Поиск

Мама, поиграй со мной! Как играть с ребенком?

11/03/2010
НЕФЕДОВА Марина
929

Вся детская комната завалена самыми разнообразными игрушками, от
конструкторов, всевозможных кукол и машинок до радиоуправляемой железной
дороги. А малыш ходит за мамой и хнычет, что ему скучно и он не знает, чем
заняться. В чем причина? Он не любит или не умеет играть? Ему не нравятся
игрушки? Или дело вообще не в разнообразии и количестве игрушек, а в чем-то
другом?

Разобраться в этом вопросе нам помогла  психолог Центра духовного
развития детей и молодежи Светлана Витальевна ГРЕЗЕВА.

Главное дело ребенка
Когда родители обращаются к психологу по поводу того, что ребенок не умеет
играть, всегда уточняю – а что именно вы делаете с игрушками? И оказывается,
что многие родители просто предоставляют ребенку игрушки – дарят, покупают,
но не играют с ним сами. Многие мамы признаются: «Ну, мне это неинтересно».
И нередко так получается, что для родителей игра их ребенка – это
возможность выкроить время, чтобы заняться какими-то своими делами или
отдохнуть. И если главная базовая потребность ребенка – общение с родителями
– не удовлетворена,  ребенок не будет играть, а будет всячески стремиться к
контакту с родителями, без этого жизненно важного «витамина» развитие
ребенка искажается.
Чтобы научить играть ребенка, важно привносить что-то из реальности, из
повседневных дел в игру, и наоборот. Например:  после просмотра ребенком
любимого мультика можно поиграть в любимых персонажей из него. Это займет
всего 5–10 минут, а после того как малыш втянется, можно пойти готовить ужин
и посоветовать крохе сделать десерт для своих любимцев.
Я помню пример из своей жизни – мне было года три, моя мама чистила
картошку, а я подошла к ней и стала спрашивать: а что ты делаешь? Она
говорит: я чищу картошку, а дальше началась игра:  она показывала мне 
очищенную картофелину и говорила – смотри, это слон, а это медведь. И мы
начинали с ними разговаривать: «Слон, что ты делаешь, куда ты идешь?»  И вот
уже медведь со слоном плавали в озере-кастрюле, мама продолжала спокойно
чистить картошку, а я, не отвлекая ее, играла с этими очищенными
картофелинами.

В психологической литературе приводится пример, описывающий девочку, у
которой вместо игрушки был носовой платочек. Она с его помощью, сворачивая
его разными способами, устраивала многочасовые игры – платочек у нее был и
зайчиком, и девочкой, и птичкой, и бантиком.  Она разворачивала с ним целые
сюжеты. Игрушка была одна, а игр – большое количество.


От погремушек до трансформеров
В раннем возрасте (от рождения до 2,5–3 лет)  ребенок осваивает предметы, и
для него игрой является просто манипулирование ими – он их трогает, пробует
на вкус, смотрит, как они падают, вкладывает одни предметы в другие, гремит,
стучит – осуществляет с ними  все многообразие исследовательских действий. В
это время идет интенсивное сенсорное развитие, когда ребенок осваивает
основные свойства предметов: форму, цвет, материал игрушки.
Важны:  погремушки, кубики, музыкальные игрушки, пирамидки, волчки, каталки,
вкладыши, наборы животных, мячи, крупный простой конструктор, разнообразие
форм, фактур, материалов – то, что можно безопасно исследовать.
В этом возрасте рекомендуются игрушки основных цветов – красного, желтого,
синего, зеленого, и, конечно, натуральных оттенков. Дополнительные цвета –
оранжевый, розовый, сиреневый – лучше включать в игру ближе к трем годам.

В среднем дошкольном возрасте (от трех до пяти лет) активно развивается
мышление, речь и воображение ребенка, он населяет игровое пространство
персонажами – животными, куклами. Идет интенсивное освоение социальных
ролей, отношений между людьми.  
Важны: мягкие игрушки и куклы, по отношению к которым он может выполнять
родительские роли, а также игрушки, имитирующее  бытовые предметы, – детская
посуда, строительные конструкторы, машинки, игрушечная мебель – они
позволяют воссоздать в игровом пространстве свой символический мир. В этом
возрасте подходят пальчиковые или наручные игрушки, потому что они
объединяются с телом ребенка и их можно оживлять: говорить, двигаться, 
более активно участвовать в игре.
Очень хорошо, чтобы в этом возрасте у ребенка была любимая мягкая игрушка. В
психологии это называется переходным (замещающим) объектом привязанности,
который  может символически заменить родителя – ребенок засыпает один,
родитель не может с ним быть всю ночь, но этот мягкий медвежонок или собачка
будут рядом, и это будет создавать ощущение присутствия, успокаивать,
утешать. Но опять же, это будет работать, если этот медвежонок сначала
«ожил» в руках мамы – поговорил с ним ласковым голосом, предложил во
что-нибудь поиграть.
Дети в этом возрасте иногда удивляют родителей тем, что могут вместо
какой-то красивой машинки выбрать брусочек, отдаленно похожий на машинку. А
крохе так интереснее – его фантазия доигрывает именно ту машину, которую он
хочет.

Для ребенка убирать игрушки – значит сузить свое игровое пространство,
поэтому делать это нужно, тоже играя: «вот игрушки  пошли в свой домик,
чтобы там отдохнуть, машинам нужно поехать в гараж на ремонт», и конечно,
эмоционально поддерживайте ребенка, показывайте ему, что вы радуетесь, когда
он складывает игрушки сам, как взрослый, подчеркивайте, что игрушки – это
его мир, и он в нем главный.


В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) полезно приучить детей к домашнему
труду с помощью игры. Веник может превратиться в какую-нибудь танцующую
принцессу, которая должна ровненько пройтись по всему полу.
В игре у ребенка есть возможность переработать и отыграть свои впечатления,
причем как положительные, так и негативные: родитель поругал, а кроха
похожую ситуацию проигрывает с куклами, и таким образом осмысляет,
переживает происходящие с ним  события, психологически перерабатывает их,
учится справляться с ними.
Важны: ролевые игры и игры с правилами: дочки-матери, магазин, настольные
игры. Также необходимы многосоставные и, желательно, разнообразные
конструкторы, мозаики, пазлы.

Родителям на заметку
Если ваше чадо очень хочет какую-то дорогую игрушку, а ваш бюджет не
позволяет ее приобрести, то попытайтесь отыскать какие-то другие замещающие
варианты – можно, например, ходить в игровую комнату, где есть эта игрушка
 (иногда ребенку бывает этого достаточно, и через  какое-то время он в нее
наиграется).
А еще среди игрушек очень хорошо иметь самые примитивные, например
 деревянные чурбачки,  природные материалы – они очень развивают
воображение. 
Многие родители хотят, чтобы ребенок умел сам себя занять, и это очень
хорошо и правильно.
Если ребенок не может остановиться в игре – это нормально. Если, наоборот,
он ходит за родителем хвостом, не может найти себе занятие, – это сигнал
того, что ему нужно родительское внимание. И сколько бы у него ни было
игрушек, самых красивых и дорогих, если ему не хватает родительского
общения, никакие игрушки не смогут его заменить. 

Меню крохи после полугодаЧитать статью
Всегда оставайтесь красивымиЧитать статью
Укрепляем иммунитетЧитать статью
Лекарства для… здоровыхЧитать статью
Может ли дебетовая карта уйти в минусЧитать статью
Брекеты и возраст: когда не поздно заняться красотой своей улыбкиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.