На эти и другие вопросы нам ответила Миронова Екатерина Владимировна, дошкольный педагог-психолог, ведущий консультант семейного центра «Ого-Город».
Екатерина Владимировна закончила факультет педагогики и психологии МГОПУ им. Шолохова, специализируется в вопросах развития познавательных процессов у детей, сенсомоторного развития, формирования интереса и эмоционально положительного отношения к занятиям, проблемах и методах подготовки ребёнка к детскому саду и школе, развивающих играх и пособиях, в тренингах общения. Имеет большой опыт работы педагогом-психологом в дошкольных образовательных учреждениях.
Моему малышу недавно исполнилось 2 годика. Хотелось бы понять, почему у него стали возникать проблемы во взаимоотношении со сверстниками, ссоры из-за игрушек, нежелание делиться ими?
Это особенности возраста. Маленький ребенок воспринимает игрушку как часть себя. Часто ребенок ведет себя по принципу «все мое, и твое тоже мое». Не нужно относиться к этому слишком серьезно и вешать на ребенка ярлыки: «эгоист», «жадина», потому что у него еще нет опыта общения с другими детьми, он не знает, как попросить понравившуюся игрушку, как предложить свою в обмен. Всему этому ребенка надо учить, набравшись терпения и чувства юмора. Малыш быстрее научиться общаться со сверстниками, если на детской площадке Вы будете организовывать коллективные игры. Дома, используя игрушки, проиграйте различные ситуации, возникающие в процессе общения детей, и найдите вместе с ребенком оптимальные способы поведения в них. Можно поводить ребенка на развивающие занятия, выбрав такие, где дети имеют возможность пообщаться друг с другом.
Мой ребёнок уже подрос, ему 2,5 года, я бы хотела отдать его в детский сад: от чего зависит то, как будет проходить адаптация ребенка и как определить психологическую готовность к детскому саду?
То, как пройдет адаптация к саду, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, степени привязанности к матери, психологической готовности к детскому саду и т.д. Считается, что до 3-х лет ребенку лучше оставаться с мамой. Но обстоятельства у всех разные, да и дети тоже разные. Посмотрите, насколько сильно привязан к Вам ребенок, может ли он в случае необходимости оставаться без Вас на какое-то время с хорошо знакомым человеком (бабушкой, няней и т.д.); может ли ребенок самостоятельно (или при небольшой помощи взрослого) есть, одеваться, ходить в туалет; говорит ли ребенок, может ли выражать свои чувства и желания в понятной окружающим форме; может ли ребенок какое-то время играть самостоятельно; общается ли с другими детьми; хочет ли идти в детский сад; готовы ли ВЫ психологически к тому, что какое-то время ребенок будет проводить в саду. Ответьте сами себе на эти вопросы и Вы поймете, готов ли Ваш ребенок к саду. Советую Вам также походить с малышом на развивающие занятия, где можно попробовать оставить ребенка одного на какое-то время. Это даст Вам дополнительную информацию о возможностях ребенка и поможет подготовить его к саду. Желаю успехов!
Уже почти год, как я с ребенком хожу на развивающие занятия. Первое время он радовал меня своими успехами, но вот уже два месяца, как я не вижу у него почти никаких результатов, он как будто «стоит на месте». Почему?
Периоды интенсивного развития чередуются с периодами «затишья», когда как будто бы ничего не происходит, но, на самом деле, это время не менее важно для развития ребенка. В это время происходит превращение количественных изменений (знаний и опыта, которые получил ребенок на предыдущих этапах развития) в качественные, что ведет за собой появление новообразований, характерных для того или иного возраста. Главное – не пытаться ускорить развитие ребёнка, нагружая его нервную систему слишком сложными задачами, не соответствующими его возрастным возможностям.
Моему ребенку 6 лет, он очень развитый мальчик. Посоветуйте, стоит ли отдавать его в школу в этом году или стоит подождать до 7 летнего возраста?
Из собственного опыта могу сказать, что решать вопрос об обучении ребенка с шести или семи лет надо каждый раз индивидуально, учитывая психологическую готовность конкретного ребенка к обучению в школе. Психологическая готовность включает в себя личностную готовность к обучению: сформированность мотивационной сферы, умение общаться со взрослыми и сверстникам. А также интеллектуальную готовность к обучению: определенную степень развития познавательных психических процессов, их произвольности. Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Некоторые личностные особенности (повышенная тревожность, демонстративность поведения, агрессивность) также могут препятствовать успешному обучению ребенка к школе. Помимо этого обучение 6-и летних детей должно строится с учетом того, что они по уровню психического развития остаются дошкольниками, отсюда особые требования к организации процесса обучения, которые должны соблюдаться.
Моей дочке исполнилось 10 месяцев. Меня беспокоит сильная привязанность ко мне, она постоянно требует внимания, не хочет оставаться с другими взрослыми, стала бояться посторонних, а ведь раньше спокойно шла на руки к малознакомым людям. Что с ней происходит?
В возрасте 8-10 месяцев у ребенка появляется ярко выраженная привязанность к матери (или к человеку, ее заменяющему), а также боязнь чужих людей. Это нормальные явления, свидетельствующие о новом этапе психического развития ребенка. Ваше внимание и поддержка сейчас особенно необходимы ребенку, они будут служить залогом благополучного эмоционального и личностного развития. Поэтому наберитесь терпения и постарайтесь удовлетворять потребность дочки в общении с Вами.
Как выбрать игрушку для ребенка? Какие игрушки должны быть у 3-х летнего малыша?
Детская игрушка должна быть привлекательной, реалистичной, динамичной (давать возможность производить разнообразные действия), гигиеничной и, что не менее важно, безопасной. В современной педагогике существует принятая классификация игрушек: образные игрушки (куклы, фигурки птиц и зверей, изображения персонажей сказок), технические игрушки (заводные, инерционные игрушки, игрушки на радиоуправлении), они способствуют развитию внимания, конструктивного мышления, творческих способностей. Игрушки-забавы, которые берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ, вызывают у ребёнка интерес, смех, радость, озадаченность, развивают воображение. Спортивно-моторные игрушки (каталки с веревочкой или палочкой, обручи, мячи, кегли) способствуют повышению двигательной активности, развитию координации движений, ориентировке в пространстве. Музыкальные и озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки) развивают слуховое восприятие, интерес к звукам. Театральные игрушки способствуют эстетическому воспитанию, развитию речи и мышления, воображения, способности воспроизведения, например, петрушка, кукла бибабо, пальчиковые куклы.
Особое внимание стоит уделить дидактическим или обучающим игрушкам. Это разноцветные шары, пирамиды, матрешки, бочонки; мелкие игрушки-вкладыши; игрушки для конструирования - мозаика, палочки, блоки; лото, парные картинки, кубики и другие. Каждая обучающая игрушка содержит в себе несколько вариантов использования. Родителям я рекомендую внимательно ознакомиться с инструкцией. Большие возможности для детского развития предоставляет неоформленный материал (крупы, мука, песок, глина), а также природный материал. Игрушек не должно быть очень много (время от времени можно убирать надоевшие игрушки и доставать новые, или хорошо забытые старые) А для всестороннего развития ребенка важно, чтобы он имел возможность играть с игрушками разных типов.
Свои вопросы Вы можете задать Мироновой Екатерине Владимировне по адресу:
Семейный центр «Ого-Город», м. Тульская, ул. Павловская, д.18
Часы приёма: 13.00 – 19.00 по пятницам