Ошибка № 1 — физическое насилие: «Я из тебя дурь-то вытрясу»
Применение физической силы — это не только
ссадины и синяки, но и серьезная психологическая травма. Каждый шлепок дает
понять ребенку — тебя не любят, ты не нужен, твое существование — ошибка. И
заблуждаются те, кто считает рукоприкладство единственно верным способом
вырастить полноценную личность.
Жестокость, порождает жестокость. Подумайте
об этом, прежде чем в очередной раз позволите себе занести руку над затылком
малыша.
Ошибка №2 — эмоциональное отчуждение: «Отстань, не мешай мне»
К сожалению, эмоциональное отвержение —
это одна из наиболее характерных черт детско-родительских отношений в современной
семье. Частенько ребенок на просьбу поиграть с ним слышит: «Уйди в свою
комнату, мне сейчас не до тебя».
Привыкнув к подобному обращению, он
перестает испытывать потребность в общении с родителями, становится замкнутым,
задумчивым или, напротив, агрессивным. Отвергнутые дети ищут принятия на
стороне и находят его в антиобщественных неформальных малых группах.
Ошибка № 3 — непоследовательное руководство: «Это папа тебе разрешил, а я — запрещаю»
Как правило, эта ошибка является
следствием применения хаотического стиля воспитания, идея которого, в сущности,
напоминает перетягивание одеяла. А происходит это при отсутствии у родителей
единой концепции воспитания. Они противоречивы в своих действиях и поступках,
ребенку трудно им угодить. Ему ничего не остается, кроме как научиться
приспосабливаться к требованиям каждого из родителей. Про таких людей говорят:
«и нашим, и вашим».
Ошибка № 4 — безразличие: «Делай что хочешь, мне все равно»
Отсутствие всякого контроля со стороны
взрослых способствует развитию педагогической запущенности и вовлечению ребенка
в асоциальную группу. Как следствие — подрастают «дети волки», они не кому не
верят и не доверяют, стараются жить обособленно.
Ошибка № 5 — жесткий диктат: «Сказала надо, значит надо»
Чрезмерно строгое воспитание посредством
постоянных отказов и запретов ведет к развитию эмоциональной напряженности:
ребенок не понимает, почему его постоянно одергивают, что он делает не так.
Результат — личность, не способная к объективной оценке сложившейся ситуации.
Как правило, по жизни такие люди неконтактны, исполняют роль ведомых, избегают
ответственных должностей, заданий. При внешней безобидности внутри может
скрываться ураган страстей.
Ошибка №6 — гиперопека: «Давай я тебя с ложечки покормлю, носик вытру, шнурочки
завяжу…»
А дальше больше: «уроки за тебя сделаю,
невесту тебе выберу, на работу устрою», и Бог весть что еще. Помните, в мультике
про Вовку в Тридевятом царстве, когда он вызвал двоих из ларца одинаковых с
лица: «А вы что и есть еще за меня будете? — Ага!» В результате такой усиленной
заботы, излишнего потакания детским прихотям формируется личность, не способная
к принятию самостоятельных решений, испытывающая трудности в процессе
социализации. В большинстве случаев родители довлеют над своими чадами на
протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма.
Любовь — не баловство
Первой и основной задачей родителей
является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Конечно, родители всегда любили своих детей, и мало кто задумывался над тем,
как именно они это делают. А напрасно — ведь то, каким образом родители
проявляют свою любовь, оказывает огромное влияние на ребенка.
Автор бестселлера «Как на самом деле
любить детей» Росс Кэмпбелл предлагает следующую классификацию способов
выражения родительской любви:
Контакт глаз — открытый,
естественный, доброжелательный взгляд в глаза ребенку. На ранних стадиях
развития контакт глаз является основным средством передачи любви от родителей к
детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан
этой любовью.
Физический контакт — ласковые
прикосновения, объятия, поглаживание по голове ребенка. Главное, чтобы все эти
нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или
чрезмерны.
Пристальное внимание — полное сосредоточение
на ребенке, позволяющее ему почувствовать свою важность и значимость, что
чрезвычайно важно для развития у него положительной самооценки.
Дисциплина — способствование
ребенку стать самим собой через личный пример, а не наказание. Родителям очень
важно понять, что дисциплина должна быть не средством достижения комфорта для
родителей, а способом обучения самодисциплине.
Каждая составляющая очень важна и ученый
рекомендует использовать их вместе в процессе роста и взросления детей.
Ошибаются те, кто считает, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь
к ним, полагая, что она приводит к избалованности, эгоизму, нарциссизму.
Наоборот — эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при дефиците
любви или, точнее, при замещении ее дорогими подарками, потворствованием
капризам, вседозволенностью.
Любовь формирует основу детского самоуважения
без родительской заботы, заинтересованности и одобрения не может вырасти
самодостаточной личности.