Поиск

По секрету всему свету...

07/10/2008
КРАВЦОВА Марина
638

        Для этого было достаточно иметь какое-нибудь маленькое сокровище (фигурку от заколки, цветочек, пуговицу, красивый камешек и т. д.), яркий конфетный фантик и прозрачное стекло, чаще всего бутылочное. В укромном месте двора надо было выкопать небольшую, ямку застелить дно фантиком, аккуратно положить на него свое сокровище и накрыть всю композицию прозрачным цветным стеклышком. Закапывать ямку надо было осторожно, чтобы не засыпать содержимое секретика землей. Место запоминалось, а потом девочка, хозяйка секретика, приводила туда избранных или приходила одна — разглядывать сквозь стекло свою тайну. Большой удачей было найти чужой секретик, им можно было любоваться, а можно было и разорить для своей пользы, и не было большего огорчения, чем лишиться секретика, обнаружить, что кто-то его нашел и сломал.
        В более старшем возрасте мы с подругой придумали тайник, куда клали зашифрованные послания друг другу. Им была щель межу кирпичами в стене нашего дома, затыкавшаяся палкой. Кроме того, мы увлекались созданием собственных шифров и тайных языков. Мечтали придумать такой язык, чтобы можно было разговаривать при посторонних, а они бы нас не понимали. Пока ребенок маленький, нам кажется, что мы видим его насквозь, а какие-то тайны могут появиться у него лишь в далеком и пугающем многих родителей подростковом возрасте. Тем не менее чтo такое тайна, секрет, ребенок понимает уже и в пять лет. Особенно хорошо понятно ему, что такое сюрприз. Малыш охотно участвует в его приготовлении для кого-нибудь из близких, но зачастую восторг от обладания тайной так велик, что ему очень хочется, чтобы всем окружающим было известно: он знает кое-что, другим неизвестное!
        Став обладателем тайны, кроха тут же начинает испытывать непреодолимое желание посвятить в нее близких и особенно того, для кого это и должно оставаться секретом. Также малыш понимает, что атмосфера секретности связана с понижением голоса. А как же иначе, ведь тайны сообщаются шепотом. Но ребенок не сразуосознает, что тайна, рассказанная даже шепотом, уже перестает быть таковой. Создание секретов маленькими детьми — часто попытка защитить себя. Всем родителям знакомо упрямое и, на наш взгляд, бесполезное «Не скажу!» провинившегося ребенка. Малыш, опасаясь наказания, старается не только скрыть свои проступки, но и отрицает очевидное.
        И только в общении со сверстниками тайна приобретает особый психологический смысл — посвящая некоторых из них в свои мысли, мечты, знания, интересы, ребенок осуществляет избирательное общение, так как по отношению к остальным все это остается тайной.

         Что там, за семью печатями?..
        Психологами роль тайн в развитии ребенка изучалась мало. Так, отечественные психологи Эльконин и Драгунова, проводившие исследование младших подростков (10-11 лет), отметили, что в этом возрасте дети очень много разговаривают друг с другом отдельно от других и замолкают, если к ним подходят товарищи или взрослые. Эти разговоры шепотом или на ухо (с заговорщическим видом, со смехом, с явной для всех, нередко выставляемой напоказ тайной) содержат личные секреты и занимают одно из главных мест в общении ребят. Чаще всего обсуждается нечто важное для одного ребенка или обоих, касающееся личных интересов, совместных занятий, принятых решений, планов, намерений, мечтаний и т. д.
         Мною лично было проведено исследование среди московских школьников (учащихся первого, второго и третьего классов). Основной причиной сокрытия ими чего-либо является опасение неприятных последствий (46%), на втором месте — отсутствие доверия (30%), а на третьем — нежелание огорчить или обидеть близких (24%). Столь большой процент скрываемого от родителей объясняется обособлением ребенка от семьи, связанным, как правило, с поступлением в школу. В жизни малыша появляется область, в которой он более компетентен, чем взрослые. Эта сфера в меньшей степени доступна родительскому контролю, что позволяет беспрепятственно создавать секреты, не опасаясь разоблачений.
         Нередко дети склонны заявлять, что у них нет секретов, но это не значит, что у них действительно нет никаких тайн. Секрет для этих ребят является в такой степени сокровенной информацией, что им не хочется даже признаваться в ее наличии. Нежелание доверить содержание своего секрета хоть кому-то связано с иногда неосознанной или неудовлетворенной потребностью в более глубоких отношениях.

         Скрытные девочки и прячущие мальчики
        Девочки любят создавать уже упоминавшиеся мною секретики, готовить разные сюрпризы. Мальчики устраивают тайники, придумывают свой язык, шифры, ищут клады. Содержание тайников девочек и мальчиков чаще всего различно. Девочки выбирают для создания аккуратное, чистое место, часто используют для хранения сокровищ шкатулки, красивые коробочки и ящички. Мальчики могут создать тайник в труднодоступном, отталкивающем всех любопытных месте, например, на свалке, в подвале и т. д. Девочки хранят красивые вещицы: разноцветные камушки и стеклышки, бусины, лоскутки, фигурки людей и животных, искусственные или засохшие цветы, фантики. Мальчики чаще прячут иностранные монеты, патроны, всевозможные железки, моторчики, марки. Но и те и другие очень любят перебирать свои сокровища.
         Для девочек сама тайна ассоциируется с чем-то красивым, загадочным, редко страшным, ее наличие — это интрига, иногда повод для сплетен. Для мальчиков тайна — это нечто никому не известное, часто опасное или страшное, сулящее приключения, а владение ею — возможность выделиться среди сверстников, почувствовать свою власть, превосходство.
         Секреты девочек касаются отношений друг с другом и с мальчиками, личностных переживаний и переживаний, связанных с половым созреванием, чаще относятся к семейным делам. Мальчишечьи тайны в целом соответствуют по содержанию девичьим, но и будущие мужчины более склонны скрывать то, что касается владения чем-либо и проступков.
         Израильские психологи пришли к выводу, «что мальчиков больше беспокоит обретение власти, силы и владения, чем девочек, которые больше озабочены выработкой близости, родственной семейным отношениям». Интересно также, что в моем исследовании четыре девочки сообщили о скрываемом по разным причинам от мамы секрете, который бы они рассказали папе, потому что «он маме не расскажет», а два мальчика, наоборот, указали, что скрываемое от остальных они бы поведали маме, потому что «она поймет».

         Я тебе открою тайну
        
Родители учат ребенка делать сюрпризы, сохранять до определенного времени в тайне приготовленные подарки. Взрослые дают понять малышу, кое-какие разговоры лучше вести шепотом, они объясняют, что чужую тайну, доверенную тебе, нужно уметь хранить. При этом почему-то сами пугаются детских секретов, отождествляя их с ложью. Еще Даль писал: «Не всякий таящий лжет, он только молчит и не сказывает». Появление у ребенка секретов и, самое главное, избирательное посвящение в тайны — один из показателей взросления, перехода на следующую ступень развития. Умение создавать личные тайны помогает человеку выделиться из окружения, почувствовать себя самостоятельной личностью. Обладание секретом — это своего рода показатель детской эмансипации от родителей, а их раскрытие — основа развития доверительных отношений.
         Младшие дети больше боятся, что их «будут ругать» или «накажут», и чаще всего скрывают от окружающих свои проступки — функция их секрета прежде всего защитная. Взрослея, ребенок начинает все больше зависеть от мнения окружающих. Он скрывает нечто, потому что боится «потерять достоинство», «будут смеяться»; для него отношения с окружающими и собственные чувства (влюбленность, взаимная симпатия, оценка собственной внешности, мечты) становятся важнее и интереснее тайников. Стремление скрывать информацию о себе от одних сверстников и раскрывать ее другим является у 8-9-летних детей предпосылкой тайн, которые составят содержание доверительного общения в переходном возрасте.
         Тайна — это палка о двух концах: с одной стороны, дети стремятся что-то скрыть от окружающих, чтобы ощутить свою исключительность и независимость, но с другой стороны, им необходимо хоть с кем-то поделиться тайной, так как в противном случае они начинают чувствовать себя очень одинокими и несчастными. Один маленький мальчик сказал, что раскрыл бы свой секрет кошке, а девочка-третьеклассница — что поделилась бы своей тайной с лошадью. В этих ответах чувствуется и желание поделиться, и, самое главное, признание в том, что среди ближайшего окружения этих детей нет никого, кому бы они могли довериться. Не разделенная ни с кем тайна — это тяжелое испытание даже для взрослого. Очень важно иметь возможность поделиться своим секретом хоть с кем-нибудь, в противном случае может развиться невроз.
         Если вы подозреваете, что вашему ребенку необходимо раскрыть душу, но он никак не может начать, помогите ему:

  • для начала расскажите что-нибудь из своего детского опыта. Вообще чаще рассказывайте ребенку о своих детских проблемах и переживаниях. Малыш поймет, что он не одинок в своих переживаниях, что выход можно найти практически из любой ситуации;

  • не переусердствуйте с контролем и наказаниями, иначе ваш ребенок точно не захочет поделиться с вами своими тайнами;

  • научите ребенка поверять свои тайны хотя бы любимой игрушке;

  • малыш имеет право на собственные секреты — уважайте его внутренний мир. Доверяйте своему ребенку;

  • не выпытывайте у ребенка его секреты — он может еще больше замкнуться.

А главное, расскажите и объясните крохе, что умение создавать свои собственные секреты — это такое же важное умение, как и хранить чужие.
         Почему дети придумывают тайны? Почему они испытывают потребность в сокрытии чего-либо от окружающих? В каком возрасте появляется эта потребность? Об этом поговорим.
         Что скрывают дети:

  • проступки (проказы, двойки, порчу вещей), 36%;

  • информацию о себе (свои чувства, мечтания, отношения с кем-либо), 35%;

  • информацию о чем-то (вещах, тайниках, знание о чьих-нибудь отношениях), 29%.

         От кого скрывают:

  • от родных, 57%;

  • от одноклассников, 20%;

  • от учителей, 15%;

  • от друзей, 8%.

Как правильно сочетать цвета в мужском гардеробеЧитать статью
Неоновые вывески для домаЧитать статью
Если стиральная машина сломаласьЧитать статью
«Ну ты же мог подумать заранее!» а способны ли дети учитывать последствия?Читать статью
Ни дня без книжкиЧитать статью
Как проявляется поллиноз: 7 неочевидных признаковЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.