Поиск

Детство: счастливая страна или «колыбель неврозов»?

07/10/2008
631

? Каждый шаг тщательно отслеживается и соизмеряется с известными практически каждой маме нормами. Но вот малышу исполняется год, и если какая-нибудь видимая патология развития не бросается родителям в глаза, то контроль заметно ослабевает: растет себе и растет. Тем же, кто заинтересован в постоянном наблюдении за своим крохой, не всегда хватает знания: как он развивается, когда начнет говорить, скоро ли будет хорошо общаться с другими детьми на площадке? Существуют ли для малышей старше года какие-то критерии развития? Об этом нам и расскажет врач-невропатолог ДГКБ №13 Елена Анатольевна Жидкова.
        Эти проблемы волнуют многих родителей. Правильно ли реагирует ребенок на конфликты дома, в детском саду, во дворе? Не слишком ли агрессивный или, наоборот, не слишком ли спокойный, «всепрощающий» их малыш? Почему малыш 5—6 лет не может заснуть, посмотрев по телевизору передачу про извержение вулкана, а его трехлетний брат весело смеется, уверяя, что позовет пожарных и они справятся и потушат вулкан? Эти и другие вопросы мамы и папы часто задают психологам, невропатологам, психоневрологам.
        Для диагностики психического и эмоционального развития ребенка применяется множество тестов. И если у родителей появляются какие-то сомнения, то необходимо отвести малыша на консультацию к психоневрологу и психологу, так как многие нарушения психоэмоциональной сферы легко лечатся при начальных проявлениях и очень тяжело в запущенных случаях. А некоторые нарушения можно вообще предупредить, если родители знают особенности психики и неврологического развития своего ребенка в том или ином возрасте.
        Что есть норма?
       
Если говорить о каких-то общих критериях, то для всех детей дошкольного возраста с нормальным психоэмоциональным развитием преобладающим является бодрое жизнерадостное настроение с положительным отношением к окружающим. Все дети этой возрастной группы любознательны, живо интересуются окружающим миром, легко учатся всему новому. Если к этому прикладывается правильное воспитание в семье, то малыши способны к сопереживанию, ласковы, инициативны. Они проявляют минимум тревожности, несмотря на то что для этого возраста характерно возникновение различных страхов. Страх темноты, одиночества, уколов и прочие, которые, однако, не создают серьезных проблем в поведении и воспитании ребенка. Эти страхи временные и связаны с высокой эмоциональной активностью малыша в этом возрасте.
        Обратите внимание, дошколята осваивают мир не только физически, но и эмоционально. Ведь трех-четырехлетний ребенок не просто смотрит мультфильм, он в нем активно участвует! Он «стреляет» в «плохих», защищает «хороших», он всеми своими чувствами погружается в мир сказки или игры. Только к концу дошкольного периода дети начинают понемногу контролировать свои чувства и поступки. Тем не менее нарушения психического и эмоционального развития в детском возрасте, к сожалению, достаточно частая проблема. Среди наиболее распространенных: задержки или неравномерность развития, акселерация. Эти проблемы могут носить как врожденный характер, так и приобретенный. Особенно при неблагоприятных влияниях среды, в которой растет малыш. Учитывая то, что особенностью психики детского возраста является эмоциональная лабильность, психическая подвижность, частая смена настроений и ранимость, то даже незначительные внешние факторы могут вызвать у маленького ребенка психоэмоциональные нарушения.
        Одни из них могут проходить самостоятельно, другим требуется специальное лечение. Некоторые, к сожалению, остаются на всю жизнь, формируя во всех отношениях проблемную личность.
        Вы удивитесь, но, стихийным бедствием для малыша могут стать невинные и незначительные, с точки зрения взрослого, происшествия: смена прически, цвета волос, одежды, смена духов у матери, перестановка мебели в квартире.
        Часто психоэмоциональные нарушения возникают у детей, которые имеют так называемый неврологический фон. Например, у тех, кто перенес перинатальную энцефалопатию, инфекционные заболевания нервной системы, либо заболевания, вызвавшие общее ослабление организма. Также проблемы могут возникнуть у тревожных детей, склонных к страхам, инфантильных или с неадекватной самооценкой. С такими малышами родители должны быть очень внимательны и чутки.
        У маленького ребенка часто встречаются и нарушения вегетативно-инстинктивной сферы: такой малыш может плохо засыпать, у него часто прерывается сон, он кричит во сне, может быть «совой», «жаворонком»; нарушение аппетита, нарушение сосания, жевания, отсутствие чувства голода, прожорливость, избирательность в еде и такие неприятности, как, например, энурез, поносы и т. д.
        Очень частой проблемой в детском возрасте является гиперактивность и невнимательность. Такие дети просто «доводят» своих родителей, совершая массу суетливых и лишних движений, они практически не сидят на месте, рассеяны, болтливы и не умеют играть в спокойные игры. У этих детей ужасная привычка мешать, вторгаться в чужой разговор или перебивать собеседника. Они легко спорят со взрослыми, активно отказываются выполнять их просьбы, легко обижаются, часто сердятся, проявляют агрессивность, драчливость. Если у ребенка этого возраста проявляется подобное поведение и длится 2—3 месяца, не связанное ни с какой психотравмирующей ситуацией или длительной болезнью, необходима обязательная консультация психоневролога.
        Показать ребенка психоневрологу нужно, если:

  • малыш регулярно капризничает, выражает недовольство, плачет, ноет, при этом отталкивает взрослых,

  • вы наблюдаете у ребенка плохое настроение, сопровождающееся агрессивным поведением, направленным на других людей или на себя. Кроха стремится кого-нибудь ущипнуть, укусить, плюнуть,

  • вы заметили нехарактерные для данного ребенка проявления положительных эмоций с повышенной отвлекаемостью, дурашливостью, усилением речевой активности, навязчивостью, нарушением дистанции в отношении со взрослыми,

  • вы видите явления депрессии: двигательная заторможенность, неулыбчивость, частый плач, тревожность, желание собирать всех близких около себя.

       

Теперь поговорим об основных этапах психоэмоционального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
        1—1,5-годовалый ребенок хорошо понимает речь взрослых (0—50 слов), реагирует на свое имя, показывает, где у него глазки, носик, зубки, в общем, все, чему научили родители. Те же части тела находит у других. Любит выполнять простые просьбы, сам пытается что-то просить, используя указательный жест и отдельные слова. Использует знаки «да» и «нет» (кивает и качает головой), показывает и предлагает игрушки другим. Учится управлять целыми процессами, состоящими из 2—3 повторяющихся действий (есть ложкой, строить башню из кубиков). В это же время появляется чувство юмора. Годовалый ребенок смеется, когда взрослые ведут себя, как маленькие, или совершают странные действия. При посторонних ведет себя скромно. Подражая взрослым, пользуется их вещами — расческой, пультом, телефоном.
        1,5—2 года. К двум годам ребенок понимает 100—200 слов. Он побуждает взрослых называть для него различные предметы, повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения. Строит предложения из двух слов («мама, дай»). Легко повторяет увиденные жесты. Начинает плакать, чтобы добиться своего. Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт. «Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым: кормит ее с ложечки, укладывает спать и т. п. Убирает предметы на свои места. К двум годам появляются ролевые игры. Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Провоцирует взрослых: поступает наперекор запретам и нормам поведения.
        2—3 года. В два с половиной года словарь ребенка составляет в среднем 450 слов, а к трем уже 800 слов. Он умеет строить предложения из 3—4 слов, а к трем годам выстраивает многосложные, сложноподчиненные предложения. Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей (например: «убери машинку и садись за стол»). Изображает поведение взрослого. Родитель того же пола может стать объектом для подражания. «Разговаривает» с игрушками, разыгрывает их общение между собой. Понимает и употребляет слова «я», «мой». Понимает разницу между «один» и «много». Расстается с родителями без плача. Вступает в контакт с детьми и взрослыми. Постоянно задает вопросы. Ближе к трем годам начинает делиться с другими чем-либо. Умеет дожидаться своей очереди. Умеет самостоятельно занять себя в течение 10—20 минут (рисует, играет, строит, рассматривает книжку). В 3 года ребенок должен быть словоохотливым, радующимся каждой возможности поговорить. Если же ваш малыш упорный молчун, то, скорее всего, в его психическом развитии произошла какая-то заминка. Сравнивая признаки нервно-психического развития вашего ребенка с нормами, приведенными в таблице, вы конечно же должны учитывать индивидуальные особенности малыша. Так, эмоционально возбудимые дети любят подвижные игры, склонны к эмоциональным всплескам и чувства проявляют более бурно. А флегматичные дети, в свою очередь, менее активны, предпочитают спокойные игры и с трудом переходят от одного вида деятельности к другому.
        Учитывать эти особенности необходимо. Таким образом вы можете избежать ненужных конфликтов в семье. С другой стороны, родители не всегда способны самостоятельно определить границу между проявлением индивидуальности у ребенка и началом заболевания. Поэтому если вас что-то настораживает в поведении сына или дочери, то лучше проконсультироваться со специалистом.


        Внешние причины, которые могут вызвать психоэмоциональные нарушения:
— психоэмоциональная изоляция — депривация, т. е. когда потребности ребенка в эмоциях, ласке, общении со взрослыми, в новых впечатлениях не удовлетворяются. Чем раньше ребенок попадает в такие условия, тем серьезнее могут быть проблемы; — психотравмирующие ситуации. Так, настоящей травмой может стать для ребенка рождение младшего брата или сестры, а также конфликтные отношения дома, особый режим воспитания и даже методики закаливания; — относительно кратковременные психотравмирующие ситуации, например, начало посещения школы, детского сада, переезд на другую квартиру и т. д.; — тяжелые шоковые психические травмы, такие как авария, стихийное бедствие.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.