Фотоальбомы практически каждой семьи хранят память о том, как счастливый отец
впервые держит аккуратно упакованного младенца, или как малыш сделал свой первый
шаг в самостоятельную жизнь, или в полуобморочном состоянии прочитал стихотворение
в объятиях Деда Мороза.
Однако существует и совершенно другая особая категория воспоминаний, о которых
вы редко найдете отчет в фотоальбомах. Правда память о них не менее яркая.
В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние»
в развитии. К 2,5–3 годам он развивается в личность – единственную и уникальную
и эта трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе. И тут-то
исторические события начинают сменяться одно за другим.
Однажды мы обнаруживаем гвоздь, аккуратно забитый в любимый шкаф из красного
дерева, на следующий день в кошачьей миске оказывается кусок красной рыбы, купленный
к праздничному столу. Потом ребенку может прийти в голову потихоньку помыть
с мылом папин мобильный телефон или нарисовать для красоты в его паспорте елочку.
Наказанный в первый, во второй, третий и в очередной раз, уже через полчаса
малыш может быть пойман с поличным при попытке полить из лейки цветы на обоях
или постирать кота в стиральной машине. Тут уже у родителей закрадывается мысль,
уж не издевается ли он?
Любое затишье в детской начинает казаться взрослым подозрительным, в общем складывается
ощущение, что вы попали на линию фронта, а ваш «вождь краснокожих» вышел на
тропу войны.
К 2,5 годам речь у ребенка развита уже достаточно хорошо. Даже те дети, которые
пока активно не изъясняются, все равно вполне членораздельно к месту и не к
месту начинают твердить: «Я сам!»
Особенно активно эти самые порывы самостоятельности проявляются тогда, когда
мы куда-нибудь опаздываем и совершенно не можем ждать, пока малыш удовлетворит
свою, как нам кажется, прихоть.
Вообще чадо постоянно находится в оппозиции. Оно все делает наоборот, будто
специально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить,
ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются концерты в магазине
или на улице.
Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить,
чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития его личности
позволяет уже даже шантажировать родителей!
Особенно ярко это проявляется при адаптации к детскому саду. Родители места
себе не находят после истерики, которую кроха закатил в раздевалке. У них на
работе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду очень
плохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, она отказывается
верить, что когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь вытирает
слезы и (тут же!) спрашивает, что в саду на завтрак!
Что происходит? Мы воспитываем малыша, как всегда: в меру строги, в меру демократичны.
Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитеты
в одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с верхушкой психологического
айсберга, в основе которого лежит пресловутый кризис 3 лет.
Верхушка айсберга
Кризис 3 лет – это диагноз. Как врачи выносят его на основании
характерных для болезни симптомов, так и психологи, изучающие возрастные закономерности
детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».
Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека
к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но
не следует путать негативизм с непослушанием.
Упрямство. Упрямство и настойчивость – разные качества. Первое состоит
в том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требование
и хочет, чтобы с ней считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические
особенности. Строптивость – это протест против порядков, которые существуют
дома.
Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминает
кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности.
Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности в собственных намерениях,
замыслах.
Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда
мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости
от особенностей внутрисемейного общения.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. «Все поведение
приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с
окружающими, в постоянном конфликте с ними», – писал об этом педагог-психолог
Выготский.
Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком.
Малыш проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему миру
и изыскивает для этого множество способов.
Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам
и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя
в соответствии с результативностью в практических делах.
Группа симптомов, связанная с воображением. Развитое воображение проявляется
двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности
ребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот
период малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реально
с ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером.
С другой стороны – воображение может выступать как защитная функция. Так чадо
вдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешный
ребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения.
Второе рождение
В предметной деятельности развиваются все психические процессы. Действия
с предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфических
функций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предмет
руководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет его
своим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидеть
результат. В то же время он начинает замечать связь между успешным или неуспешным
действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников,
окружающих у крохи формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен
«Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Вася – хороший», он говорит:
«Я – хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет в
детской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательном
уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе,
что называется, в голос. Это-то он и делает в меру своих возможностей.
В большинстве своем малыш не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовывать
свои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинает
нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Ведь для нас, взрослых,
ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиюще несправедливое
обращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать!
Что делать?
Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать,
что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность
реализовать свои притязания на самостоятельность.
Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений
станет вам новое достижение – сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть
кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить,
резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...
В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. В
ней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин...
Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе с
ребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, – дело серьезное.
В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чего
пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум – необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотным
руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности
дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека
самостоятельно строить взаимоотношения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет – естественная
фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации,
становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие,
у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому,
неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют
активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется.
Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны
укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко
преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе
как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи!