Поиск

Преодоление конкретных трудностей общения, порожденных застенчивостью

27/11/2011
1283

Расколдуй невидимкуПрорабатывая первый раздел книги, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка: постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот,они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить.

Упорное сопротивление и тем более желание играть по своим, а не по чужим правилам свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере – претензии на лидерство. А часто и повышеннаядемонстративность – одно с другим тесно сцеплено.

Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения.Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие трудности. Поэтому в этом разделе надо выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему ребенку справиться с его психологическими проблемами. 

Раскрепощающие игры и упражнения 

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, – это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко.

Многие родители пытаются отдатьзастенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы привсем желании нельзя отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо. Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он «как девчонка» (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут егоеще и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребенок с подавленной волей обычно не рискует роптать и покорно отправляется в танц-класс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Сначала займитесь раскрепощением своего малыша сами. Как? Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ. 

1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»

Игра для детей 4–13 лет

Пожалуй, самое важное здесь – правильная мотивация ребенка на игру. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов, конечно, когда убеждаются, что у них это получается, вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку.

Сперва играйте вдвоем. Затем, когда ребенок уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает с помощью мимики какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, восторг). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом (либо с куклами, либо самим)маленькую сценку с соответствующим сюжетом. 

2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ»

Игра для детей 5–10 лет

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мира семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае –психокоррекция,а не установление справедливости. 

3. «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ»

Игра для детей 4–13 лет

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят показать средствами пантомимы различных зверей и птиц.

Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте сначала представить себе, как бы вы сами изобразили то или иное животное, например, сможете ли вы похоже изобразить броненосца или бегемота? Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.

Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими, и неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. То есть он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда,думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10–15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение к ним окружающих. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и научат лучше понимать других людей. 

4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ – МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ – ПОКАЖЕМ»

Игра для детей 5–13 лет

Задача этой распространенной детской игры – без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются ролями. 

5.ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ

Игра для детей 5–13 лет

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее средствами пантомимы. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

◊ Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

◊ Ребенок видит на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится – оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком.Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше.)

◊ Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

◊ Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится.

◊ Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю.)

Фрагмент из книги Татьяны Шишовой "Расколдуй невидимку"

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.