Преодоление конкретных трудностей общения, порожденных застенчивостью
Преодоление конкретных трудностей общения, порожденных застенчивостью
27/11/2011
803

Расколдуй невидимкуПрорабатывая первый раздел книги, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка: постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот,они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить.

Упорное сопротивление и тем более желание играть по своим, а не по чужим правилам свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере – претензии на лидерство. А часто и повышеннаядемонстративность – одно с другим тесно сцеплено.

Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения.Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие трудности. Поэтому в этом разделе надо выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему ребенку справиться с его психологическими проблемами. 

Раскрепощающие игры и упражнения 

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, – это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко.

Многие родители пытаются отдатьзастенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы привсем желании нельзя отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо. Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он «как девчонка» (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут егоеще и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребенок с подавленной волей обычно не рискует роптать и покорно отправляется в танц-класс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Сначала займитесь раскрепощением своего малыша сами. Как? Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ. 

1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»

Игра для детей 4–13 лет

Пожалуй, самое важное здесь – правильная мотивация ребенка на игру. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов, конечно, когда убеждаются, что у них это получается, вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку.

Сперва играйте вдвоем. Затем, когда ребенок уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает с помощью мимики какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, восторг). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом (либо с куклами, либо самим)маленькую сценку с соответствующим сюжетом. 

2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ»

Игра для детей 5–10 лет

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мира семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае –психокоррекция,а не установление справедливости. 

3. «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ»

Игра для детей 4–13 лет

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят показать средствами пантомимы различных зверей и птиц.

Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте сначала представить себе, как бы вы сами изобразили то или иное животное, например, сможете ли вы похоже изобразить броненосца или бегемота? Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.

Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими, и неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. То есть он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда,думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10–15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение к ним окружающих. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и научат лучше понимать других людей. 

4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ – МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ – ПОКАЖЕМ»

Игра для детей 5–13 лет

Задача этой распространенной детской игры – без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются ролями. 

5.ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ

Игра для детей 5–13 лет

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее средствами пантомимы. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

◊ Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

◊ Ребенок видит на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится – оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком.Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше.)

◊ Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

◊ Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится.

◊ Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю.)

Фрагмент из книги Татьяны Шишовой "Расколдуй невидимку"

Вам также будет интересно
Обучение английскому детей с 3 лет | Особенности курсов иностранного языкаЧитать статью
Что такое беременность и как правильно ее диагностироватьЧитать статью
Актуальные сладкие подарки на Новый год в разных упаковкахЧитать статью
Бесконечные «почему» Читать статью
7 простых рабочих методик обучения ребенка счетуЧитать статью
О гармоничных точках соприкосновения у детей рассказывает Юлия Борисовна Гиппенрейтер Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.