журнал "Няня", 1998 год № 7
http://www.nanya.ru/podpiska
>
- Надень тапки, - уже в который раз напомнила я сыну. Недавно я научила его снимать и надевать обувь. Малыш предпочитает только
разуваться.
- Мне не надо носить тапки! - убежденно ответил он.
Разговор этот мы вели не в первый раз...
Ну что тут скажешь? С одной стороны, вроде бы дело сына, как ему ходить. С другой - у него затяжной насморк, а роза ветров у нас на полу сложилась неблагоприятно. Но для Митьки это довод настолько слабый, что даже и произносить его без крайней надобности не стоит.
Совсем большой стал мальчик... По крайней мере передо мной, как и перед другими мамами, уже встает вопрос, который придется решать еще долгие годы: как воспитать ребенка, не подавляя и
не унижая его?
...Разногласия начались еще в середине лета,когда трехлетний малыш вдруг начал проявлять крайнее упрямство в вопросах, касающихся одежды.И если бы дело было в цвете или фасоне! Он стоял
насмерть за право носить ботинки и рубашки с длинным рукавом. Несмотря на все мои усилия, он проходил так оставшийся теплый месяц. Соседка,заглянувшая к нам как-то на шум, только вздохнула:"Это - три года..." Она тоже уже успела "понюхать пороху": ее дочь была на месяц старше Митьки.
Кризис трех лет: для чего он
нужен
Даже те редкие дети, которые в два
года не устраивают скандалов на пустом месте, к
трем-четырем уже доставляют изрядные хлопоты
родителям. У ребенка в этом возрасте слово
"нет" выдвигается на почетное место в его
лексиконе: ведь он хочет уже сам решать, как вести
себя и как устраивать свою жизнь. Пока хотя бы в
мелочах... Чтобы чувствовать себя взрослым, ему
мало одеваться самому, важно еще самому выбирать,
что надеть. Мало выполнять поручения по
хозяйству, нужно еще, чтобы это было его
привилегией.
Чаще всего родители замечают и поддерживают
первые ростки детской самостоятельности и
компетентности. Но при этом трудно вести себя
последовательно: привычка командовать ребенком
долго еще дает себя знать. Так что малыш получает
двойной посыл: с одной стороны, его инициативу
приветствуют ("Молодец, сам оделся!"), с
другой - он может делать только то, что разрешат
("Расстегнись, жарко..."). Вот он и выражает
протест по мелочам, например отказывается
сходить в туалет перед прогулкой. Означает это:
прав я или не прав, но это мое дело.
Конечно, конфликтов между родителями и детьми
было бы меньше, если бы пожелания детей не
оказывались порой так абсурдны. Все-таки ребенок
трех-четырех лет еще рассматривает себя как
центр мироздания и не в состоянии понять другого.
Да что там, даже связь между поступками и
последствиями для него обычно неочевидна - вот
почему трехлетки, к удивлению родителей, часто
"наступают на те же грабли". Зато бороться за
свои права в этом возрасте умеют очень хорошо:
речь уже достигла почти взрослой
выразительности. В общем родителям приходится
нелегко. И главное, трудно поверить, что
сегодняшние сварливость и упрямство ребенка
должны принести ему пользу в дальнейшем... Но тем
не менее это так. Слово "кризис" означает
всего лишь быстро и бурно протекающий рост. Смысл
кризиса трех лет в том, что человеку пришло время
осознать свою отдельность от других, свою
собственную волю и самостоятельную ценность. И
если смотреть на поведение ребенка именно под
таким углом, происходит удивительное
преображение:
"Анюте 2 года 8 месяцев, и она начала
утверждать свое "я" (раньше бы мы сказали
"капризничать").
Надела сестра Оля ее кофточку без спроса - плач,
неудержимый и горький.
Попробовали из ее тарелки ложку каши - то же
самое.
...Как правило, криком человек хочет
восстановить справедливость. И если предвидеть
это, можно предотвратить капризы.
- Можно взять твой карандаш, Анночка?
Анка смотрит, сдвинув бровки, будто используя
свое право разрешить или не разрешить, и
соглашается важно и ласково:
- Дя.
И хорошо, что она не выносит бесцеремонности,
приказного тона".
"У Алеши (4 года) появилось новое "а если":
- А если ты мне эту ложку не дашь, я есть не буду,
уйду и все...
- А если ты на меня наденешь рубашку, я с вами не
пойду...
Все это рассчитано на утерю его как члена
данного общества, что, по его представлениям,
должно быть неприятно для этого общества. Что
это? Чувство достоинства или себялюбие? Скорее -
первое".
(Это - отрывки из дневника, которые приводит в
своей книге Лена Алексеевна Никитина. В них я
впервые обнаружила тот взгляд, до которого мне и
сейчас хочется дорасти...)
Итак, уже в три года ребенок испытывает вполне
взрослые желания: