Ты меня уважаешь?
Хорошие манеры важны для нас, и мы временами бываем просто шокированы, когда наша кроха публично
демонстрирует их отсутствие. Но маленькие дети слишком эгоцентричны и
импульсивны, чтобы думать о других. Когда годовалый ребенок хочет игрушку, то
он ее ХОЧЕТ, независимо от того, как он относится к ее владельцу. Однако даже
самые маленькие дети в состоянии усвоить
кое-какие уроки, которые пригодятся им в будущем. Поэтому с самого рождения
будьте вежливы со своим ребенком. Говорите с ним всегда мягко и ласково, будьте
отзывчивы к его невысказанным нуждам и желаниям. Дети, с которыми с самого
начала обращались уважительно, вырастают с чувством уверенности и уважения к
себе, которое позволяет им быть доброжелательными и вежливыми к окружающим.
Помогайте развитию этого доброго отношения
к людям, отмечая и поощряя даже самый маленький неэгоистичный порыв.
Например, малыш протягивает вам любимую
игрушку или пытается покормить вас, не забудьте поблагодарить его и улыбнуться
в ответ. А если вы сделали ему что-то приятное и ловите его благодарный взгляд,
зафиксируйте этот момент улыбкой, жестом или словом. Скажите ему: «пожалуйста»,
«на здоровье». Кстати, некоторые мамы
учат ребенка, еще не умеющего говорить, благодарить кивком головы. Прекрасная
мысль.
Волшебное слово
Трехлетний малыш, растолкав других детей,
без очереди влезает на горку.
– Эй, – кричит ему другой человечек, – так
не делают!
Ребенок
в возрасте трех лет едва ли много поймет из воспитательной беседы о
хороших манерах, но он в состоянии усвоить конкретный урок в конкретной
ситуации. Если вы спокойно возьмете его за руку, отведете в конец очереди и
объясните, что надо ждать, как и все остальные дети, то, конечно, не с первого
раза, но малыш его усвоит.
В некоторых случаях полезно заранее
предупредить ребенка о том, какого поведения вы ждете от него в определенной
ситуации. Типичный пример – вы
отправляетесь в гости к бабушке.
Дети этого возраста сами хотят знать, чего ожидать от того или иного события,
так что не забывайте рассказывать малышу, куда вы пойдете, кого там встретите,
что будете делать. Объясните, как ему следует поступать в том или ином случае.
Только не перегружайте вашу беседу многочисленными и сложными инструкциями.
Одно–два пожелания, не больше, допустим: «У бабушки нельзя бегать и шуметь».
Переходите к новым урокам лишь тогда,
когда убедитесь, что прежние уже усвоены. Это не значит, что ребенок говорит
«спасибо» каждый раз, когда, по вашему мнению, ему следует это делать. Имеется
в виду, что он уже время от времени делает это сам, без напоминаний.
Алло! Я вас слушаю...
Пятилетняя Даша уже знает и соблюдает
элементарные правила вежливости. Поэтому ее мама в недоумении, когда Даша
уходит с улицы, не сказав ни слова друзьям по песочнице.
– Скажи «до свидания», – напоминает мама.
Но девочка упрямо молчит.
Дошкольники уже хорошо чувствуют, что
любой коллектив живет по определенным правилам, которые его члены обязаны
соблюдать. По большей части они стремятся сами это делать и ждут того же от
других. Однако пяти–шестилетки еще плохо контролируют свои эмоции и могут
забыть все правила вежливости под влиянием обиды, гнева или усталости.
Помогайте вашему ребенку выходить за
пределы собственного «я», упражняйте его растущую способность к сопереживанию.
«Что, по-твоему, чувствует твоя подруга, когда ты уходишь, не попрощавшись?»,
«Разве тебе ни было бы обидно, если бы она с тобой так поступила?»
По мере того как социальная жизнь чада
усложняется, вам необходимо уделять все больше времени и внимания выработке
прочных навыков поведения в разных ситуациях. Придумывайте, как лучше это
сделать, используйте игровые ситуации. Скажем, игрушечный телефон может научить
ребенка правильно отвечать на звонки, говорить отчетливо и вежливо, называть
себя, когда звонят ваши друзья.
Освоив искусство отвечать на звонки,
ребенок может начать учиться звонить сам, благодарить за поздравление или
подарок, приглашать гостей.
Не забудьте его похвалить
Сережа был так возбужден предстоящей
экскурсией в зоопарк, что вылетел из дверей, оттолкнув воспитательницу и сбив с
ног девочку в коридоре. Его мама, в числе трех других родительниц
сопровождавшая детей на экскурсию, видела это своими глазами и была просто
подавлена. «Не знаю, что это с ним сегодня, – сказала она педагогу. –
Вообще-то, он у меня очень воспитанный
мальчик, знает, как следует себя вести».
Даже самые воспитанные дети временами
допускают ужасные ляпсусы. Часто это случается, когда ребенок встает перед
выбором: следовать уже усвоенным правилам или живому примеру невоспитанного
приятеля. Если кто-то в группе начинает смеяться над новеньким и дразнить его,
другие охотно присоединяются, хотя и знают, что это нехорошо. Если один из
детей безобразно ведет себя за едой, у него, наверняка, найдутся последователи.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок окажется в их числе. Это не значит, что он
ничего не запомнил из ваших уроков. Он все прекрасно помнит. Вам не хотелось бы
оставлять без внимания его грубые промахи? Слишком бурно реагировать на них
тоже не стоит.
Избегайте выговоров и замечаний на людях,
особенно в присутствии его друзей. Подождите, пока останетесь вдвоем, и дайте
ему понять, что его промах не остался незамеченным. «У меня должно быть что-то
со слухом. Я не слышала, чтобы ты извинился». Но главное, не забывайте хвалить
его, когда он прилагает усилия, чтобы быть вежливым. Скажите ему, как приятно
было тете Лене услышать от него комплимент. Сделайте так, чтобы он получил
максимум удовольствия от того, что теперь может сам писать и отправлять
поздравительные открытки. Помогите ребенку составить календарик, где будет
указано, когда и кого поздравлять.
Это стол, за ним едят...
Особое внимание следует обратить на поведение ребенка за столом. За обеденным столом можно только принимать пищу, а вот играть можно и за журнальным столом и за письменным. Чем раньше
начнете, тем лучше. Так, до полутора лет сажайте карапуза во время еды
в высокое креслице вместе со всеми, чтобы он ощущал себя частью семьи и
наблюдал, как ведут себя старшие.
С полутора до трех лет уже стоит объяснить
малышу, что нельзя играть с едой. Дайте ему возможность есть самостоятельно,
лучше всего купите специальные детские приборы, красивые и небьющиеся. Если
ребенок выплевывает еду и вообще ведет себя неподобающим образом, обратите его
внимание на то, что никто из старших так не делает.
С трех до шести лет малыш уже
в состоянии сам вымыть руки перед едой, может попросить передать ему блюдо,
умеет пользоваться салфеткой. Он уже в состоянии есть и пить аккуратно, а к
шести годам некоторые дети знает, как
держать нож и вилку.
С шести лет имеет смысл привлечь чадо к сервировке
стола, а затем попросить помочь убрать посуду. Дети уже должны чувствовать себя достаточно уверенно,
когда приглашены к столу в гостях.
В любом случае, что такое «не комильфо»
ребенок может понять, только если вы ему это объяснили. Не только объяснили, но
и показали, как следует вести себя в
соответствии с этикетом. Единственное, о чем стоит помнить мамам и папам, так это то, что урок следует преподать не
один раз.
Несколько правил воспитания хороших манер:
● Будьте хорошим образцом для подражания.
● Демонстрируйте вежливость в действии:
«Передай, пожалуйста, папе хлеб, как я передала тебе».
● Объясните, почему это важно: «Когда ты
делаешь приятное другим, тебе и самому приятно».
● Готовьте ребенка заранее: «Как ты
думаешь, что нужно сказать приятелю, когда приходишь к нему на день рождения?»
● Незаметно подсказывайте малышу, как себя
вести в той или иной ситуации. В гостях покажите, как вы кладете на колени
салфетку, слегка придержите за плечо, чтобы пропустить вперед девочку, дайте
взглядом понять, когда он делает что-то не так. Поощряйте хорошие манеры, не
забывайте хвалить ребенка за них.