Неожиданность № 1. Малыш торопился
Какое еще происшествие может считаться более обыденным, чем падение крохи? Однако, родительская реакция на него очень важна для маленького человека. Но отреагировать можно по-разному.
— Если малыш упал, но не ударился, можно сказать: «Молодец, удачно упал, даже не стукнулся. Скоро будешь совсем ловким!» А можно так: «Эх, что ж ты до сих пор такой неуклюжий? Опять испачкался. Вставай, рохля!».
— Если карапуз ударился, и ему больно, можно отреагировать таким образом: «Больно, хороший? Ну, потерпи, сейчас пройдет!». А можно так: «Ну, плакса, совсем, как девочка!». Девочке в этом случае скажут: «Плачешь, как маленькая!».
Даже если не произошло ничего особенного, уважайте чувства малыша. Не отмахивайтесь, если даже его страдания кажутся вам пустяковыми. Пожалейте и поддержите его.
Неожиданность №2. Дурной пример
Детишки двух лет и старше очень любят подражать. Подражая сначала неосознанно, потом — намеренно, дети учатся у нас всему тому, что умеем мы. Вот карапуз не мог даже пить из чашки, потом он уже чистит зубы, завтра — шнурует ботинки и «читает» газету, как папа.
Когда вы окажетесь на детской площадке, дело примет совсем иной оборот. Один ребенок заметил никому не нужные качели и пошел качаться. И все остальные десять малышей — за ним. Вам же придется объяснить маленькому человеку, что необходимо дождаться своей очереди.
Полчаса спустя другой карапуз направился к клумбе, чтобы нарвать любимой бабушке букет. За ним тут же побежал еще один, и вот панамка вашей дочки уже белеет где-то среди тюльпанов! Как бы там ни было придется остановить кроху, нужно это сделать и рассказать ей о том, что клумба в парке разбита для всех, и рвать на ней цветы нельзя.
А если на площадку забрела никому неизвестная кошка? Дети уже толкаются вокруг нее, чтобы непременно погладить. Если вы не сторонник таких мероприятий, следует придумать что-то из ряда вон выходящее. Подкатите прогулочную коляску и срочно объявите чаду, что начинается игра в волшебную колесницу. Тот, кто сядет в нее первым, успеет домой к фантастическому ужину. Причем, по дороге вам придется продумать супер-меню...
Неожиданность №3. Подружки лопнут от зависти!
Маленькие дети не умеют тихо завидовать. Наиболее типичная ситуация: ребенок берет с собой дорогую, привлекающую внимание вещь на прогулку или в сад, а вечером возвращается в слезах — приносит домой лишь то, что от нее осталось.
Если вы не хотите, чтобы ребенка невзлюбили вчерашние друзья, старайтесь, чтобы игрушки чада сильно не выделялись среди других. Если вам хочется как-то особенно побаловать ребенка, убедите его не брать подарок на улицу. Вы можете сказать малышу все, как есть: «Не у всех детишек в нашем дворе есть такие вещи. Зачем нужно, чтобы они расстроились?». Этим вы «убиваете еще одного зайца»: закладываете у ребенка представление о том, что хвастаться некрасиво.
Неожиданность № 4. Вы купили обновку
Еще совсем недавно карапуз важно восседал в своей коляске и на его голове красовался ажурный беретик абрикосового цвета, связанный бабушкой. Сегодня он — первооткрыватель, осваивает новые пространства. И с этим придется считаться...
Детские вещи порой так милы, так привлекательно выглядят, что нам, родителям, трудно удержаться от того, чтобы не купить малышу еще одну обновку. А когда чадо изъявляет справедливое желание больше никогда с ней не расставаться, родители говорят: «Не играй сегодня в песке, не ходи по лужам — ты испачкаешься...». Или: «Немедленно подними кофту! Трава мокрая!».
Получается забавная вещь: мама или папа хотели сделать сыну (дочке) приятное, а вместо этого — испортили прогулку. Выход из положения такой: либо не покупайте детям вещей, с которыми нельзя обращаться, как заблагорассудится, либо, если уже купили — смиритесь и впредь будьте практичнее. Одежду для двухлеток, увы, лучше покупать не красивую, а удобную и дешевую.
Неожиданность №5. Хочу луну!
Кроха чувствует себя во дворе, как дома. У него полным-полно друзей и много игрушек. А у друзей — масса своих игрушек. И однажды вы обязательно услышите: «Хочу...».
У вас есть несколько вариантов того, как себя вести в сложившейся ситуации. Самый распространенный — это использовать метод обесценивания: «Зачем она тебе нужна? Смотри, какая она некрасивая (неинтересная, похожа неизвестно на что, твои — лучше)». Но этот способ негоден по двум причинам. Во-первых, вы сознательно запутываете ребенка: он считает, что ему нужна именно эта игрушка, а вы убеждаете, что — нет. Во-вторых — вы обучаете его тому, что впоследствии разовьется в привычку к самообману: «Когда мне что-то нужно, но у меня этого нет, я должен убедить себя в том, что мне этого не надо». Кроме того, выходит, что новый друг вашего малыша — дурачок: ведь ему нравится такая никчемная вещь!
В любом случае, старайтесь не обманывать ребенка. Скажете: «Да что он, собственно, понимает?». Он понимает все. Поэтому, если не можете купить такую игрушку, объясните почему, и по возможности честно.
Для малыша песочница или детская площадка — это целый мир. Старайтесь как можно меньше «портить» его воспитанием, и одновременно — используйте все происходящее с карапузом, как пищу для его развития. Ведь время летит быстро, дети вырастают мгновенно, а жизнь состоит из мелочей...
сайт Полины Гавердовской - психолога и психотерапевта