Татьяна Скарга, ведущий педагог-психолог
«Школы Сотрудничества»
Всем
нам хотелось бы обладать безотказным методом воспитания детей. Но, как
показывает практика, родительское работа – одна из самых тяжелых профессий. Ребенок
растет и меняется, действующие до какого-то момента правила перестают работать,
но не всегда родитель готов меняться. Тогда наше взаимодействие с ребенком (приблизительно
80% наших высказываний) сводится к указаниям и запретам: «Убери постель!», «Ты
собрал портфель (игрушки)?» «Иди умываться!», «Одевайся скорей!» и т.д. Но они
лишь иногда оправдывают наши ожидания, да и то в краткосрочной перспективе. Как
только родитель отвернулся, ребенок перестаёт «держать себя в правилах и рамках».
Дисциплинарные меры обычно не делают
детей дисциплинированными. Родители часто уступают любой просьбе ребенка,
чтобы порадовать его или завоевать доверие, а часто и чтобы избавиться от
чувства вины (нет времени побыть вместе, но зато купим игрушку). И самое обидное, что реагировать по-другому
мы просто не умеем. Некоторые «правила» воспитания мы усвоили от своих
родителей, другие «выработали» за свою жизнь.
Вот
несколько идей, подходов к конструктивному взаимодействию с детьми. Они помогут
вам действовать сознательно в зависимости от
ситуации, вместо того чтобы автоматически повторять заученные когда-то
приемы. Они не для того, чтобы «делать так», но для того, чтобы вы попробовали
подобрать новый ключик, а ребенок смог услышать вас.
Давайте
пройдемся по самым распространённым ситуациям из повседневной жизни, с которыми
чаще всего обращаются к психологу.
1. Учимся слушать.
Ситуация: Он жалуется: «Наша училка плохая, она кричит, и
поставила мне двойку, потому что я забыл тетрадь!»
Как обычно мы реагируем? «Ничего удивительного, ты всегда всё забываешь!» или
«Не говори так об учителе!» или приуменьшаем значение проблемы «Да ладно, что в
этом такого»
Важно: Научить его противостоять трудностям, а не давать готовые советы. Слушать
– значит дать ему понять, что вы уважаете его чувства и потребности. Всё, что
ему сейчас нужно – немного вашего
времени, чтобы поделиться своими эмоциями. Часто достаточно молча его выслушать,
поддерживая его рассказ восклицаниями типа: «Ого», «Да?», «Ну и ну!». Либо
«отразить», назвать его чувства: «Ты сейчас очень злишься..», «Наверное, тебе
было очень обидно..»(см.следующий пункт). Но не стоит комментировать, даже если
он просит совета, разумнее воздержаться.
2. Называем чувства.
Ситуация: ребенок приходит со школы обиженный и в слезах.
«Костик при всех обозвал меня (дураком, лохом, ботаном и т.д.), «Мне надоела
эта математика», «мне колет этот свитер, я его не надену!!»
Как обычно мы реагируем? Ему плохо, а мы сразу вскипаем. Хотим сами решить
проблему («Нашел кого слушать! Он сам такой..») или дать советы («А тебе надо было поступить
так-то и так-то»), или обвиняем («А сам-то ты что сделал?»). Но вот
удивительное дело, чем старательнее ,на наш взгляд , мы решаем его проблемы или
успокаиваем, тем острее он чувствует что его оценивают, отвергают. В
большинстве случаев ему необходимо одно – сопереживание. Оно даёт нам силы
справиться с испытаниями.
Важно: называйте его чувства. «Ты расстроен», «тебе обидно» с утвердительной интонацией. Дети не могут
осознать свои чувства, и называя их, мы снимаем напряжение.
2. Решаем проблему вместе.
Ситуация: Грязные кружки уже несколько дней собираются на столе
в его комнате. Игрушки разбросаны по комнате.
Как обычно мы реагируем? Нотации, крики, указания. «Ты слышишь меня?!», «Убери
сейчас же!» «Да сколько же это может повторяться!»
Важно: научить ребенка уважать правила совместной жизни.
Когда
проблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить её общими усилиями.
- Назовите чувства
своего ребенка
- Выразите свои
чувства и потребности
- Вместе подумайте
о возможных решениях проблемы
- Запишите их (не
оценивая)
- Выберите одно из
решений
- Составьте план и
предусмотрите критерии его выполнения
Пример: « Я понимаю, что тебе нравится приносить чай в комнату (раскладывать
игрушки по всей комнате), а мне не нравится грязь на твоем столе (спотыкаться о
машинки). Давай вместе придумаем что-нибудь, что устроит нас обоих. Может,
поговорим перед ужином? …Давай запишем все решения, какие придут нам в голову.
Только не будем комментировать идеи друг друга. Просто запишем их, а потом
обсудим. Ну, давай, ты первый…»
Почувствовав серьезное отношение
к себе, ребенок быстрее вовлечется в процесс.
3. Разрешаем ссору между детьми
Ситуация:
Дети ссорятся
Как обычно мы реагируем? «Хватит ругаться!» «А ну-ка марш к себе!» «Да
прекратите вы когда–нибудь?!»
В доме наступает тишина и
покой, наша проблема решена. А вот их проблема? Они находятся в состоянии обиды и злобы.
Важно:
Научить детей разрешать конфликты
Что такое конфликт? Это
столкновение точек зрения и личных потребностей. Детям нужен посредник, который
поможет им услышать друг друга. Дайте им высказаться, помогите им пересмотреть
свои позиции.
- Я вижу, здесь ссорятся. Вам
помочь или вы сами разберетесь?
- Да, скажи ему…. А он….
- Стоп! Я здесь только
помогаю вам услышать друг друга. Правило такое: никто никого не перебивает,
говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не
придете к решению, которое устроим обоих. Кто первый?
4. Ошибка – это урок.
Ситуация:
Ребенок приходит домой понурый. «У меня двойка по математике»
Как обычно мы реагируем? «А что тут удивляться? Ты же не занимаешься»,
«Кошмар, ты меня разочаровал!», «Не пойдешь в кино!» или, наоборот «Почему твой
учитель такой строгий? Вечно к тебе придирается!» Всё это неэффективно,
ребенок, получивший плохую оценку, и так чувствует себя наказанным,
солидарность с ним тоже не успокоит его и не научит решать проблемы.
Важно:
повысить его уверенность в себе и успеваемость.
Плохая отметка говорит о том,
что он не усвоил учебный материал. Стоит напомнить, что он учится. И школа - для тех, кто учится, а получай он только
отличные оценки, это означало бы, что его класс ему не подходит, слишком слабые
ученики вокруг него. Подчеркните значимость ошибок, объясните, чему они учат.
Вариант: «У тебя двойка? Это только означает, что ты допустил ошибки. Хочешь,
вместе посмотрим, что тебе надо доучить?»
5. Уговор дороже денег.
Ситуация:
ребенок играет на компьютере, хотя вы
просили его закончить
Как обычно мы реагируем: «Мне надоело повторять!», «Я выброшу этот компьютер!»
и т.д.
Важно:
научить ребенка оценивать эффект от своих действий.
Лишите ребенка доступа к
компьютеру, пока у вас не будет гарантий, что он исправится.
Перейдите от слов к делу
(выбрасывать компьютер не стоит:).
Пример: «Ты
сел опять играть, хотя я просила тебя выключить. Я забираю мышь»
На следующий день:
-Можно мне взять мою мышку?
-Только когда я буду уверена,
что ты просидишь за компьютером не дольше оговоренного времени.
-Я выключу, когда скажешь
-Нет, я хочу, чтобы ты сам
следил за временем.
- Я могу смотреть на часы в
компьютере или завести будильник
- Годится!
Психо-техники, которые помогают решить многие проблемы
Нужен контакт
Пользуйтесь любой возможностью для установления
физического контакта. Дотрагивайтесь до ребенка, дайте ему руку, положите свою
руку на его или прижмитесь плечом. Устройтесь в обнимку возле телевизора или с
книжкой. Ведь человеку, и взрослому и маленькому, для гармоничного развития
необходимо как минимум 9 прикосновений в день (да-да, нейрофизиологи
посчитали с математической точностью!
Я-высказывания
Когда эмоции зашкаливают, можно
воспользоваться методом «Я-высказывания» (впрочем, как и во многих других
ситуациях). Эта техника позволяет вам высказать свои чувства, проблемы, эмоции,
не оскорбляя при этом близких.
Схема
“Я-высказывания”
1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение. (”Когда я вижу, что ты…”, “Когда
это происходит…”)
2. Точное название своего чувства в этой ситуации (”Я чувствую…”)
3. Называние причины (”Потому что…”, “Ведь я…”)
4. Предпочтительный вариант разрешения проблемы («Мне
бы хотелось…», «Было бы здорово…», «Хорошо, когда…»)
Конечно,
в этой короткой статье вы не найдете решения всех житейских проблем и
проблемочек, с которыми сталкивается семья каждый день, но если вы что-то
меняете в своем поведении, это заставит и ребенка изменить поведение. А если ваш настой будет
позитивным, вашим дети смогут почувствовать себя Личностью и радоваться общению
с вами.
Чтобы поддержать Вас,
заинтересованные родители, в новом начинании, рекомендую книги, которые помогут
обрести новый взгляд на воспитание:
Франсуаза Дольто «На стороне
подростка»
Эдда Ле Шан «Когда ваш
ребенок сводит вас с ума»
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с
ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком так?»
Изабель Фийоза «20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали».