Поиск

Эмоции и чувства ребенка. Что мы знаем о них?

15/02/2021
Елена Сергиенко, Елена Хлевная, Татьяна Киселёва
264

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства и что с ними делать. Нас больше учили прятать свои эмоции и подавлять их: «Плакать стыдно, ты же мальчик, а мужчины не плачут!», «Злиться — плохо, ты же хорошая девочка». Поэтому в своей взрослой жизни мы не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать своё эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако современные научные исследования объясняют, что эмоции — это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и как максимум к стрессам и психосоматическим заболеваниям.
Существует бытовое мнение, что есть «плохие», или «негативные», эмоции, такие как злость, страх или отвращение, а есть «хорошие» — радость, интерес, удивление. Но давайте посмотрим на эмоции с другой стороны. Наши эмоции — это самая общая информация об отношении к событию, ситуации, объекту или человеку, они не могут быть хорошими или плохими. Эмоции могут быть сильными и слабыми. Совсем другое дело, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией состояний: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными. Как электричество — оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше узнать о нём и грамотно его использовать. Поэтому мы поговорим об эмоциях, об их проявлениях, причинах возникновения, функциях и правилах.
Эмоции — это как фигуры в шахматах, они «ходят» по определённым правилам. Возможно, вы удивитесь: оказывается, эмоции и чувства подчиняются логике. Есть несколько основных правил, по которым живут эмоции.


Эмоции и чувства детей

Правило 1. Эмоции возникают как реакция на событие и несут знание. Эмоции — это значение события, ситуации, отношения к объекту или человеку. Идёт дождь и нельзя погулять — грустно (невозможно реализовать свои желания). Человек грубо разговаривает с мамой — злость и досада за такое поведение (несправедливость и нарушение социальных норм). Получил подарок — радость (внимание к тебе и значение этого дня для тебя и других). Когда мы испытываем эмоции, важно понять, чем они вызваны и почему они такие сильные или слабые, т. е. необходимо понять причину эмоций. Это первый шаг к развитию способностей осознавать, полагаться на свои эмоции и управлять ими.

Правило 2. Эмоции возникают автоматически. Эмоциональные реакции возникают сами собой. Это как сердцебиение — мы не можем управлять им напрямую, только косвенно через движение и дыхание.

Правило 3. Все эмоции полезные. Нет «плохих» или «хороших», «вредных» или «негативных» эмоций. Есть приятные и неприятные эмоции. Все эмоции служат нам, и каждая из них нужна для своих целей. Далее познакомимся ближе с каждой эмоцией.

Правило 4. Эмоции могут становиться более или менее интенсивными. Эмоции могут быть сильными и слабыми, угасать или усиливаться со временем. Любые эмоции, такие как радость или печаль, страх или злость, могут сначала быть слабыми, а потом становиться сильнее и сильнее. Например, не очень интенсивная радость — это безмятежность. А очень интенсивная, бурная радость — это будет восторг. Теперь представьте, что кто-то чувствует безмятежность, потому что у него всё хорошо, а потом этот кто-то получает хорошую новость — его эмоция станет более интенсивной. Конечно, эмоции могут становиться и менее интенсивными. Это как цветовой круг, где есть все оттенки цветов, и они могут быть как очень насыщенными, так и еле различимыми.

Правило 5. Эмоции смешиваются. Мы обычно испытываем несколько эмоций и чувств в одно и то же время. Ребёнок может быть рад встрече с друзьями, но в то же время испытывать тревогу из-за предстоящего выступления на концерте и грустить из-за спора с кем-нибудь. И всё это одновременно! Из-за этого сложно бывает понять, что мы чувствуем. Иногда мы разные комбинации называем новым словом. Например, я грущу, потому что не всё идёт так, как мне бы хотелось, и немного злюсь из-за этого — я могу назвать эту смесь эмоций разочарованием. Сложные эмоции или чувства можно представить как коктейль, состоящий из составных частей — эмоций.
Есть и другие правила, которые вы будете постепенно открывать сами!

Что такое эмоции и чувства?

Эмоции — элементарные, кратковременные переживания, возникающие у человека на ситуацию, событие, объект или человека.
Чувства — кристаллизация эмоций, длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к ситуациям, событиям, отражающие их значение.
Если поместить палочку в солевой раствор, она обрастёт кристалликами. Так и чувства — кристаллизация эмоций, перерастающих в более устойчивые эмоциональные состояния. Эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу. Например, лучший друг может в определённой ситуации вызвать эмоцию злости. Или мама может любить своих детей, но очень злиться из-за их поведения. Кристаллизованная любовь вступает в противоречие с ситуативной эмоцией. Это часто вызывает сомнения в чувствах.
Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека; может быть обусловлено как внешними событиями, так и телесными, внутренними состояниями организма.
Выделяют восемь базовых эмоций: радость, злость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, интерес, которые могут смешиваться между собой разными способами.
Базовыми эти эмоции называются потому, что:

  • возникли в результате эволюционных процессов;
  • врождённые (ребёнок рождается с набором базовых эмоций);
  • они одинаково проявляются всеми людьми независимо от культуры, имеют специфические лицевые проявления в мимике;
  • эти переживания легче и более отчётливо осознаются.


Статья предоставлена издательством АСТ


Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей



Отрывок из книги Елена Сергиенко, Елена Хлевная, Татьяна Киселёва «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»




Вам также будет интересно
Все знают, что мальчики любят машинки, но не догадываются почему… Читать статью
Когда допустимо говорить о бесплодииЧитать статью
Ультразвуковой SMAS-лифтингЧитать статью
Химчистка с доставкой на домЧитать статью
Можно ли до года экзотические фруктыЧитать статью
10 фраз, которыми можно выразить поддержку ребенку Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.