Поиск

Ребенок не хочет учиться, что делать?

08/04/2011
663

Секреты психологии раскрывает известный детский клинический психолог, специалист по семейной терапии и детско-родительским отношениям Елена Викторовна Окулова. 

НЕ хочу учиться!

«Не хочу учиться, хочу жениться!» – восклицал герой Д. Фонвизина. Но если Митрофанушке было 16 лет, то современные дети становятся недорослями уже в начальной школе. Кто виноват: родители, ребенок или педагоги? И вина ли это?

Родители, сталкиваясь с неуспеваемостью ребенка, реагируют, как правило, одинаково: либо жалуются на лень чада, либо ругают систему образования и нагрузки в школе. И даже пестрящий «двойками» и замечаниями дневник не становится сигналом для обращения к специалисту. 

Ваня на консультации был благодушен и пассивен. Его привела мама. Оставив мальчика с отцом ждать в коридоре, она сбивчиво рассказала, что «сил ее больше нет: директор уже просит перевести ребенка в частную школу. Ваня всего лишь в 4-ом классе, а по русскому языку и математике одни «двойки», домашнее задание не делает, интересует его один компьютер», и что делать, она не знает!

– Я постоянно старалась его развивать, учила с ним буквы, числа, читала ему, рисовали вместе, складывали мозаику, а ему любое занятие – на несколько минут. Потом невропатолог уже сказал, что это, скорее всего, последствия родов, поставил диагноз ММД (малые мозговые дисфункции), назначил лечение.

Стало получше, – продолжает Лена.

В школу Ваня пошел в 6 лет. Лена с мужем радовались: сын стал первоклассником! Но уже к середине учебного года стало ясно, что Ваня «не тянет» школьную образовательную программу. И только когда мальчик стал хроническим двоечником, семья обратилась за помощью. 

Выяснилось, что рожала Лена сына тяжело, роды были скорые, балл по шкале Апгар мальчику поставили не очень высокий. До года наблюдались у невропатолога с внутричерепным давлением и гипертонусом. Ваня рос беспокойным малышом, мало спал, часто плакал.

Я обратила внимание мамы на диагноз ММД, который когда-то поставил ее сыну невропатолог. У детишек с подобными проблемами в момент адаптации к учебному процессу (то есть в возрасте 6-7 лет) и позднее, когда увеличиваются нагрузки (в возрасте 9-12 лет), происходит снижение уровня функционирования «слабых» звеньев центральной нервной системы и возникают трудности в обучении.

После нейропсихологического тестирования стало понятно, в какой коррекции нуждается Ваня. Мы договорились, что они будут приходить на занятия раз в неделю. В программу восстановления входил самомассаж (с активным участием рук, стимулирующий кровообращение в кончиках пальцев, нервные окончания которых связаны с мозгом), и дыхательные упражнения, и специальные упражнения на растягивание. Они снимают тоническое напряжение и активизируют подкорковые структуры мозга. Много внимания мы уделили релаксационным и другим необходимым упражнениям.

И постепенно у Вани появились хорошие оценки. Что же, еще одна маленькая победа! 

Лизу, разодетую, как куклу, привела на прием не мама, а ее тетя. Аллочка была встревожена: 

– Понимаете, Лиза – очень талантливый ребенок. Она уже с 4 лет учит французский, ходит на бальные танцы, в доме творчества рисует и лепит! И мы решили ее с 6 лет отдать в специализированную языковую школу. Школьный психолог тоже отметила, что девочка очень способна и готова к обучению. Но начались проблемы чуть ли не с сентября! У Лизы и раньше были истерики, перепады настроения, а сейчас она и вовсе стала несносна: она отказывается ходить в школу! 

Я поинтересовалась, почему девочку на прием привели не родители. Алла смутилась:

– Дело в том, что моя сестра много работает, они с мужем часто конфликтуют.

Вот я и забираю Лизу к себе, чтобы девочка не видела ссор родителей. Мне несложно, у меня самой малыш 3-х лет. Иногда Лиза целыми неделями живет у нас.

И тут же тревожно спросила:

– Это плохо? Я только боюсь, не будет ли сын копировать Лизины истерики… Лиза была, безусловно, девочкой талантливой, но у любого человека есть некий предел, перейдя который вся наука будет уже не впрок. К сожалению, мама девочки оказалась натурой слишком увлекающейся, но не слишком ответственной.

Ей нравилось, что педагоги и воспитатели расхваливают дочь, а ее переменчивое настроение, нарушение сна списывала на темперамент девочки. Не смущало ее и то, что ребенок нередко становился свидетелем «громких» семейных сцен. Когда же к уже имеющейся нагрузке добавилась спецшкола, ноша «талантливого ребенка» стала для Лизы непосильной! И конечно, трудно быть счастливой и здоровой девочкой, если она, по сути, лишена дома.

Мы договорились с Аллой, что она попробует объяснить сестре всю пагубность сложившейся ситуации, когда 6-летний ребенок живет то у тети, то с родителями. Комната ребенка – это его мир, где он может спрятаться, помечтать, отдохнуть, где он хранит свои секреты и чувствует себя защищенным.

Поговорили мы с Аллой и о том, что нужно пока отказаться от дополнительных занятий, чтобы и школьным наукам оставалось в Лизиной жизни место. Я попросила Аллу поговорить с сестрой о ее конфликтах с мужем на глазах дочери. Истерики, перепады настроения и ночные кошмары были не только следствием перегрузок, но и реакцией на психотравмирующую ситуацию, связанную с родительскими ссорами. Аллочка выполнила мои просьбы. Более того, она уговорила сестру зайти ко мне для беседы. И в следующий раз Лиза на занятия пришла уже с мамой.

…Недавно мне позвонила Алла, сказала, что хочет посетить меня уже со своим малышом, просто для профилактики, проверить, как Никита развивается.

Рассказала, что Лиза теперь приезжает к ней только на выходные, в школу ходит с удовольствием – у нее чуть ли не полкласса подруг.

– Только вот сестра до сих пор страдает, что пришлось бросить французский.

Ничего, главное, чтобы Лизка здоровой росла, - смеется Аллочка.

И я с ней совершенно согласна! 

Дети отказываются идти в школу по самым разным причинам. Малыш ниже всех в классе и стал мишенью для дразнилок. Или родители поспешили отдать чадо с 6 лет в школу, а ребенку бы еще играть да играть в детском саду. Возможны конфликты с учителями и школьная неуспеваемость в силу различных заболеваний. В любом случае не спешите обвинить ребенка в лености. Ваш малыш нуждается не в обвинении, а в помощи!

Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.