Даже лучшие из родителей иногда срываются и совершают под воздействием сиюминутного чувства поступки, о которых им потом приходится сожалеть...
«Ты плохая! Я тебя ненавижу!», — кричит 3-летний малыш и сопровождает свои слова действием — бросает в изумленную мать игрушечную машинку. Реакция мамы может быть различной:
— «Сынок, как же так? Я знаю, что это неправда», — на что ребенок, желая продемонстрировать серьезность своих намерений, запускает в маму очередную порцию доказательств.
— «Плохой и злой мальчишка! Можешь пойти и поискать себе другую маму, если кому-то нужен такой ребенок, как ты!» — испуганный малыш бросается к матери, которая отталкивает его и уходит в другую комнату.
— «Что ты сказал?! А ну повтори!» — и кроха «приучается» к порядку с помощью хорошего шлепка по мягкому месту.
Не только реакция, но и чувства, которые испытывает мать в подобной ситуации, различны: от обиды и растерянности до злости и даже ненависти к собственному сыну или дочери. А потом угрызения совести, чувство стыда и вины за свои слова и действия. Амбивалентность (одновременная любовь и злоба, а иногда и ненависть) свойственна наиболее важным для человека взаимоотношениям с близкими людьми: такое нередко происходит между родителями и детьми, сестрами и братьями, супругами.
Как рассказал нам детский психолог Николай Николаевич Филиппов, все агрессивные проявления можно охарактеризовать двумя способами. Они делятся на продуктивные (то есть настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку) и деструктивные (злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение). Но, несмотря на столь различную подоплеку действий ребенка, обе эти формы агрессия являются своеобразной формой защиты малыша. И если в первом случае кроха защищает свою независимость, отстаивает право на собственные решения и поступки, то во втором — это уже защита от воздействия на него внешнего мира, его желание защитить свои интересы от нападок взрослых.
«Если быть честными с собой, то следует признать, что и нам самим не очень нравится, когда нам указывают, что следует делать, а чего не следует».
Поскольку агрессивность неоднородна, нужно попытаться понять, являются ли действия ребенка самозащитой или враждебными, не переносит ли он свою ярость с виновного на невиновного. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет не последнюю роль в способности маленького человека адаптироваться к различной обстановке, познавать новое, добиваться успеха. Так, полуторагодовалый малыш, одержимый желанием узнать получше этот мир, самому все проверить, потрогать, понюхать и подержать в руках, будет естественным образом сопротивляться попыткам матери удержать его на месте фразами типа: «Нельзя», «Не трогай», «Не лезь». «Как это не потрогать горячий утюг или не вылить на себя папин одеколон? Имею право залезть на стол и посмотреть, что там на плите». Повторив один, два, три раза «Нельзя это трогать!», мама в конце концов срывается и переходит на крик. Ребенок на время оставляет свои исследовательские опыты и начинает плакать. Почему-то некоторые родители полагают, что малыш обладает жизненным опытом, равным маминому или папиному, и ему достаточно банального «нельзя». Но это совсем не так. Малышу необходимо объяснить все в доступной форме: «Извини, что мама накричала на тебя. Я уважаю твои желания, но если ты полезешь в розетку, тебе будет очень больно». А вообще постарайтесь сделать ваш дом безопасным для детских исследований. Постоянно подавляя попытки ребенка все потрогать, вы рискуете в дальнейшем вырастить пассивного, ничем не интересующегося человека.
Но, если вы заметили, что агрессия ребенка носит деструктивный характер, если он кричит, валяется на полу или швыряется в окружающих различными предметами, не кричите на него, а попробуйте понять: «Что сейчас чувствует кроха? Как бы я повела себя на его месте?» Чувство эмпатии (способности сопереживать), терпение и желание вникнуть пускай и в малышовые проблемы творят чудеса. Когда ребенок видит, что его не понимают, он замыкается в себе. Не в силах выразить свои чувства, «достучаться» до мамы с папой, он пытается решить проблемы доступным для него способом — становится агрессивным. И растет снежный ком: ребенок кричит и дерется, за что бывает наказан, и после этого, в обиде на взрослых, снова дерется. Затем его опять наказывают. Нежелание или неумение родителей вовремя реагировать на проблемы малыша приводят к тому, что на нем ставится ярлык «хулиган» или «негодный ребенок». И вот случается у мамы конфликт на работе — можно накричать на «хулигана» и ... полегчает. Или подходит ребенок к вернувшемуся с работы папе, желая поделиться чем-то, а папе не до «глупостей»: ему не выдали обещанную к празднику премию или... Настанет момент, когда кроха поймет, что с родителями вообще не стоит ничем делиться: все равно не поймут.
«Поставив под сомнение оценку чувств ребенка, мать учит его отрицать то, что он реально испытывает».
В начале статьи мы рассмотрели возможные варианты реакции мамы на заявление ребенка «Я тебя ненавижу!». Казалось бы, мама, говорящая ребенку «Это неправда, я знаю, ты меня любишь», поступила гуманнее той, что накричала. Но проблема заключается в том, что ребенок действительно может в какой-то момент (когда ему запрещают делать что-то) испытывать чувство ненависти по отношению к маме или папе. И отрицающая такую возможность мать дает малышу понять, что не доверяет его истинным чувствам. Конечно, он может согласиться с ней, но при этом будет чувствовать себя маленьким чудовищем: ведь он очень хорошо знает, что в тот момент действительно ее ненавидел. В растерянности ребенок приходит к выводу, что свои истинные чувства лучше прятать подальше. Таким образом, он усваивает нежелательные способы совладания с негативными чувствами.
«Мы никого не хотим пугать, но родителям полезно узнать, что недостаточно отреагированное чувство враждебности по отношению к тем, кого любишь, способствует развитию всех видов эмоциональных нарушений и страданий».
Что значит перевести чувство враждебности в конструктивную форму? Доказано, что лучшим способом является словесная проработка при уважительных и доверительных отношениях между родителями и детьми. Наиболее важно научиться вести с ребенком эмоциональный диалог и анализировать вместе с ним сложившуюся ситуацию