В то же время, множество детских болезней, увы, не реагируют
на традиционные методы лечения, лекарственные препараты оказываются не эффективными.
Почему? Потому что в данном случае вы, скорее всего, имеете дело с психосоматическим
заболеванием.
Слово «психосоматика» произошло от двух
греческих слов - psyche - душа и soma - тело. Этот термин подразумевает под
собой влияние всевозможных психологических факторов на возникновение заболеваний.
Современная американская и западно -европейская психология специализируется
на терапии неврозов и других заболеваний путем психоанализа.
Для хорошего врача болезнь - не просто поражение органа, а показатель дисгармонии
в отношениях между человеком и окружающим его миром. Придерживаясь этой точки
зрения надо лечить не болезнь, а больного. Учитывать его душевное состояние,
темперамент, положение дел в семье и на работе. Если же речь идет о детях, то,
в первую очередь, надо обратить внимание на атмосферу в детском саду или в школе.
Психосоматическое заболевание - один из способов общения между ребенком и родителями.
Малышом и окружающим его миром.
Невыносимая ситуация, сложившаяся в детском коллективе, проблемы во взаимоотношениях
с детьми в группе детского сада, школы и, малыш, «опасаясь» психологических
травм, заболевает. Такое может произойти и если, к примеру, в группе грубая
или чрезмерно строгая воспитательница, если она подвергает унижению маленькую
личность.
И, о чудо, мама оставляет больного дома. Малыш избавлен от переживаний. Причем,
речь в данном случае не идет об осознанном программировании на болезнь, к которой
прибегают старшеклассники. Детская защита срабатывает на бессознательном уровне.
Заметив, что расстройства живота, головные боли, кашель и тому подобные вещи
появляются у чада, когда надо идти в сад или в школу, не оставляйте без внимания
этот момент. Расспросите ребенка о его отношениях в коллективе. Если не рассказывает
на прямую, попробуйте проиграть ситуацию и понять, в чем причина. Если вы выяснили,
что это не сиюминутный каприз, что проблема длится долго и ребенок не может
найти конструктивный способ ее решения, то стоит вмешаться. В первую очередь,
постарайтесь помочь чаду найти выход из создавшегося положения, помогите разобраться,
в чем проблема в отношениях со сверстниками. Если же дело во взрослых - придется
разбираться вам. Сходить и поговорить с воспитательницей или учительницей. Возможно,
вам удастся прийти к консенсусу, потому что перевод в другой сад или школу -
крайний случай. Необходимо помнить, что и в новом коллективе могут быть сложности.
Кроме того, адаптация тоже не всегда проходит гладко.
Скажи мне какая у тебя семья...
Еще одна причина возникновения психосоматических заболеваний, атмосфера и уклад,
которые царствуют в семье маленького человека. Для ребенка это очень важно.
В первые годы жизни малыш стремится к подражанию, на него оказывает влияние
все, что происходит рядом, все, что он видит. Например, если один из членов
семьи подвержен приступам удушья или кашля в моменты ссоры или выяснения отношений,
то ребенок запомнит и, возможно, потом выдаст такой тип реагирования на проблему.
Но особенно сильное влияние на малыша, оказывают заболевания матери и отца.
Ни для кого ни секрет, что в некоторых семьях взрослые используют свои болячки
для влияния на других членов семьи. Чуть что складывается не по их желанию -
тут же болит сердце, отнимаются ноги или повышается давление. Малыш «записывает»
такой способ достижения цели, запоминает и, нет ничего удивительного, если тоже
его применит, а от симуляции до настоящей болезни - рукой подать.
Кроме того, болезнь ребенка может выполнять определенную функцию в семье. Так,
например, детский энурез часто служит средством сохранения брака. Как? Допустим,
у папы с мамой сексуальные проблемы. Если они заняты ночным недержанием крохи,
то им просто не до того, чтобы быть вместе. Им надо просыпаться, дежурить, возможно,
маме удобнее будет спать в детской, чтобы не ходить далеко и так далее и тому
подобное... В общем, болезнь как способ не дать родителям поссориться, развестись,
штука очень распространенная.
Так что если вы замечаете связь между нездоровьем малыша и напряженной эмоциональной
атмосферой в семье - бегом к психологу со своей второй половиной и прилагающимися
родственниками!
Эмоции - враги?
Большинство психотерапевтических школ склонны считать, что к возникновению психосоматических
заболеваний, приводит неправильное обращение человека со своими эмоциями. Правда,
взаимосвязь между типом эмоции и ее телесным выражением в разных школах трактуют
по-разному.
Например, в психоаналитической традиции считается, что постоянное сдерживание
какой-либо эмоции и невозможность отреагировать на происходящее действием, словами,
например, закричать или обнять, приводит к телесным недугам. Подавленная агрессия
провоцирует возникновение нейродермитов, артериальной гипертонии, ревматоидных
артритов, а так же бронхиальной астмы, язвы и сахарного диабета. Причем, чем
сильнее подавленная эмоция, тем более ярко выражено заболевание и продолжительнее
его течение.
К заболеваниям приводит не только подавление чувств, но и постоянное переживание
отрицательных эмоций. Так, например, психиатры установили связь между депрессивными
состояниями и возникновением сахарного диабета. А недовольство собой, судьбой,
цинизм и язвительность, озлобленность, мстительность - все это «бактерии», которые
рано или поздно спровоцируют болезнь. Именно по этой причине, чтобы избежать
психосоматических расстройств, необходимо обратить внимание на «воспитание чувств»
маленького человека. Как близкие люди общаются с окружающими? Как реагируют
на беду и радость друзей, родных? Умеют ли радоваться пустякам ? От всего этого
во многом зависит то, как ребенок будет воспринимать окружающий его мир, события,
происходящие рядом. Цинизм заражает цинизмом, а милосердие - милосердием, помните
об этом.
Если же отрицательные эмоции ребенка сильно отличаются от ваших реакций на те
или иные события, и вы сами диву даетесь, не понимая откуда в нем, допустим,
столько зависти, то... Поищите среди близких человека с похожими ракциями, того
с кем ребенок часто общается. «Вычислив» пример для подражания, попробуйте объяснить
малышу, что не так в этом человеке. Допустим, так: «Тетю Катю оставил любимый
человек, ей больно и плохо. Ей кажется, что все плохие и поэтому она так плохо
сказала про...»
Из истории рода
Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер утверждает, что болезнь, будь то взрослого
или ребенка, является показателем нарушения равновесия в отношениях между членами
семьи. Причем, под семьей подразумевается более широкое понятие, род. То есть
речь идет о том, что равновесие могло быть нарушено несколько поколений назад.
Кроме того, Хеллингер считает, что в некоторых случаях детские болезни являются
показателем любви к родителям. Например, если кто-то из родителей находится
в подавленном настроении или тяжело болеет, то ребенок тоже заболевает. Тем
самым он как бы говорит: «Лучше пусть я буду болеть, чем ты !»
Но вернемся к равновесию в кругу семьи. Жизнь каждой подчиняется определенным
законам. Их нарушение приводит к болезням. Так один из законов, определяющий
жизнь семьи, гласит: каждый член рода должен занимать в ней свое достойное место
и быть уважаем. Самый распространенный пример нарушения этого закона - это полный
разрыв отношений между супругами. Не редко, женщины после развода не позволяют
детям видеться с отцом, не вспоминают о нем, а если и вспоминают, то только
плохое. Они не задумываются, что, таким образом, ставят здоровье своего ребенка
под угрозу. Малыш, не важно мальчик это или девочка - это «произведение», которое
получилось в результате союза двух людей - мамы и папы. Если один из них «выпадает»
из системы, отрицается, то ребенок перестает быть единым целым. Равновесие и
гармония нарушаются и, как следствие, малыш заболевает. Мать, исключающая из
жизни семьи отца ребенка, как бы говорит сыну или дочери: бери только от меня.
Дети же устроены так, что любят обоих своих родителей. «Питаясь» исключительно
от матери, ребенок на уровне подсознания чувствует себя виноватым перед отцом.
Интересно и то, что в знак солидарности ребенок может заболеть теми же болезнями,
которые есть у исключенного из жизни семьи родителя. Еще одна причина возникновения
болезней «по Хеллингеру» связана с бессознательной тенденцией детей искупить
вину родителей и прародителей.
Как видите, спектр психосоматических болезней и причин, которые их могут вызвать
- весьма широк. Но психологи и психотерапевты успешно решают такие проблемы.
Так что при первых же симптомах , которые после прочтения этой статьи покажутся
вам «чистой воды психосоматикой», сходите на прием к психологу. Чем быстрее
вы разберетесь с происходящим, тем скорее в вашем доме воцарится гармония и
самый главный, самый любимый член семьи будет здоров и счастлив.
«Почему я заболел?»
Одно дело, когда есть психологическая причина, по которой дети заболевают, другое,
когда подросшие дети, имеющие возможность размышлять, сами ищут проблему, пытаясь
докопаться до истины и ответить на вопрос «Почему я заболел». Как правило, это
происходит при затяжном тяжелом заболевании, например, когда у ребенка онкология
или сахарный диабет. Чаще всего, малыш, размышляя на эту тему, приходит к выводу,
что в нем что-то не так, что он что-то сделал плохо и потому наказан.
Психолог Кэти Мадчиоди, проведя ряд исследований в течение многих лет, считает,
что в данном случае очень полезна игротерапия, в частности, рисование. Когда
малыш выплескивает проблему на бумагу, облекает ее в образы. Благодаря рисункам
маленького пациента грамотный врач в тандеме с психологом, сможет сделать выводы
и скоординировать лечение.
Психологи считают, что очень полезно и информативно просить детей рисовать тело
и указывать с помощью цвета, где концентрируется у них боль, страх, злость,
печаль. Таким образом, можно прогнозировать в каком месте, возможно, «рванет»
психосоматическое заболевание. Другое дело, что врач и родители, подробно знакомые
с происходящим подходят к тому или иному моменту, изображенному на рисунке и
интерпретируют его с учетом владения полной информации о состоянии малыша, дел
в семье и тепрапии.