Поиск

Близнецы: вечные друзья и соперники

07/10/2008
ФРОЛОВА Анна
755

        Где тут Петя, где Сережа?
        По мнению специалистов, занимающихся проблемами близнецовых пар, специфика психического развития таких детей в первую очередь определяется отношением к ним окружающих, и прежде всего родителей. Чаще всего мамы и папы сразу определяют свою позицию в воспитании близнецов: либо они всегда стремятся подчеркивать их сходство, объединяя их в единое целое, либо, напротив, стараются выделять разницу во внешности, в поведении, в характере.
        В первом случае близнецов одинаково одевают, покупают им одинаковые игрушки. Такие дети воспринимаются и родителями, и окружающими людьми как нечто неделимое. Кстати, в нашей культуре подчеркивание сходства близнецов гораздо более распространено, чем подчеркивание различий. Типичное проявление подобного отношения к двойникам - созвучные имена (Галя - Валя, Маша - Даша). Родители постоянно развивают у детей одинаковые интересы, вкусы, желания, считая, что близнецы должны быть похожи во всем. Такое отношение к малышам в дальнейшем может привести к тому, что каждый из них начинает осознанно или неосознанно стремиться соответствовать "роли близнеца", т.е. быть во всем похожим на брата или сестру.
        Совершенно иной метод воспитания - это когда взрослые относятся к каждому близнецу как к своеобразной, неповторимой личности, умеют видеть и постоянно выделять то, что свойственно только ему одному. По всей видимости, такой метод требует от родителей больших душевных затрат, но, думается, дает широкие возможности каждому члену близнецовой пары развиваться полноценно.
        Если первый тип отношения родителей к близнецам свойствен семьям, имеющим однояйцевых близнецов (внешне очень похожих), то второй тип, как правило, наблюдается в семьях с разнояйцевыми близнецами (они похожи друг на друга не более чем обычные братья и сестры). Хотя бывают и исключения: авторы интереснейшей книги "Близнецы: проблемы воспитания и развития" В.Семенов и Б.Кочубей описывают случай, когда два внешне совершенно разных близнеца воспитывались мамой так, что у мальчиков выработались одинаковые вкусы и интересы, они с детства привыкли думать и поступать одинаково, с оглядкой друг на друга.
        ...Моим девочкам-близнецам по два года. Еще до их рождения я решила, что буду по-разному одевать своих малышей, делать им разные прически, покупать разные игрушки - в общем, максимально подчеркивать их отличие, непохожесть. То, что родились внешне абсолютно разные девочки, конечно же, очень облегчило выполнение задачи. Дочери - Александра и Софья - развиваются по-разному, у каждой свои достижения, свои любимые игрушки и книжки, личная одежда и обувь, поменяться которыми девочки могут только с обоюдного согласия, что происходит разве что в процессе игры. Я надеюсь, что индивидуальное отношение к каждому близнецу плюс разная внешность и противоположные темпераменты позволят моим двойняшкам стать яркими индивидуальностями, с разными характерами, наклонностями и интересами.
        Что такое "эффект пары"
        Другая проблема - это общение самих близнецов друг с другом. Отношения внутри так называемой близнецовой пары составляют, по мнению специалистов, еще один важный фактор, влияющий на психическое развитие детей.
        С одной стороны, постоянный контакт, одинаковые условия жизни и развития приводят к тому, что близнецы становятся очень зависимыми друг от друга. Их воспитывают одни и те же люди, которые предъявляют к детям одинаковые требования, учат одному и тому же. В результате происходит процесс так называемой идентификации, стирания различий, который ведет к увеличению сходства близнецов. Родители, общаясь с детьми как с "парой" и подчеркивая их похожесть, формируют еще большую психологическую идентичность. Специалисты называют это "эффектом пары", который препятствует осознанию себя отдельно от соблизнеца. Вышеупомянутые авторы книги о близнецах отмечают, что обычно ребенок очень рано начинает откликаться на свое имя, а употреблять его умеет с двухлетнего возраста. У большинства однояйцевых близнецов четкая и выраженная реакция на свое имя может не появляться до двух лет, а его правильное и отчетливое употребление наблюдается не раньше трех, а то и пяти лет.
        В дошкольном возрасте близнецам трудно разграничить собственную личность и личность соблизнеца, от чего некоторые черты характера, присущие одному, могут не развиваться в полной мере у другого. При этом второй близнец ведет себя так, будто он обладает этими чертами, что делает таких детей "взаимодополнительными" и чрезвычайно зависимыми друг от друга. Поэтому чем шире круг их общения, тем легче им преодолеть трудности в развитии, которые порождены близнецовостью.
        Но, с другой стороны, в паре может сформироваться распределение ролей по типу "лидер - ведомый", что усиливает различия между близнецами. Очень часто один близнец занимает позицию руководителя, а другой - подчиненного. Французский психолог Рене Заззо обнаружил подобные отношения в 454 парах из 474, им обследованных. Как правило, такое разделение не мешает гармоничному развитию каждого близнеца, не подавляет каких-то принципиально важных качеств, не ведет к однобокому развитию личности.
        Основой такой "поляризации" служат, вероятно, те минимальные различия, которые имеются между близнецами уже в самые первые месяцы жизни. Кто-то из них легко привыкает к новым вещам и новым людям, более эмоционален и открыт, тогда как другой сдержаннее, серьезнее, склонен вдумчиво и внимательно изучать мир вокруг. Но на распределение ролей в паре влияют не эти различия сами по себе, а отношение окружающих к ним.
        Например, у нас в семье из двух девочек-близнецов Соня более общительна, она все пытается делать сама, не боясь неудач. Почему она так отличается от Саши, которая менее открыта, склонна к созерцанию? Видимо, причины надо искать в их младенчестве, когда беспокойная Софья ни днем ни ночью не сходила с рук, а Сашулю, которая с самого рождения отличалась весьма спокойным нравом, мы не очень часто баловали этим. Зато теперь Соня, всегда чувствующая поддержку взрослых, растет более самостоятельным и уверенным в себе ребенком. Уже в годовалом возрасте она захватила лидерство в паре. Сашуля же, как менее уверенная в себе девочка, остается пока в положении подчиненной. И хотя месяц от месяца она становится более общительной и ловкой, в большинстве случаев все же старается брать пример с Сони как со "старшей" сестры, причем иногда "попугайничество" доходит до абсурда. Не могу сказать, что Сонечка совсем ничего не повторяет за Сашей, но это случается довольно редко. Да и темперамент у девочек разный: Сашуля только подумает, а Соня уже сделает.
        Язык, понятный лишь двоим
        В заключение несколько слов о речевом развитии детей в паре. Давно замечено, что у близнецов оно несколько запаздывает по сравнению с одиночными малышами. В.Фридрих в книге "Близнецы" указывает две причины отставания.
        Во-первых, постоянное совместное пребывание и одинаковый уровень общего развития способствуют возникновению у близнецов своего, только им понятного языка с преобладанием жестов. Бывает, что они не испытывают потребности в общении с другими людьми и как бы "выключают" себя из постороннего окружения.
        Считается вполне нормальным, что ребенок в возрасте около полутора лет заменяет общепринятые названия предметов своими, им самим придуманными словами. Потом это проходит, но близнецы имеют больший шанс, чем одиночные дети, "застрять" на подобной автономной речи, если она устраивает их обоих. Тут им необходима помощь родителей, которые должны знать, что чем шире круг общения близнецов, тем меньше вероятность возникновения дефектов в их речи.
        Второй причиной отставания близнецов в речевом развитии становятся всевозможные осложнения при беременности и родах, мозговые травмы, недоношенность, инфекционные заболевания, которые чаще встречаются у пар, нежели у одиночных детей.
        Если на вторую причину повлиять никак нельзя, то с первой надо бороться засучив рукава. Необходимо как можно больше разговаривать, играть с малышами, читать им, не предоставлять их надолго самим себе. Хотя, конечно, сказать легче, чем сделать. Ведь у мамы, имеющей близнецов, значительно больше дел по хозяйству, чем у ее подруги с одним ребенком. И вряд ли она будет тратить время на игры, если не приготовлен обед. Да и как быть, если один ребенок хочет строить из кубиков дом, а другой требует немедленного чтения любимой книжки? Но я уверена, из всех ситуаций можно найти выход, если не нервничать, не накалять обстановки, а спокойно во всем разобраться.

Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Расстройство пищевого поведенияЧитать статью
Время для отношенийЧитать статью
Актуальные предложения и промокодыЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.