Я тебя не
узнаю...
Сначала говоришь эту фразу
вполголоса, словно обращаясь к себе, позднее адресуешь ее ребенку и она начинает
звучать, как упрек, А что, собственно, происходит? Малыш теперь большую часть
дня проводит не с мамой, он, как и предполагалось, активно «социализируется».
Осваивается в непривычной для себя обстановке, да еще изо всех
сил старается самоутвердиться. Естественно, он «впитывает» и запоминает все
слова, действия, события, свидетелем или участником которых он был. Родителям
же отводится почетная роль первых ценителей его «успехов». Правда, кое-что из
того, чему учится ребенок, действительно радует родителей, например, прочитанное
вдруг слово, неожиданно хорошо рассказанный стишок, самостоятельно завязанный
шнурок и т.д. Но эти умения мы скорее склонны приписать взрослению и домашнему
воспитанию, чем влиянию извне. Сторонними воздействиями, как правило, объясняется
то, что отнюдь не вызывает положительных эмоций.
Со временем вы начинаете чувствовать,
как ситуация медленно выходит из-под контроля. Умиленное высказывание «как много
ты теперь знаешь» меняется на настороженное «как много ты знаешь нехорошего».
Скверные слова могут просто смутить (а то и вызвать вспышку гнева, если малыш
выругается на публике), новые нелепые манеры будут вызывать недоумение, неестественные
ужимки и кривляния станут раздражать. Похоже, что сын или дочь кому-то подражают,
копируют некий неизвестный вам образец. Вы пытаетесь вмешаться, но тщетно, все
менее отчетливо представляя себе ту часть жизни ребенка, к которой вы лишены
доступа.
Для матери это тяжелое переживание,
имя ему - паника: ты видишь, что твой малыш меняется, в его глазах ты улавливаешь
не только свое отражение, он не спешит к тебе по первому зову и не соглашается
больше со всем, что ты говоришь. Ты помнишь его первые шаги, видишь во сне светлую
кроватку с балдахином, а он вдруг начинает грубить, огрызаться и браниться явно
не своими словами. Незримая нить, соединившая вас еще до его рождения, постепенно
становится тоньше, а перспектива потерять драгоценный контакт с ребенком, напротив,
более осязаема.
Складывается впечатление, что
ребенок непредсказуем: он то неуемно весел, то вдруг впадает в уныние, громко
протестует в ответ на ваши совершенно безобидные просьбы, скажем, надеть тапочки,
или заливается слезами по пустякам. Прибавьте к этому появление вредных привычек,
например, грызть ногти, и исчезновение полезных, как-то: говорить спасибо старшим
и... Конфликты не заставляют себя ждать. А какие слова извлекает дитя в процессе
спора?! Со стороны может показаться, что ребенок либо обнаглел, либо одичал,
но в любом случае разговаривать с ним невозможно.
Но и отсутствие острых конфликтов
не означает, что проблемы нет. Не стоит забывать о другой ее стороне: возрастающем
взаимонепонимании при внешнем благополучии. Речь идет о том, что ребенок продолжает
общаться с родителями, исполняет просьбы и учитывает пожелания, но при этом
словно замыкается в собственном мирке, никого туда не допускает. Неизбежно вы
отдаляетесь друг от друга настолько, что уже непросто бывает придумать,
чем заполнить выходные дни или редкие часы, отведенные для занятий с ребенком.
Отыскивать общие темы для разговоров становится все труднее. Быть может, малыш
так привык к детскому саду, что с родителями ему теперь неинтересно? Вместе
с тем, заботливых маму и папу такое положение дел устроить не может - они бьют
тревогу. И правильно делают! Ведь в таком нежном возрасте ребенок больше всего
на свете нуждается в родительской поддержке, в ласковом слове и одобрительном
взгляде.
Как ни странно, именно так рано
приходит время, когда мы перестаем смеяться над проблемой отцов и детей. Становится
отчетливо видно, что понимание между тобой и твоим ребенком имеет границы, что
естественный в первые годы контакт не вечен. Его можно утратить и нелегко восстановить.
Как важно оправдать себя
О чем мечтает каждая мама?
Всегда быть рядом с сыном или дочерью, не отходить ни на шаг. Счастливая и нелегкая
материнская доля — день за днем жить ребенком, улыбаться в ответ на звонкий
смех и скрывать боль, вытирая его слезинки. Думать о нем каждый миг и почти
животным чутьем улавливать приближение несчастья. Решать его маленькие проблемы,
всеми силами заслоняя от больших.
Но истина в том, что жизнь многогранна
и женщине, чтобы реализоваться полностью, недостаточно только материнства. Современная
женщина умна, образованна и талантлива. Она способна добиться успеха на любом
поприще и давно забыла о неравенстве полов. В наше время лишь немногих способна
убедить альтернатива -делать карьеру или рожать детей. Тем более что часто девушки
определяют свои цели в жизни еще до того, как приходит время стать матерью.
Рождение малыша, безусловно, усложняет положение, на какое-то время лишает возможности
выполнять профессиональные обязанности и быть финансово независимой. Но это
не означает, что с появлением детей женщина перестает представлять собой что-либо,
кроме мамы и домохозяйки в «одном флаконе».
Матери необходимо твердо стоять
на ногах и быть уверенной в завтрашнем дне, хотя бы потому, что ее душевное,
эмоциональное состояние передается ребенку.
В результате, ежедневно уходя
на работу, хочешь или нет, на полноценное общение приходится выкраивать час-другой.
Все дни чем-то похожи: утром — ускоренные сборы на работу (в детский сад), вечером
- недолгий семейный ужин да дюжина домашних дел, оставшихся, кажется, еще со
вчерашнего дня. Конечно, по дороге из сада домой успеваешь задать несколько
вопросов ребенку на общую тему «как в саду живется», но ответы все чаще сходятся
на слове «нормально» и не дают никакой информации. Часы отсчитывают сутки за
сутками, дела не отпускают ни на минуту, а потребность в постоянном общении,
ласке и теплоте почему-то отходит на второй план. Однажды я почувствовала это
особенно отчетливо. Вечером вдруг вдохнула запах дочкиных волос: они пахли по-другому,
не молоком, а чем-то чужим, смесью одеколона и казенной манной каши... Мне стало
страшно.
Семь шагов навстречу друг
другу
Ничто не происходит само
по себе, если не считать неприятностей. Строительство безоблачных отношений
между родителями и детьми требует труда. Вы не можете круто изменить ход своей
жизни, но и не уверены в том, все ли в порядке у сына или дочери? Вот несколько
немаловажных моментов, которые помогут сориентироваться в изменившейся обстановке.
начать лучше с простого — почаще
присматриваться к ребенку, наблюдать за ним на улице, в магазине, во время игр
с друзьями и чаепития с родственниками. В этом нет ничего нового, но опыт показывает,
что и приглядывая за малышом постоянно, мамы не всегда замечают разные «мелочи».
Сложнее в этом смысле приходится женщинам, которые работают и ежедневно борются
с хроническим дефицитом времени. Самый простой выход из положения — «игра во
взгляды». Просто оторвите взгляд от книжки, бухгалтерских документов, ежедневника
и посмотрите на своего ребенка. Делайте это как можно чаще, и ваши заметки станут
своеобразными иллюстрациями к вашим размышлениям, а сердце подскажет, где скрываются
«болевые точки».
Настроение ребенка — надежный
барометр. И дело не в том, что нельзя быть слишком веселым или чересчур
грустным, но в естественности, оправданности его реакций. Умеет ли он сочувствовать?
Что для него означают слова «защита», «забота», «жалость» и т.п. За агрессивным
поведением может скрываться бесконечное одиночество, не столько реальное, сколько
надуманное. С действительными и воображаемыми печалями и комплексами нельзя
не считаться, ибо они - составная часть того, что психологи называют эмоциональным
здоровьем личности.
будьте особенно осторожны с
чужими влияниями на ребенка, как в кругу взрослых, так и среди сверстников.
Иногда они несут в себе ценный для малыша опыт, но чаще оказываются разрушительными
для неокрепшей детской психики. Проблема в том, что через оценки других складывается
самооценка малыша, а этот процесс нельзя оставлять без контроля
поддерживайте «связь» с теми,
кто окружает ребенка во время вашего отсутствия. Не оставляйте своим благосклонным,
пусть чуть настойчивым вниманием няню и домашнего доктора, воспитателей в группе
и руководителей дополнительных занятий, продумайте успешные формы взаимодействия
с представителями «власти» - администрацией детского сада, врачами районной
поликлиники и др.
не закрывайтесь от неприятных сюрпризов,
бессмысленно решать вопросы «методом страуса», пряча голову в песок. Когда малыш
при гостях с явным удовольствием повторяет крепкое словцо, можно конечно густо
покраснеть и отшлепать его «для науки», но это неэффективный путь. Дети воспринимают
и хорошее, и плохое с равным любопытством, и ваша задача -продемонстрировать,
что в плохом нет ничего интересного, а не увеличивать тягу к «запретному плоду».
научитесь улаживать конфликты с окружающими.
Здесь не обойтись без мужества и стальных ноток в голосе. Вы изначально на стороне
сына или дочери, но не действуйте по принципу «мой ребенок не должен поступать
плохо потому, что он мой», а руководствуйтесь безграничным доверием и презумпцией
невиновности. Наказать всегда успеется. Попробуйте для начала понять и поддержать.
очень сближают маленькие общие
тайны, собственные ритуалы. Можно особым образом прощаться по утрам или обмениваться
по телефону «секретными» посланиями, или шептаться тихонько перед сном. Придумайте
что-то свое и никому не рассказывайте. Вы вновь отыщете уголок, где никого не
будет между вами.
Счастливый итог — восстановление
утраченного равновесия. Понимание, о котором говорят: «с полуслова, с полувзгляда».