Поиск

Как стать счастливым?

29/10/2010
КОРШУНОВА Наталья
613

Руководство по воспитанию оптимистов

У некоторых это получается само собой.Но с помощью определенных знаний и правил сделать своего ребенка счастливым могут все родители — независимо от условий жизни, доходов и социального статуса.

«Вот счастливый ребенок», — думаем мы, глядя на смеющегося малыша. Хорошо одетый, окруженный дорогими игрушками кроха также представляется нам счастливым. У взрослых есть много внешних признаков детского счастья: бонна, занятия гимнастикой или балетом, локоны до плеч, братья и сестры...
На самом деле все материальные блага имеют так же мало отношения к счастью, как и локоны. Смех так же не может служить показателем счастья, как печаль и задумчивость — показателем несчастья.
Жизнь полна, когда в ней есть все: взлеты и падения, радость и печаль, нежность и гнев. По-настоящему счастливый ребенок — тот, который в полной мере испытывает все эмоции,  свойственные его возрасту. Ни один нормальный, даже маленький, человек не бывает веселым и радостным каждую минуту. Он может быть расстроен, а может быть сердит или разочарован. Если считать счастье неким полюсом, то на противоположном полюсе, скорее всего, подавленность, отсутствие энергии, депрессия.


Нас также не должен  вводить в заблуждение темперамент ребенка, его природные особенности. Некоторые дети от природы экспансивны и общительны. Другие спокойны, уравновешены — или осторожны, застенчивы, чувствительны. Все это не мешает им быть счастливыми. Если, конечно, мы, родители, не будем делать из этого проблемы.
При всем том счастливых детей отличают некоторые признаки, которые можно считать общими. Они — оптимисты, то есть, считают все плохое временным и преодолимым. Они верят в свои силы, в свою способность решать проблемы и добиваться задуманного. Они умеют находить интерес и удовольствие в обычных повседневных ситуациях. Они уверены, что их любят и понимают и в хорошие, и в плохие минуты.

Психологи дают еще более конкретные определения особенностей счастливого ребенка:
 

  • он способен к близким, глубоким отношениям с другими людьми.
  •  Он испытывает самые разные эмоции — и не боится нового.
  •  К трем с половиной годам он готов понимать чувства другого и выражать словами свое понимание и сочувствие.
  •  К четырем с половиной — воспринимать себя со стороны и описывать свои переживания.


У большинства детей эти способности развиваются сами в положенный срок, у одних сильнее, у других слабее. Однако всем малышам нужна помощь и руководство — по крайней мере, в некоторых сферах. Если вам удастся помочь своему ребенку (в нужный момент и должным образом), то вы окажете ему услугу на всю жизнь.

Ставить цели, преодолевать препятствия
Хотя мы все желаем своим детям счастья, однако само по себе оно не может быть нашей целью. Счастье — это, прежде всего, наши эмоции, которые возникают, когда мы добиваемся того, о чем мечтаем.
Дети чувствуют настоящее удовлетворение, справляясь с трудностями: выполняя самостоятельно какие-то действия, преодолевая робость, проявляя решимость и волю. Слишком легкие задачи, давно освоенные умения не дают удовлетворения.
Стало быть, первая и главная забота родителей — помогать детям ставить цели и добиваться результата. Научите их выкладываться, всегда делать максимум того, на что они способны.
Эта золотая привычка сделает вашего ребенка победителем.
Если вы хотите вырастить самостоятельного, уверенного в себе человека — это не значит, что нужно всегда оставлять его один на один с поставленной задачей. Наоборот, именно совместная работа с вами может дать наилучший результат. При условии, конечно, что сами вы обладаете необходимыми качествами и навыками. Для совместной работы с детьми не стоит выбирать лишь те дела, в которых вы чувствуете себя корифеями. Наоборот, ребенку может быть интересно и полезно посмотреть, как авторитетный взрослый берется за незнакомое дело.


На самом деле, малышу чаще приходится решать именно такую задачу — ведь опыт его невелик, и почти все дела для него в новинку. Чему же вы можете научить его в такой ситуации?
Первое: уверенности, что каждая задача имеет решение.
Второе: интересу к новому, умению получать удовольствие от преодоления трудностей.
Это основное. Остальное — конкретные приемы, подходы, методики.
Не думайте, что речь идет о чем-то исключительном. Речь идет сейчас о самых простых, житейских делах. К примеру, если ваш ребенок вдруг воспылал любовью к пицце — станете вы водить его в пиццерию или покупать замороженную? Или скажете, что это вам не по карману? Или разыщете рецепт и научитесь сами делать это блюдо итальянских бедняков, а заодно придумаете десяток собственных вариаций заморской лепешки?
Маленьким детям нравится совместная работа, потому что они получают больше родительского внимания. Кроме того, они любят подражать действиям взрослых. По мере того, как дети осваивают новые навыки, они становятся все более независимыми. Знакомые дела они вполне уже могут делать сами. А вот новые лучше делать вместе, хотя бы затем, чтобы ребенок не запутался и не потерял уверенности в себе.
Уборка, стряпня или выполнение домашнего задания вместе с вами учит малыша постепенности в выполнении любой работы — шаг за шагом, одна операция за другой... Это важное умение, которое он сможет затем приложить к решению любой жизненной задачи.

Безусловная любовь


Любить ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким вы хотели бы его видеть — главное условие его нынешнего и будущего счастья. Все его мысли, чувства, черты характера должны быть признаны. Если ребенку дают понять, что какие-то его качества неприемлемы, не имеют права на существование — он, скорее всего, спрячет их, сделает вид, что они отсутствуют.
Человек, значительная часть личности которого находится в «теневой» сфере, не может быть счастливым. Он не может раскрыть себя до конца никому, даже самым близким. Даже себе самому. Кроме того, если само существование каких-то черт характера не признается — как учиться управлять ими, жить с ними?
Признать — не значит одобрить. В любом человеке достаточно такого, что не заслуживает одобрения. Но если вы хотите, чтобы ребенок боролся с собой, а не с вами, — давайте ему понять, что вы на его стороне. Поведение малыша может вас огорчать, но ваша любовь всегда с ним.

Общее дело


Знакомо ли вам ощущение полной поглощенности каким-либо занятием, когда забываешь обо всем и время как бы останавливается? Такое ощущение в детстве дает игра, позднее — любовь. Счастлив тот, кто и в зрелые годы отдается чему-то столь же самозабвенно.
Маленькие дети как никто другой склонны увлечься делом, раствориться в нем. Четырехмесячный ребенок, изучающий свои ножки, совершенно поглощен. Двухлетний может часами возиться в песке — и попробуйте его оттуда вытащить. Мальчишки, играющие в войну во дворе, вызывают у взрослых ностальгическую зависть: когда-то и они «заигрывались» до темноты, теряя счет часам.
Детей не нужно учить концентрации на чем-то одном — скорее они научат нас. От нас же, взрослых, требуется одно: предоставить детям возможность делать хоть что-то с увлечением.
Проблема в том, что по мере роста ребенка сама жизнь оставляет ему все меньше времени заниматься тем, что ему действительно нравится. А взрослые довершают дело, заполняя оставшиеся часы «полезными» занятиями.
Жесткий режим и увлеченность — трудносовместимые вещи. Вероятно поэтому у тех, кому разрешали в детстве гулять во дворе без сопровождения взрослых, все лучшие воспоминания связаны именно с играми на воле, будь то строительство запруд на весенних ручьях, игра в войну или в прятки. А те, кому не разрешали подобное, быть может, вспомнят  «подкидного»  или кубик Рубика. Но едва ли кому-нибудь придут на память гаммы. Потому что музыкой заниматься заставляли. А увлеченность, самозабвение сопровождают те дела, которые делаются по собственной воле.
Все, что требуется от родителей, — это предоставить сыну или дочке выбор и достаточно свободного времени, чтобы реализовать свои склонности. Речь здесь идет о маленьких детях, которые еще не утратили естественного стремления к активности, к реализации себя в каких-то занятиях. Ребенок постарше, которым постоянно управляли, может уже утратить волю к действию. Предоставленный себе, он будет просто часами смотреть телевизор.
Даже если малыш счастливо обрел любимое занятие — взрослым ничего не стоит испортить все дело. Достаточно включить его увлечение в ваш регламент, отвести ему строго определенное время дня и недели, взять под свой контроль — и, скорее всего, ребенок быстро к нему остынет. Запрещать и зажимать — и то не так вредно, как «подгребать под себя». Пусть это будет личная территория вашего наследника.
Еще одна распространенная ошибка родителей — это подмена стремлений ребенка собственными амбициями. Большинство взрослых склонны выбирать для детей престижные и «модные» занятия. Казалось бы, куда спешить? Пройдет всего несколько лет — и подросший ребенок сам начнет ориентироваться не на собственные пристрастия, а на друзей, подружек, моду... Общество начнет навязывать ему свои идеалы и вкусы. В сущности, у человека так мало времени для утверждения своего «я». Только дошкольное детство. Если в этот короткий период его своеобразие, его интересы уважаются и поощряются — тогда  есть надежда, что он будет отстаивать их и в дальнейшем.
Когда мы говорим, что не следует без нужды «заступать» на личную территорию ребенка — это не значит, что не нужно разделять его увлечения. Если он сам предлагает и стремится привлечь вас к своим занятиям — постарайтесь, чтобы ваше участие было неформальным.
И уж совсем хорошо, если ребенок разделит ваше собственное увлечение. Что может быть интереснее для него, чем близкий взрослый человек, с головой ушедший в любимое дело. Взрослый энтузиаст способен заразить даже скептического подростка. А уж для дошкольника нет ничего лучше, чем просто быть рядом, в магнитном поле чужого увлечения, будь то восстановление старинного автомобиля или обучение попугаев, моделирование одежды или собирание марок.

Риск — это благородно


Все дети ощущают определенное напряжение и беспокойство, принимаясь за что-то новое, отправляясь в незнакомое место или впервые встречаясь с чужим человеком. Им нужна помощь, чтобы справиться с тревогой и затем познавать мир.  
Дети, от природы решительные и смелые, превращают разумный риск в постоянный источник  воодушевления и самоутверждения. Если вчера он забрался на скамейку, то сегодня это уже забор или толстая нижняя ветка дерева, затем крыша гаража...
Ребенок, осторожный или застенчивый, обычно держится в стороне от таких занятий. Это не значит, что ему не хочется. Или не нужно. Наоборот, ему-то как раз и нужно это постоянное упражнение в преодолении себя. Иначе он лишится многих ярких ощущений, которыми так богато детство.
Родители, подходя к такому малышу с терпением и пониманием, могут постепенно закалить его волю, сделать его более решительным. Даже очень робкому ребенку стоит помочь сантиметр за сантиметром продвинуться намного дальше, чем он решился бы продвинуться один.
Главное — разобраться, в чем проблема.  Есть дети, не склонные к «физическому» риску из-за плохой координации движений. Это еще не трусость. Такой ребенок может демонстрировать решительность и мужество в других областях: участвовать в состязаниях, требующих находчивости и сообразительности, бороться со злом, проявлять принципиальность и стойкость. Здесь помощь взрослого должна состоять не в том, чтобы «закалять характер» — просто найдите малышу занятия, улучшающие координацию движений.
Напротив, иной ребенок может быть отчаянно смелым физически и крайне застенчивым в  отношениях с людьми. Это уже совсем другая проблема — и решается она другими методами.
Все дети разные. Один боится наказания, другой — неудачи и насмешки. Одному  не хватает характера заявить о себе, настоять на своем — у другого собственные желания и импульсы настолько слабы, подавлены, что он их просто не ощущает. В каждом случае, естественно, нужен свой подход.
Лучшее средство помочь ребенку — это вообще никогда не употреблять таких определений, как «стеснительный», «робкий», «трусишка»... Наоборот, делайте акцент на том, что это нормальные проблемы, с которыми сталкиваются все. Просто одни уже научились справляться с собой, а другие только учатся.
Практика показывает, что при соответствующей поддержке взрослых примерно половина робких детей «перерастают» свою робость.


Стойкий оловянный солдатик


Сломанная игрушка, несправедливое наказание, злой обидчик... Болезнь, развод родителей, смерть близких... Как бы мы ни старались, мы не можем защитить своих детей от горя и напастей.  
Чрезмерно оберегаемые от огорчений дети вырастают менее счастливыми людьми. Им не хватает стойкости в несчастьях, они не умеют с ними справляться, выходить с достоинством из трудных ситуаций. Если родители слишком стремительно кидаются на защиту ребенка от огорчений — у него возникает сомнение в своих силах. Он просто не знает, как справляться с проблемами самостоятельно — и не уверен, что это вообще возможно.
Одна из самых трудных задач взрослых — найти баланс между сочувствием и поддержкой с одной стороны — и позицией «это твоя проблема» с другой.
Безусловно одно: ребенок имеет право быть несчастным. Он не обязан ради душевного комфорта родителей постоянно находиться в прекрасном настроении. Они, со своей стороны, не обязаны плясать вокруг него и отгонять с его небосклона каждую тучку.
Более того, желательно, чтобы родители не принимали слишком близко к сердцу огорчения ребенка и сохраняли некоторую эмоциональную дистанцию. Ребенок будет только напуган, если его проблемы вызовут у родителей такие же бурные переживания, как у него самого. Не проваливаться вместе с ним в пучину страданий, а наоборот, дать ощущение перспективы, объяснить, что это еще не конец света — вот задача близких.
При этом чувства ребенка требуют серьезного и уважительного к себе отношения. Его страдания реальны. Над ними нельзя смеяться, как над любыми страданиями, кроме своих собственных. Если вы хотите научить ребенка относиться с юмором к каким-то проблемам — лучше всего продемонстрировать это на собственном примере.

«Завтра будет лучше, чем вчера»


Основа эмоционального благополучия ребенка — оптимизм, то есть здоровое, позитивное отношение к жизни и к себе самому.  
Есть природные оптимисты, получившие такое мироощущение в дар при рождении.   Но если даже ваш ребенок не из их числа, вы все же можете скорректировать его восприятие, несколько изменить тот угол, под которым он видит окружающую действительность.
Природные оптимисты — не обязательно благополучные люди. Это также не толстокожие носороги, для которых удары судьбы — всего лишь булавочные уколы. Их отличает от остальных лишь восприятие неприятностей и несчастий как временных и преодолимых. Они верят в себя, в то, что многое зависит от них, что они в состоянии влиять на обстоятельства и менять их к лучшему.
Многое из того, что кажется  прирожденными  чертами характера, на самом деле можно отнести к плодам воспитания. Даже маленький ребенок восприимчив к таким установкам, как «ты можешь, ты справишься», «все будет хорошо» или «бедняжка, кто тебя обидел?» и «мир так несправедлив!».
Психологи утверждают, что есть черты характера, в большой мере присущие счастливым людям.
Приветливость, отзывчивость позволяют им ладить с окружающими, быть в гуще событий, не замыкаться на собственных проблемах и переживаниях.
Позитивное и добросовестное отношение к любой работе превращает труд из бремени в увлекательное и результативное занятие.
То и другое при любых обстоятельствах влияет на качество жизни, дает уверенность в своих силах. Мы не можем принести своим детям счастье на блюдечке с голубой каемочкой. Но мы можем сделать для них кое-что более важное: научить их добывать удовлетворение и радость даже из самой бедной житейской руды.

Депрессия — вор  похищающий радость жизни


До недавнего времени считалось, что дети не страдают от депрессии.  Но теперь известно, что она встречается даже  у 4—5-летних. По мере приближения к юношескому возрасту она становится все более распространенным недугом.
Приводимые ниже признаки могут считаться предупреждающим сигналом, особенно если они проявляются ежедневно на протяжении, по крайней мере, двух недель:

 

  • перемена настроения. Ребенок может быть печален, плаксив, раздражителен — либо слишком спокоен и безучастен;
  •   сон намного больше или меньше, чем обычно;
  •  заметное изменение аппетита;
  •  отсутствие энергии;
  •  рассеянность;
  •  неспособность радоваться, получать удовольствие от чего-нибудь.
     

    Серьезная депрессия — не единственная проблема. Психологов беспокоит также распространение дистимии или микродепрессии. Опасность ее в том, что она чаще остается незамеченной. Родители постепенно привыкают к особенностям настроения и поведения ребенка, считают, что он «такой уродился».
 

    

Дети-дистимики неспособны испытывать высокие взлеты, яркие переживания радости и восторга, как большинство других детей, в то время как горести и обиды они воспринимают очень остро. Они могут быть слишком серьезны для своего возраста или болезненно чувствительны к критике. Как правило, именно эти дети по мере взросления  становятся первыми жертвами настоящей серьезной депрессии.
 

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.