочери или сына. Так, нередко устраивают истерики старшие дети, испытывая нехватку внимания со стороны родителей, ревнующие их к младшему брату или сестре. Такая истерика – своего рода протест, попытка вернуться в детство, крик отчаяния.

   Учимся владеть собой
      
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из них помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют гнев, третьи осуждают малыша за подобные чувства, четвертые согласны с тем, что дети имеют право злиться, выходить из себя, а потому никак не реагируют на эти проявления.
       Исследования показали, что дети, которым родители помогали справиться с отрицательными эмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и физическом развитии. Поэтому психологи склоняются к мысли, что для полноценного развития взрослые должны позволять своему чаду время от времени «выпускать пар». Дети, которые испытывают частые приступы гнева и не умеют найти этому чувству правильный выход, становясь взрослыми, испытывают множество неудобств из-за своей гневливости. Им бывает трудно общаться с друзьями, сохранить работу, а их браки часто распадаются.
       Специалист по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер обращается к родителям с такими словами: «В минуты сильного гнева мне становится легче, если я двигаюсь, топаю ногами, кусаю ногти или усиленно жую резинку. Я знаю также, что, сдерживая невыраженные чувства, я не могу как следует сконцентрироваться на чем-либо другом».
       Раз и навсегда стоит понять, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать! И именно родители должны помочь детям научиться сдерживать или перенаправлять эмоциональные реакции. В таком случае гнев станет движущей силой, способом преодоления препятствий или средством, позволяющим постоять за себя и других.
       Так, родителям стоит помнить, что ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции. Просто делать это он должен не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять малышу, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
       Постарайтесь научить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «Я рассердился, я обиделся, я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито, например: «Я поражен и обижен».
       Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым – он будет так же вести себя с другими детьми. Чем сильнее будет агрессия с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам – родителям, сын или дочь отыграется на кошке или побьет младшего.
       Кроме того, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым детям можно и нужно предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
      

   Предложите ребенку лучше остаться одному в комнате и высказать громко вслух все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.
      

    Предложите малышу, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, бить по кровати или писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе.
      

   Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, прежде чем что-то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
      

   Можно предложить ребенку нарисовать чувство гнева. Агрессия часто находит выражение в творчестве или играх.
      

   Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
      

    Последнее – важно, чтобы в будущем у маленького человека не было проблем в общении.

    Помните, что истерика – это в первую очередь проявление отчаяния ребенка, не знающего, как справиться с ситуацией.
      

    Малыш в буре эмоций ничего не способен ни понять, ни услышать, ни тем более изменить. Все дальнейшие выяснения откладывайте на момент полного успокоения.
      

    Не следует сидеть рядом с ребенком и ждать развития истерики. Так многие родители «заводятся» и сами шлепают вопящего малыша, начинают тоже кричать. Корить себя за подобные срывы не стоит, но лучше сразу уйти от ребенка, переждать «бурю». Изоляция – лучший способ борьбы с подобными явлениями. Всех, кого маленький агрессор может обидеть в приступе аффекта (кошку, младшего брата), надо тоже изолировать.
      

   Не стоит наказывать сына или дочь за истерики, но и выполнять все его требования, лишь бы не допустить скандала – тоже не надо. Иначе вы спровоцируете вести себя подобным образом всегда, когда им что-то от вас понадобится.
      

    Иногда очень полезно настоять на своем. Так, если надо уйти – уходите, взяв себя в руки, не оборачиваясь на истошный крик. Скорее всего, малыш быстро утешится.
      

   Если ребенок устраивает истерики только с вами, а с остальными ведет себя «прилично», постарайтесь понять, что родственники, друзья делают не так, как вы? Может быть, они просто меньше времени проводят вместе, например, папа все время занят. А вы «заставляете» чадо одеваться, убираться и делать прочие неприятные вещи? В таком случае неплохо было бы наиболее проблемные ситуации взаимодействия с ребенком перепоручить тем, с кем он ведет себя более спокойно.
       Бывает и так, что окружающие, на ком кроха «не пробует» свои истерики, просто меньше «ведутся» на такое поведение малыша, не обращают внимания. А раз нет зрителя, то... Правильно, зачем растрачиваться.
      

    В любом случае в общении с ребенком вам необходимы: твердость, доброжелательность и терпение.

Проблемы с едой: как их решить?Читать статью
Выбирайте купальник, который подойдет именно ВамЧитать статью
Мамин рацион. Меню на один деньЧитать статью
Как предотвратить детский бытовой травматизм?Читать статью
Засыпай, малыш! Игры перед сном для детей 2-4 летЧитать статью
Гидромассаж: польза для здоровьяЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.