Поиск

Идущие вместе и идущие врозь

07/10/2008
1014

Ребенок – индивидуалист или коллективист?

Индивидуализм – что это?

Каковы принципы индивидуализма? «Каждый заботится о себе». «Каждый работает для себя». И только лишь автоматически, абсолютно бессознательно связан с обществом. Главенство личных целей и самостоятельность действий – вот основные признаки индивидуализма.

Одна из главных предпосылок развития индивидуализма – это благосостояние общества. Объясняется этот феномен тем, что рост финансового благополучия ведет к социальной и психологической независимости человека. Чем выше благосостояние, тем больше возможности реализовать себя. Поэтому индивидуализм в странах богатого Запада развит сильнее, чем в странах бедного Востока. Кроме того, увеличение степени индивидуализма связано и с темпами прироста населения. Чем ниже прирост населения, тем чаще возникают малочисленные семьи, в которых складываются благоприятные условия для ориентации ребенка на самого себя.

Индивидуализм напрямую связан с возможностями выбора. Чем более разнообразна нормативная система общества, тем больше шансов развития и процветания индивидуализма. Такое разнообразие норм наблюдается в многокультурных, космополитических обществах, а также на стыке разных культур. Выбирая, в соответствии с какой системой норм действовать, человек совершает первый шаг к автономии и независимости.


Индивидуализм и коллективизм в современной России

С падением советской власти и разрушением государственных структур (в том числе систем бесплатного образования и медицины) каждый россиянин оказался предоставленным самому себе. Конечно, главенство коллективистских взглядов не привело к полному уничтожению индивидуалистических начал в сознании россиян, но все же сильно их придавило. Реабилитация индивидуалистических ценностей началась только в 1980-е.

В хорошей артели — все при деле!

Коллектив – это не набор одинаковых, как спички, «Я». В коллективе каждый – личность, каждый – индивидуальность. Совместная деятельность группы людей — это еще не всегда коллектив, настоящий коллективизм предполагает не только сотрудничество и взаимопомощь, но и обязательное признание ценности всего коллектива и каждого его члена, что отражается в старинной русской пословице: «В хорошей артели — все при деле!». Для подлинного коллективизма необходимо такое восприятие мира, когда ты действительно ощущаешь себя ценным «винтиком» в общей машине; сознание, что без тебя эта машина просто не будет действовать, остановится. Пожалуй, такой тип сознания ярче всего проявляется только у японцев с их приверженностью интересам родного отечества.


Немного сухой статистики

Эмпирические исследования места индивидуализма в российской ментальности начались лишь в 1990-е.

  • В 1990 году 58% опрошенный не одобряли тех, кто пытается выйти за рамки коллектива но при этом только 20% считает, что необходимо руководствоваться мнением большинства и 56% выступает за самостоятель- ное принятие решений.

  • В 1997 г. результаты были такие: пятой части опрошенных (22%) ближе стратегия героя-одиночки, действующего чаще всего только в соответствии со своими намерениями, а 42% больше склонны придерживаться второй стратегии – человека общественного, учитывающего мнения окружающих. Еще 29% выбирают либо первый, либо второй принцип поведения в зависимости от обстоятельств. Индивидуалистов оказалось больше среди самых молодых и самых богатых. Гибкие стратегии (тот или иной стиль поведения в зависимости от обстоятельств) чаще выбирают самые образованные, а также люди средних лет – от 45 до 58. Интересно, что больше всего коллективистов – среди жителей столиц, а меньше всего – среди жителей сёл.

  • Позже, уже в начале XXI века, по оценкам современного российского социолога М.К.Горшкова, доля приверженцев индивидуалистических ценностей (25–30% населения России) оставалась ниже доли приверженцев коллективизма (35–40%).


Коллективизм – главная ценность советской эпохи

В советскую эпоху ценности коллективизма были объявлены государственной идеологией, а ценности индивидуализма – проявлением отсталости и антиобщественного эгоизма. Почти вся официальная советская литература построена на сюжетах, имевших место в реальной жизни, когда люди не жалели сил, здоровья или даже ценой жизни совершали трудовые подвиги «на благо родины». Человек, например, мог погибнуть, спасая от пожара табун лошадей или колхозный урожай.

Многие считают, что при советской власти сам смысл коллективизма был извращен, люди приучились разделять общественную (государственную) и частную жизнь, любым способом сопротивляться вмешательству государства в личную жизнь. Коллективный энтузиазм остался только в старых советских фильмах и литературе.


Человек – существо общественное

Самый важный признак человека заключается в том, что он - существо социальное. Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. «Дитя человеческое» после рождения – самое неприспособленное существо, и какой человек из него вырастет, зависит от окружающего мира, от семьи, от общества, которые учат его жить, дают ему знания, умение трудиться. Вспомним слова А. Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое». Однако, как говорил Ф. Ларошфуко: «Тот, кто думает, что можно обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибаются ещё больше». Так в человеке сочетаются 2 противоположных потребности: общение с людьми, стремление к обществу и стремление уйти от коллектива. В нашем порой чересчур информатизированном обществе на людей ежедневно обрушивается лавина информации, и вполне естественно, что они испытывают потребность в уединении.


Ребенок – индивидуалист или коллективист?

Индивидуализм и коллективизм – это морально-нравственные категории, и они не являются врождёнными чертами характера. Однако на разных этапах развития ребёнку свойственны как индивидуалистические, так и коллективистские черты. До 3 лет ребёнок – индивидуалист, даже эгоист: он не терпит «вторженцев» и воспринимает своих сверстников как «пищевых конкурентов». В этом возрасте дети не умеют добровольно расставаться с понравившимися им вещами: здоровый детский эгоцентризм – это нормально. Около двух лет ребенок впервые осознает, что существуют вещи, которые принадлежат только ему. Кроватка, одежда, игрушки – про все это малыш теперь уверенно говорит «мое». Но ребенок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя. Поэтому попытки других детей завладеть ими он расценивает, как посягательство на него самого. В этот период ребенок проходит фазу построения собственного «Я», психологически отделяясь от мамы. Обретая чувство автономии, он выстраивает и обозначает границы своей личности.

К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. В этот период ему необходимо общение со своими сверстниками – он учится жить в коллективе.

Младшие школьники – все индивидуалисты, а вот уже позже, лет в 8 – 9, снова проявляются коллективистские черты. Дети больше времени проводят среди своих сверстников. Они учатся строить равноправное сотрудничество между своими товарищами, мыслящими и чувствующими по-разному. Безусловно, коллектив может сломать человека, особенно детский коллектив, если рядом нет грамотного взрослого, ведь, как известно, иногда дети бывают очень жестокими. В подростковом возрасте ребёнок все чаще и чаще поступает так, как считает нужным, а иногда, чтобы казаться более независимым и самостоятельным, преднамеренно делает все наоборот.


СемьЯ

Для чего нужна семья? Прежде всего, она необходима для чувства защищённости и поддержки. Как неуверенно мы себя чувствуем в одиночестве. Задачи, которые перед нами постоянно ставит судьба, вызывают, чаще всего, неуверенность в своих силах.

Но, согласитесь, любые проблемы по плечу сплоченной семье, как в той сказке: веник целиком не сломаешь, а отдельно по прутику - легко! Если у ребенка дружная семья, где царят любовь, взаимопонимание и тёплые отношения, то, скорее всего, он будет строить отношения в своей семье по той же модели. К концу 90-х годов ценность семьи возрастает. Проведённые в 1999 г. исследования убедительно демонстрируют, что современным людям в гораздо большей степени свойственно заботиться о семье, чем пренебрегать семейным долгом. Значительно возросла ценность свободы, независимости, личного достоинства – 51,8 %. Нынешнее поколение детей и подростков по своим устремлениям и ценностям вполне созвучно воспитывающим их взрослым. Психологи, работающие в школах, отмечают, что основная проблема, с которой дети приходят к ним, – это отношения в семье, дефицит общения с родителями, нехватка внимания.


«Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»

В недалеком прошлом нравственному воспитанию личности в системе образования уделялось огромное внимание. В основе российской педагогической традиции лежали следующие принципы: помощь более слабому, работа в коллективе, трудовая помощь и постоянная взаимозависимость. В настоящее время в отечественной педагогике отличительными чертами новой культуры воспитания становятся разнообразие воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, увеличение степени свободы учащихся, что в основных чертах соответствует европейским рекомендациям. Однако зачастую отечественными разработчиками вместе с идеологическими ориентирами коммунистических идеалов частично или полностью отбрасывается из поля зрения воспитание черт характера, формирующих ценностные отношения к человеку и его жизни, к труду, к государству и обществу. Специалисты отмечают, что сегодня в систему воспитания начинают проникать законы рынка. Следствием необдуманной модернизации в системе образования может стать замена нравственных критериев критериями рациональности.


Загадочная русская душа

Многие народные пословицы отразили коллективистскую ориентацию поведения русского человека: «Один в поле не воин», «На миру и смерть красна», «Одна рука и в ладоши не бьет», «Даже лес шумит дружнее, когда деревьев много» и др. Однако, в этих пословицах прослеживается, скорее, отрицание ценности одиночества: «Двое — не один, маху не дадим»; «Один ум хорошо, а два — лучше»; «Коли два, так не один» и т.п. Все эти выражения формы коллективного сознания выражают, скорее, не ощущение «счастья в толпе», а необходимость для каждого человека иметь рядом родственную душу, близкого человека, друга, с которым «и горе пополам разгорюешь».

А вот индивидуализм, эгоизм, уклонение от сотрудничества, противопоставление себя коллективу, даже нежелание поддержать разговор (например, со случайным спутником) всегда воспринимались русскими как неуважение, высокомерие, было просто непонятным, ведь «одному и топиться идти скучно», а самое худшее в жизни, когда ты «один как месяц в небе».

Но разве отрицание одиночества — то же самое, что коллективизм? Безусловно, считать всех русских большими коллективистами — сильное преувеличение.

Какое мировоззрение будет близко человеку: индивидуалистическое или коллективистическое – зависит от многих факторов. Это и положение в стране, и образование, и отношения в семье и коллективе. Безусловно, литература, искусство и тот поток информации, который ежедневно обрушивается на нас, - всё это тоже формирует мировоззрение, но это, скорее, второстепенные факторы, которые ложатся на какую-либо благодатную почву. Проведя мини-опрос среди своих знакомых, я пришла к выводу, что все они считают себя индивидуалистами и на первое место ставят личные цели и интересы своей семьи. Но в то же время прекрасно чувствуют себя в коллективе и, являясь частью своей команды, выполняя каждый свою роль, настроены работать на достижение коллективный цели. Исследования, проведенные российскими учеными, подтвердили предположение русских философов о «слиянии» индивидуализма и коллективизма в российской повседневной жизни: если люди Запада тяготеют к ярко выраженному индивидуализму, а люди Востока – к ярко выраженному коллективизму, то для российской культуры характерна «промежуточность», «золотая середина».


Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.