Поиск

"Не играй в мои игрушки"

07/10/2008
СЕЛЕЗНЕВА Вера
570

        Собственность как стремление к безопасности
        В одном фантастическом романе-утопии, которые были модны в нашей стране в 20-х годах, говорится о некоем идеальном обществе на отдаленной планете, где, как нетрудно догадаться, у всех всего вдоволь и все общее. У детей, поголовно находящихся на общественном воспитании, также ни в чем нет нужды. Но даже там воспитатели замечают, что дети часто ссорятся из-за игрушек и делят вещи на "мое" и "твое". В романе это объясняется чем-то вроде временного социального атавизма - дескать, дети в своем развитии проходят ту "дикую" стадию человеческой истории, когда каждый был за себя, а возможность удовлетворения личных потребностей не была общедоступной.
        Фантастика фантастикой, но в ней хорошо подмечен факт, с которым часто сталкиваются родители: вроде бы у детей все есть, а они все равно что-то делят. Почему так происходит? Сама природа "накопительства", стремления к собственности - общая и у детей и у взрослых. Наши вещи - продолжение нас самих, частичка нашего Я, одна из основ нашей безопасности. Представьте-ка себя без квартиры, без денег, без личных вещей - просто жутко! И ребенок точно так же нуждается в собственности.
        В детских домах, где дети страдают от заброшенности и казенщины, психологи проводят такую работу. Ребенку дают какую-нибудь игрушку и говорят: "Я знал тебя, когда ты был маленьким. Эта игрушка из твоего дома. Ты ее очень любил. Возьми ее, она твоя". Если б вы знали, как важна становится для ребенка именно эта, "своя собственная" вещица - даже если у детского дома богатые спонсоры и дети ни в чем не нуждаются! Часто они даже "узнают", "припоминают" эту игрушку и уже никогда с ней не расстаются.
        Но и вполне благополучному домашнему ребенку важно иметь свои собственные вещи. Они, как ни громко это звучит, создают ему надежный тыл, подчеркивают его значимость. Итак, на что следует родителям обратить внимание?

Личная территория
        У ребенка обязательно должно быть свое местечко в квартире - если не отдельная комната, то хотя бы относительно изолированный уголок. Там ему позволительно вести себя более свободно, что-то менять в обстановке, приглашать гостей, спокойно делать уроки.
        ...Мама 11-летнего Алеши вдруг стала замечать, что сын порой подолгу... сидит в туалете. "Сынок, с тобой все в порядке? У тебя живот не болит?" - вопрошала она через дверь. "Не, ма, все нормально", - отвечал сын и вскоре нехотя выходил. Что же это - странная привычка? А дело в том, что Алеша с мамой живут в однокомнатной квартире, находясь практически постоянно бок о бок друг с другом. Но стоило маме немного перепланировать обстановку и поставить мебельную стенку так, что у мальчика появился свой закуток - его "туалетные бдения" прекратились. Вообще, довольно часто родители тех детей, у которых дома нет возможности побыть в одиночестве, замечают, что те проводят слишком много времени в туалете или в ванной - местах, где уединение "санкционировано". Порой для них это единственная возможность отдалиться на время от окружающих.
        Однако с ребенка, у которого есть своя территория, и больший спрос. Родители вправе требовать от него более бережного отношения к вещам, к поддержанию порядка и др. При этом и взрослые не должны забывать о его правах. Более старшие дети имеют право запереться изнутри, и входить к ним можно только с их согласия. Если, например, другие члены семьи то и дело вторгаются в пространство ребенка и беспрепятственно берут любые вещи, не ждите от него ревностного хозяйского отношения к этой территории. Иногда дети даже протестуют против хранения в своем шкафу посторонних предметов или нахождения в их комнате единственного в квартире телевизора, который приходит смотреть вся семья. С этим - разумеется, в меру возможностей - нужно считаться. Как бы вы ни были стеснены в условиях, попытайтесь найти компромисс.
        Также важно научить детей уважать территорию родите-лей - например, не входить без разрешения к ним в спальню.
        С другой стороны, не стоит создавать проблему искусственно на пустом месте. Если двое или трое ваших детей вполне уживаются в одной комнате, а главу семьи не приводит в ярость оставленная на его столе чья-то чашка с недопитым чаем - не стоит рисовать по квартире демаркационных линий. Продолжайте жить так же дружно.
        "Положь на место!"
        Теперь о личных вещах. В семье должно быть уважение к собственности, даже самой незначительной. Всем - и взрослым, и детям - следует знать: брать чужого без спросу нельзя. К сожалению, это правило чаще действует в одностороннем порядке: младшим запрещается брать вещи старших. Дети не могут рыться в папином кейсе, малыша ругают, когда он лезет в письменный стол к брату или сестре - а обидам четырехлетки на то, что взрослые перевязали какие-то коробки его любимой веревочкой, не придается никакого значения. Между тем, права здесь должны быть у всех равные: если уж у вещи есть хозяин, с ним надо считаться.
        Уважение к собственности - это уважение к ее хозяину. Когда ребенок видит, что вы абсолютно серьезно запрещаете другим детям брать без его согласия подаренный ему паровозик (разумеется, если вокруг этого возник какой-то инцидент, иначе нечего зря нагнетать обстановку), он понимает, что с его личностью считаются, что он в семье не пустое место. Право пользоваться той или иной вещью - привилегия, давать и отменять которую может только ее хозяин.
        С другой стороны, никто не хочет, чтобы наши дети выросли жадными, особенно в отношении своих близких. Поэтому подспудно надо поощрять у малыша желание поделиться с другими детьми, угостить папу и маму конфетками, пожертвовать свою собственную вещь в пользу нуждающихся. Главное - ребенок должен получать радость от своих действий. Сообщите ему лишний раз, что соседская девочка Катя, которой он передал в больницу свои фломастеры, теперь не так грустит и ей есть чем заняться.
        Здесь случаются и казусы. Родители одного малыша просто хватались за голову, когда он дарил малознакомым приятелям по песочнице дорогие машинки и пистолетики. В лучшем случае, совестливые мамы осчастливленных детей через какое-то время возвращали эти вещи, в худшем - о них приходилось забыть (и такое происходило гораздо чаще). Чтобы избежать подобных недоразумений, просто определите те игрушки, которые можно выносить на улицу, и те, с которыми следует играть только дома. С каждой вещью, выданной ребенку с собой в детский сад или на прогулку, мысленно попрощайтесь. Она может быть потеряна, подарена, обменяна (причем, далеко не равноценно) и даже - увы! - отнята. Поэтому выделите для этих целей то, что заведомо не жалко. Начиная с 5-6-летнего возраста, требуйте от ребенка более разумного и бережного отношения к своим игрушкам.
        Индивидуалисты и коллективисты
        Отвлечемся от недавней идеологической окраски, которую несли в себе эти понятия. Просто рассмотрим особенности тех и других детей в их отношении к собственности.
        Дети-коллективисты охотно делятся своими вещами и гостинцами, менее ревностно относятся к личной территории. Это их несомненный плюс. С другой стороны, ребенку-коллективисту порой трудно предположить, что другие-то могут относиться к собственным вещам более трепетно. Если соседка вернула сломанную ею вашу кофемолку всего лишь с извинениями, а коллега запросто берет из вашего стола пакетики чая в ваше отсутствие - знайте: это те самые дети-коллективисты, которые так и не искоренили свою детскую непосредственность.
        Поэтому ребенка-коллективиста следует научить элементарным правилам хорошего тона: все тем же банальным положениям, что брать чужого без спроса нельзя, к одолженным вещам надо относиться бережно и т.п.
        Ребенок-индивидуалист, наоборот, не очень охотно раздает свои вещи, но и у окружающих брать стесняется. Он настаивает на определенности в домашних предметах: "Нет, мама, скажи - эту ручку ты мне купила?" Для него поистине мучительно, когда кто-то просит дать откусить от его яблока или одалживает что-то из его одежды. Одна 6-летняя девочка, увидев, что ее мама одевает ее ночную рубашку оставшейся у них ночевать дочке знакомых, принялась возмущаться и плакать, да так, что родителям ее подружки стало неловко.
        Взрослые же индивидуалисты терпеть не могут делать покупки с кем-либо на паях, устраивать столы вскладчину и дарить общие подарки. Это, впрочем не означает, что они люди жадные. Их личные подарки зачастую вполне достойны, а гостей они могут встречать по высшему разряду. У них лишь своеобразная "аллергия" на все общее, общественное, коллективное и т.п. Они всегда оставляют за собой право быть в стороне.
        Итак, ребенка-индивидуалиста нельзя принуждать к открытости - дескать, немедленно позови Ванечку играть в свою комнату и покажи ему все свои игрушки. Пусть он распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. С другой стороны, раскройте ему те возможности, которые дает людям умение взаимодействовать друг с другом, делиться и оказывать помощь. Возможно, он это оценит.
        Бывают и другие разновидности детского поведения: например, когда ребенок никому не дает своих вещей, но без зазрения совести берет чужие; или же когда слишком робкий малыш не может отказать в чьей-то просьбе (и зачастую отдает то, что нужно самому), а сам свои желания высказать стесняется. Старайтесь подмечать такие особенности в своем ребенке и исподволь влиять на них, чтобы вырастить из него грамотного собственника - в самом достойном смысле этого слова.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.