Поиск

Яблоко от яблони…

20/01/2009
КОЖЕВНИКОВА Марина
474

Пожалуй, с самого рождения малыша, а то и до него все родители начинают задаваться вопросом о воспитании ненаглядного чада. И тут открывается бескрайний простор современных взглядов и теорий, советов родных, опыт подруг. Не мудрено, что в этом множестве вариантов порой так сложно разобраться. Но основным, можно сказать, краеугольным камнем, все-таки встает вопрос о том, насколько вообще наше воспитание влияет на развитие детей.

Слишком рано или cлишком поздно?

Отдавая ребенка в школу раннего (очень раннего) развития, одна мама через пару дней воскликнула в негодовании: «Представляешь, все как сговорились.

Кому ни скажешь, что мы в кружок начали ходить, только и слышу, что я сошла с ума, что это очень рано, что у ребенка нет детства, что учиться он должен в школе с семи лет, и вообще. И все в этом духе…» Настроение у мамы упало, и она больше никому ничего не говорила, тихо продолжая посещать занятия и радуясь первым успехам любимого ребенка.

И правда, каждая мама хотя бы раз слышала или читала нечто подобное. Вот только сразу хочется задать вопрос: «А раньше какого времени?» Что можно считать рубежом, за которым ребенок достаточно подрос и его можно начинать как-то воспитывать и учить разным премудростям? Это детский сад, школа? А может, это выход на пенсию?

Приведу еще один красноречивый пример. Если посадить семена сильные, отборные и семена подпорченные, мелкие и слабые, то урожай будет в большинстве своем различаться. Ведь вряд ли слабые всходы дадут богатый урожай, тогда как отборные семена прорастут. Но если вдруг за хорошими семенами не ухаживать, то весь потенциальный урожай так и останется потенциальным, т. к. ростки буду хилые и слабые, а многие и вовсе погибнут на корню. В то же время, грамотный уход за плохими семенами способен принести, может, не равномерную, но, тем не менее, пользу.  Улавливаете аналогию?

Любопытно то, что ребенок запоминает лучше то, что ему наиболее интересно. А совсем не то, что мы хотим ему втолковать. И если мы хотим на что-то обратить внимание, чему-то научить, сделать значимым для малыша , то надо это постараться преподнести живо и с интересом.

С чистого листа

Родителей не выбирают это факт, дети появляются в семьях потомственных артистов, медиков, строителей, трактористов и, увы, пропойц…Но, уверяю вас, изначально все эти дети одинаково гениальны и одинаково бездарны. Среда, в которой малыш растет, заполняет собой его сознание, создает его привычки, обучает и развивает.

Ребенок рождается с психикой tabula rasa, что в буквальном переводе означает «чистый лист». Он открыт ко всему, сейчас он максимально восприимчив и будет впитывать действительно как губка любую информацию из окружающего мира и о нем. В этой истине и заключается основная особенность и колоссальная ответственность взрослого (особенно родителя) перед ребенком, ведь именно мы с вами заполняем этот «белый лист».

Речь  это очень сложная психическая функция. Она устроена так, что работает сразу на нескольких уровнях (физиологическом, психологическом) и контролирует всю работу нервной системы человека.  Речь основополагающая функция в развитии психики ребенка. И если она развита плохо или не развита вообще, по причине отсутствия этой самой человеческой речи в окружении ребенка, то полноценной психика не станет никогда.

Успеть до трех

Отдельно стоит сказать здесь о восприимчивости малыша. Психологи выделяют так называемые сензитивные периоды в развитии ребенка. Это периоды, когда ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды, а на фоне общего развития всего организма начинает особенно развиваться какая-либо функция. Так выделяются сензитивные периоды развития слуха, зрения, координации, речи и т. д. Я полагаю, что до трех лет смело можно выделить один очень объемный сензитивный период, объединив все более мелкие.

Такими темпами, как в это время, человек больше не растет и не развивается никогда! В возрасте до полутора-двух лет вообще один день не похож на другой. Постоянно появляются новые знания, навыки и умения. Ну и теперь подумайте, разве мы имеем право упускать это благодатное время, оставляя всевозможные уроки по воспитанию и обучению «на потом»? Большинство ученых пришли к выводу о том, что все, что мы можем дать малышу путем воспитания, мы можем дать до трех лет. Все.

Однако, хочу вас сразу предостеречь от ошибочного суждения: может показаться, что раз мозг и психика ребенка такие пластичные, такие восприимчивые и жадные до новой информации, то можно особенно и не заниматься воспитанием, ведь все равно он будет впитывать из окружающего мира информацию, копировать поведение родителей и худо-бедно научится не хуже других детей всему. Самосевом, так сказать.  Да, конечно, ребенок все впитывает и будет этим заниматься по инерции регулярно, это закон выживания в природе, это как раз генетика, эволюция. Но мы же с вами живем если и в джунглях, то каменных, иными словами, двадцать первый век на дворе.

Нравы круто изменились, а окружение от малыша требует все большего и большего уровня развития. Да даже не в этом дело. Мы, родители, хотим видеть в наших детях успешных развитых личностей. И помочь на этом пути развития опять же можем только мы.

Наследственность ли?

Но как же быть с семьями асоциальными, например алкоголиками? Ведь, как правило, алкоголизм заболевание потомственное, в таких семьях пьют все, и дети, увы, не редко, в том числе. Ребенок из неблагополучной семьи видит, как с утра до вечера его родственники пьют, дебоширят и валяются в беспамятстве. Постепенно он тоже в полной мере входит в эту среду и начинает вести подобный же образ жизни, хотя, безусловно, не все дети алкоголиков сами становятся алкоголиками. Однако в данном примере совершенно четко прослеживается и другой факт а вы много видели, чтобы алкоголики занимались своими детьми, водили в кружки и бассейн, да и просто мало-мальски воспитывали? Вывод очевиден: кто сам не способен демонстрировать высокоразвитое поведение, тот не может и вырастить нормально своего ребенка. Но не кажется ли вам, что это уже факт опять-таки в пользу воспитания, и гены тут, в общем-то, ни при чем… По крайней мере, проблема на генном уровне для таких детей будет вторичной.

Можно привести и еще один пример, демонстрирующий превосходство воспитания над наследственностью. Казалось бы, что может быть более показательным, чем пара однояйцевых близнецов. Ведь это чудо природы у них абсолютное совпадение генов, у двух (а то и трех) разных людей. Так вот, были проведены, и не однократно, исследования поведения и жизни в целом близнецов, разлученных в детстве и воспитываемых в разных условиях. Несмотря на 100%-но совпадение генов, эти дети значительно различаются по характеру и способностям, вплоть до того, что один близнец может иметь великолепный музыкальный слух и возможность играть на трех инструментах, а другой ничем таким отличаться не будет или будет, например, одаренным химиком.

 

Мне кажется, что если бы фактор наследственности играл решающую роль в становлении и формировании ребенка, то было бы наперед ясно, кто кем будет, кто чем будет в жизни заниматься. Дети бы шли железно по стопам своих родителей и профессии стали бы абсолютно династическими. Отпрыски бы стандартно и бесповоротно наследовали профессии отцов.

Идеальный рецепт

Думаю, было приведено достаточное количество красноречивых примеров, ставящих дополнительную галочку в строку «за воспитание». Но воспитание воспитанию все-таки рознь. Как найти ту грань, где начинается легкомысленное попустительство или, наоборот, тотальное навязывание своего видения мира? Вопрос сложный.

Прежде всего, усвоим правило, что есть куча рецептов, как приготовить яблочный пирог, но нет ни одного рецепта, как правильно воспитать своего ребенка. В этом-то и проблема. Вернее, рецепт есть, но он для каждой семьи свой, уникальный и появляется он не на момент рождения малыша, увы, а после того, как ребенок превратился во взрослого и самостоятельного человека.

Рецепт, он же способ воспитания, складывается из конкретных особенностей роста малыша, ситуации его развития, ошибок, и наоборот удачных педагогических находок родителей. Одним словом, способ оформляется в сознании родителей тогда, когда уже поздно… Может быть, поэтому бабушки так любят нянчить внуков и у них всегда есть готовый совет молодым мамочкам… Опыт все же великая вещь.

Таким образом, подводя итог нашим сегодняшним размышлениям, можно смело сказать, что да, все мы рождаемся от родителей, этакие яблоки от яблони. И похожи мы на родителей, и имеем фамильные «сильные» стороны внешности и характера, которые передаются по наследству, но… Все-таки жизнь уникальна, и яблоки на яблоне на самом деле все разные. Мы разные. И отличает нас все-таки воспитание, без которого мы бы не стали личностями, нет, Личностями (именно так). Воспитывать или подождать… Вопрос для ленивых родителей, у остальных, думаю, этот вопрос просто не возникает. Один лишь совет: окружите вашего малыша любовью и радостью. Это лучшая развивающая и стимулирующая среда к созиданию и покорению заоблачных вершин жизни. Удачи!

Маме в помощь

*Среда, в которой ребенок растет, не должна быть однообразной. Чем больше и разнообразнее стимулы вокруг, тем быстрее малыш продемонстрирует вам первую улыбку, первое оживление, первую песенку, первый диплом и т. д. Мозг ребенка в хорошем смысле всегда голоден до новых впечатлений, и чем больше он их получает, тем больше ему это надо.

* Наличие постоянного общения с первых дней. Ошибочно полагать, что новорожденному не понятно и не интересно общаться, что он ничего не понимает. Уверяю вас, все он понимает, просто физические данные пока таковы, что он не может предоставить убедительную обратную связь, но как только сможет, уверяю вас… Все ваши «агукания», стихи, сказки и рассказы про то, что хорошо, а что не очень, скоро дадут о себе знать в виде соответствующего поведения.

*Ребенка развивает и воспитывает не только семья, но и среда, а самые неожиданные вещи могут воздействовать куда более сильно, чем мы предполагаем. Перед родителями же стоит задача отобрать полезное воздействие среды и усилить его и по возможности исключить отрицательный пример. На самом простом уровне это можно проиллюстрировать так: все мы знаем, что употреблять «плохие» слова это некрасиво, все об этом говорим детям и почти все мы так или иначе употребляем их в быту, между делом. А ребенок слышит… l Здоровый малыш с устойчивой психикой, умный и спокойный, может вырасти только в атмосфере любви. Факт! Лучший воспитательный урок, который вы можете преподнести показать, что мама и папа любят малыша в любой ситуации и несмотря ни на что. Однако этот пункт не имеет ничего общего с потаканием любому капризу и бестолковым «сюсюканьем».

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.