Поиск

Свобода как подарок к Новому году

13/12/2011
609

Мать наклоняется над младенцем и нежно воркует. Малыш еще не говорит и не понимает, что говорят ему, но взрослых это не останавливает. «Поел, мой маленький? Поел, мой хороший. Теперь оденемся, и гулять пойдем».

«Что ты с ним разговариваешь, Он еще по-русски даже не говорит», — возмущается старший брат.

«И не заговорит, если мы не будем с ним разговаривать и стараться понять, что он хочет нам сказать. Для того чтобы маленький человек развивался, надо общаться с ним так, как будто он нас понимает. А теперь хватит бесед, быстро доделывай алгебру, пей молоко, зубы чистить и спать. Нет, никаких обсуждений, и слушать не хочу. Уже девять вечера. Никаких звонков, и мне не важно, с кем ты там договорился. Быстро спать!»

Мы знаем, что младенец нуждается во внимании, что с ним нужно разговаривать, как бы «из-за кадра», ориентируясь на его будущее понимание. Но с подростком мы не готовы общаться как со взрослым, ориентируясь на его будущую самостоятельность.

Сегодня уже в 11-12 лет у детей возникает свойственное подростком чувство взрослости, потребность в своей  зоне ответственности, в принятии собственных решений. Но отношения между взрослыми, родными, педагогами и 11-15-летними подростками сохраняются на уровне 7-летних. Родители продолжают определять и организовывать всю жизнь подростка: выстраивают образовательный маршрут, планируют учебную нагрузку, кружки и секции, решают какую одежду ему носить, как постричься, даже с кем дружить.  Особенно тяжело приходится детям ответственных и заботливых родителей. Количество дополнительных занятий (это и музыка, и языки, и спорт и т.д.) помимо школы бывает столь велико, что у тинэйджера не остается времени и сил осознать и обдумать собственные планы и желания.

«Так что же, — скажут многие ответственные и серьезные взрослые, — дать им волю? Позволить бросить музыкальную школу, разрешить не  готовить домашние задания, а вместо бассейна компьютер? Как же можно позволить быть самостоятельным безответственному и несамостоятельному существу?»

Такой же вопрос мальчик задавал своей маме: «Зачем ты разговариваешь с младенцем, который тебя все равно не понимает?». «Говорить надо сейчас, чтобы он понял нас потом» - отвечает мать. Вот и подростку требуется самостоятельность еще до того, как он сможет нести полную ответственность за последствия своих решений.


Мы ожидаем от подростков самостоятельности, которую не позволяем им проявлять!

На приеме у психолога мама 11-летнего отрока, обеспокоенная его инфантилизмом. Если ему не напомнить, он опоздает в школу, пропустит занятие по английскому языку. Если не сесть с ним рядом, он не начнет делать уроки. Как быть? На вопрос «А за что отвечает сам мальчик? В какой области жизни он принимает  решения и несет за них ответственность?» мама ответа не нашла. Вся жизнь ее сына находится под контролем. Но если мы не учим ребенка принимать решения и их реализовывать, то какой ответственности можно ждать? Ребенок безответственно относится к заданиям по музыке, жалуется мама. «А ваш сын хочет заниматься музыкой?» «Нет, но мне так хочется, чтобы он умел играть…»

Одна из насущных школьных проблем 12-15 летних — проблема учебной мотивации. Но никто не спрашивает у подростка, а хочет ли он учиться. А вдруг не хочет, что тогда делать? Вот он, главный парадокс: мы не видим противоречия в том, что ожидаем от детей ответственности, самостоятельности, инициативности в достижении целей, которые поставили перед ними, не спросив их мнения. 

Советы родителям:

  • Начиная с 1 класса выделяйте ребенку зону ответственности его школьной жизни. Сначала он сам собирает портфель, потом сам готовит домашние задания по предметам, с которыми хорошо справляется и т.д.
  • Зона ответственности должна расширяться постепенно. Типичная ошибка родителей — ребенок резко переходит от тотального контроля к полной самостоятельности. 
  • Начиная с 5 класса зона ответственности ребенка должна распространяться на личную его жизнь. Он должен иметь возможность распоряжаться какой-то суммой денег, например, сам оплачивать телефон. Допустим, «у тебя на месяц есть 500 руб., ты можешь сходить в кафе, положить их на телефон или оплатить он-лайн игру». 
  • К 7 классу подросток уже может самостоятельно выбирать кружки и секции, которые посещает. Но оговорите условие: сделав выбор, его нельзя изменить на протяжении определенного времени (например, бросить занятия в течение полугода). 
  • Если вы затрачиваете на образование подростка значительные материальные средства, объясните ему, что это ваш совместный проект и поэтому решения по нему вы будете принимать вместе. 
  • Не задавайте вопросов «Что у тебя случилось?» и не давайте  комментариев «Я же тебе говорил!». Просто выслушайте и сообщите свои впечатления: «Мне кажется, что тебе это интересно» или «трудно». 
  • Подростки настороженно относятся к похвале взрослых. Возможность быть свободным в своей зоне ответственности — уже само по себе награда.



Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.