Сплошная польза
Когда у
малыша отсутствует понимание категорий «мое»/«чужое», и он легко прощается с
личными вещами, это также не очень хорошо. Подобное поведение свидетельствует о слабых личных границах.
И тогда их надо укреплять. Когда же ситуация складывается обратным образом, легкая
установка на «щедрость» помогает малышу обзавестись новыми и очень ценными
психологическими качествами:
- налаживать сложные коммуникационные связи;
- «играть» по правилам общественной жизни;
- быть психологически гибким.
Сначала был эгоизм…
Если вам кажется, что эгоизм — это очень плохое качество. Ну, во всяком
случае, не правильное, то вы во многом заблуждаетесь. Детский эгоизм —
обязательный и совершенно нормальный этап становления личности. Острое чувство
собственности появляется, куда раньше остальных и порождается отнюдь не
пресловутой жадностью, а потребностью в стабильности и безопасности. Без этого
не может обойтись ни один младенец, которому нужна определенная и привычная
атмосфера понятной любви и порядка. Только в условиях простого и до
совершенства знакомого мирка карапузу спокойно и хорошо. И в этих условия
развитие ребенка оптимально.
Стало быть, поделиться вниманием любимой мамы, плюшевого медвежонка и
чашкой, которая по десять раз в день попадает в ручки, очень сложно. Невозможно
даже — это же подорвет основы стабильности! Так что и не просите. Карапузы до
двух-трех лет дикие собственники по психологическим соображениям.
Первые шаги навстречу другу…
Постепенно острое чувство собственной территории бледнеет. Нет, у
четырех и даже пятилетнего малыша еще могут возникать собственнические
конфликты. Но с ним уже можно договориться. По-настоящему ребенок дозревает до
коллективной деятельности с общими материальными благами годам к шести-семи.
Однако для этого уже должна быть создана «правильная» эмоциональная база и
некие навыки.
Потому, без спешки и лишнего «усердствования» с вашей стороны, которое
оказывается стрессовым, можно начинать работу над щедростью. Она должна носить
регулярный характер и не быть слишком навязчивой.
Несколько
основных правил поможет вам не пересекать «запрещенные территории».
- Не нужно настаивать, на великодушных поступках,
ребенок вовсе не обязан давать значимые ему вещи чужим людям! Ваша
настойчивость может вызвать глубокие негативные переживания и даже поселить у
малыша страхи.
- Искреннее поощрение и похвала поступков малыша
(когда он сам поделился) закрепляют приятные стороны этого процесса. Эмоции
малыш запоминает прекрасно!
- Показывайте собственным примером, что дать на
время свою вещь — норма взрослой жизни. Делитесь при малыше и рассказывайте ему
об этих фактах (как папа попросил дать ему ваш проездной билет, и вы выручили
его; как соседка взяла на время книгу).
Полезные игры
Быть щедрым — искусство! И ему необходимо обучаться. А малыши с
удовольствием освоят новые навыки, если им предложить оптимальную для усвоения
форму — игру.
Театр
Очень полезным и интересным для деток раннего возраста является
домашний театр. Пусть в импровизированном спектакле участвуют все самые любимые
игрушки, которые эмоционально «общаются» между собой: спрашивают разрешения
поиграть чужой игрушкой, берут эту игрушку, меняются и возвращают вещи владельцу.
Эта долька для ежа…
Дайте малышу корзинку с печеньем или коробочку с кубиками, карандашами.
Попросите взять один предмет себе, а остальные раздать каждому, находящемуся в
комнате. Если ребенок совсем маленький, необходимо хвалить каждый его шаг,
каждая печенька и игрушка сопровождается похвалой: «Моя доченька, умница!
Поделилась с папой, угостила бабушку!». Если ребенку уже четыре-пять лет, ему
объявить благодарность, когда дело будет закончено, но не менее искренне и
радостно!
Правило пары
Отправляясь в гости, на прогулку или ожидая гостей к себе,
позаботьтесь, чтобы значимые малышу игрушки (лакомства) оказались в парном
варианте. Вы можете предложить малышу поделиться с другом «аналоговой копией» и
объяснить, что теперь у всех одинаковые вещи. Когда у обоих малышей оказались
подобные же игрушки, предложите им обменяться. «Они же совершенно одинаковые!
Проверьте это сами, возьмите скорей в ручки игрушки, поменяйтесь!». Не забудьте
про похвалу.
Наконец, многие черты закаляются лишь собственной практикой. Потому не
всегда нужно влезать в детские конфликты. Дайте малышу самостоятельно
пообщаться с его товарищем и попытаться разобраться с игрушками. А вы сможете
сделать для себя интересные выводы, наблюдая ребят со стороны.