О страхе разочарования
28/04/2011
ХОЛМАНСКАЯ Мария
152

Среди тревожных детей действительно много отличников, но это достигается невероятными затратами нервной энергии и часто за счет здоровья

Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок походил на улыбающееся чудо с рекламной картинки, счастливого обладателя абсолютно безоблачного детства? Вот только в погоне за детским счастьем приходится действовать в соответствии со своими представлениями о благе ребенка. Широченный кругозор, английский и французский в совершенстве, теннис, музыка, в общем, «драмкружок, кружок по фото...». Если же вдобавок малыш «осознает» глубину родительской заботы и безропотно посещает все секции и клубы, то это на первый взгляд совсем замечательно.
 О том, что нервные и психологические перегрузки зачастую плохо заканчиваются, слышали почти все. Сниженный иммунитет, плохое зрение — далеко не единственные последствия неумеренных родительских амбиций. Мамочка и папочка сил не жалеют ради благополучного детства своего чада, а у того на лице все реже возникает довольная улыбка. Все чаще родители отмечают, что ребенок стал беспокоен, напряжен, нервозен. А потом и вовсе психолог объявляет, что у вашей девочки или мальчика повышенный уровень тревожности.
Что это значит и чем чревато? Повышенная тревожность — это признак эмоционального неблагополучия ребенка, ведущий за собой массу других психологических и педагогических проблем. Взрослые часто подменяют ее повышенным чувством ответственности. Они чуть ли не культивируют в ребенке переживания перед мало-мальскими испытаниями, полагая, что это поможет ему быть собраннее и относиться ко всему с должной серьезностью. Действительно, часто этот прием срабатывает, но есть и обратная сторона медали. Во всем ожидая неблагополучного исхода, тревожные дети гораздо острее, чем все остальные, переживают ситуации успеха и неуспеха. Каждая контрольная работа такому ребенку стоит огромного количества нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
Каждый ответ у доски — сильнейший стресс. А результат часто невысок: по исследованиям психологов, если при выполнении простых заданий такая встряска нервной системы иногда и помогает, то перед более сложными тревожные дети сразу пасуют. Кроме того, повышенный уровень тревожности мешает ребенку правильно оценивать свои силы. Он может ждать успеха, когда шансы совсем невелики, и, наоборот, сомневаться в нем даже в тех случаях, когда вероятность достаточно высока. Такая ситуация развивается по закону замкнутого круга, порождая состояние неопределенности и усиливая тревогу.
Отношения со сверстниками у тревожных детей тоже зачастую неблагополучны. Одноклассники воспринимаются ими как агрессивные, ненадежные, отвергающие. А это ведет за собой сложности в общении с ними и другие проблемы. Откуда же берется этот страшный зверь — тревожность? Большинство психологов ищут корень зла в семье, особенно если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике. Изучение детских страхов показало, что больше всего дети боятся разлуки с матерью, наказаний, а также возможности огорчить кого-то из взрослых. А это-то и есть излюбленные орудия добрых папы с мамой: «Не сделаешь, как я, сказал, накажу, не буду любить» и т. д. Стоит малышу пойти в школу, как заботливые взрослые, расписавшие свои амбиции на десять лет вперед, получают еще одно великое средство пыток — оценку. И ведь часто даже гордятся, что их дети переживают из-за каждой четверки! И испытывают тихую радость от того, что «ответственное» чадо не спит ночь перед контрольной, зазубривая наизусть учебник. А то еще и поддерживают в нем эту мобилизацию, предлагая за полчаса до выхода в школу весь материал повторить еще раз.
Потом, когда тревожное дитя не справляется со сложным заданием, его для профилактики отругают, чтоб в следующий раз готовился лучше. Кстати, интересный факт. Воспитатели детских садов и школьные учителя по-разному воспринимают тревожных детей. Учителя часто отзываются о них как об ответственных и успешных учащихся. Воспитатели же применяют к ним совсем другие эпитеты: зажатый, неуверенный в себе, необщительный. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, в школе большинство ситуаций предсказуемы, а тревожные люди действуют в них успешнее. В детском саду, в условиях спонтанного развития игры, эти дети просто теряются. Во-вторых, среди тревожных детей действительно много отличников, но это достигается невероятными затратами нервной энергии, и часто — за счет здоровья. Как показали комплексные исследования, у этих детей в течение учебного года резко ухудшается состояние здоровья, развивается вегето-сосудистая дистония и т. д.
Словом, страх разочаровать родителей зачастую не так уж и безобиден и продуктивен, как кажется. Конечно, это не единственная причина повышенной тревожности. Психологи отмечают, что тревожные дети очень часто растут в семьях, где по крайней мере один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Предчувствие постоянной угрозы, ощущение нестабильности окружающего мира передается от взрослого ребенку. А ведь дошколятам и первоклашкам особенно важно чувствовать надежность и защищенность.
Преодолеть тревожность можно, но для этого требуется специальная работа психолога. Причем будьте готовы к тому, что она начнется именно с вас. А вам, в свою очередь, придется помогать профессионалу работать с ребенком, и усилием воли менять что-то из своих взглядов на жизнь.

Комментарий психолога
Несколько способов помочь тревожному ребенку:
l говорите с ним о том, что его беспокоит, но не ругайте за «неправильную реакцию»;
l старайтесь рассказывать малышу обо всех изменениях в его жизни заранее, чтобы у него было время «переварить информацию»;
l обязательно говорите ребенку о том, что вы всегда будете любить его, что ваша любовь не зависит ни от оценок, ни от его поведения. Вы можете на него рассердиться, обидеться, наказать, но любить не перестанете;
l постарайтесь сами поменьше переживать из-за не очень серьезных неудач, как своих, так и крохи;
l поддерживайте своего сына или дочь, когда у него что-то не получается, объясните, что каждый человек когда-нибудь попадает в такую ситуацию, расскажите, что не ошибается и не оступается тот, кто ничего не делает .

И тем не менее родители должны знать, что у нормального, психически и психологически здорового человека есть и должен быть некоторый нормальный уровень тревожности. Он позволяет улавливать сигналы окружающей нас психологической среды, чувствовать других людей. Слишком низкие показатели — тоже плохо. Помните об этом. Потому что здесь, как и во всем, нужно найти золотую середину.

Из разговора двух мам:
— Моя девочка с таким усердием учится. Пока уроки не выучит, спать ни за что не ляжет. Все успевает: и спорт, и язык, и живопись. Вот какая ответственная!
А другая с грустью:
—У меня тоже неплохо учится, вот только те предметы, что дочка не любит, — математику, например, делает неохотно, ей все равно, что получится.

Вам также будет интересно
Обучение английскому детей с 3 лет | Особенности курсов иностранного языкаЧитать статью
Что такое беременность и как правильно ее диагностироватьЧитать статью
Актуальные сладкие подарки на Новый год в разных упаковкахЧитать статью
Бесконечные «почему» Читать статью
7 простых рабочих методик обучения ребенка счетуЧитать статью
О гармоничных точках соприкосновения у детей рассказывает Юлия Борисовна Гиппенрейтер Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.