Как защитить психическое здоровье своей семьи во время пандемии коронавируса (COVID-19)
Как защитить психическое здоровье своей семьи во время пандемии коронавируса (COVID-19)
25/05/2020
255

Разговор с доктором Лизой Дэймур, экспертом в сфере подростковой психологии

Разговор с экспертом в подростковой психологии

ЮНИСЕФ: К вопросу об отвлекающих факторах: многим подросткам сейчас трудно будет устоять перед соблазном проводить все время у экранов компьютеров. Как родители и подростки могут лучше всего справиться с этим?

Д-р Дэймур: Я бы открыто поговорила с подростком и сказала: «Послушай, мы оба знаем, что у тебя сейчас уйма времени, но мы оба понимаем, что беспрепятственный доступ и постоянное сидение перед экраном/или в социальных сетях – это неправильное решение. Это вредно для здоровья, это нерационально, и это может усилить твоe беспокойство. Мы действительно думаем, что неограниченный доступ к социальным сетям при любых обстоятельствах является неразумным. То, что ты не ходишь в школу и не занят на уроках, совершенно не означает, что ты можешь всe свободное время проводить в социальных сетях». Я думаю, вы должны без обиняков сказать, что освободившееся от школьных занятий время никоим образом нельзя полностью проводить в интернете.

А затем спросите подростка: «Что нам с этим делать? Какими должны быть наши планы? Что ты предлагаешь делать во время этой новой нормы или новой – временной - нормы. Твой распорядок дня организован не так, как ты привык, подумай, как спланировать свой день, и тогда мы сможем обсудить это вместе».

ЮНИСЕФ: Является ли планирование дня ключом к поддержанию ощущения нормальной жизни?

Д-р Дэймур: Детям необходим распорядок дня. И точка. И нам всем нужно незамедлительно придумать совершенно новый распорядок дня, чтобы каждый из нас смог пережить эти дни. Поэтому я настоятельно рекомендую родителям разработать расписание на день, план того, как проводить время, и это может включать в себя время для игр, когда дети могут использовать телефоны и связаться со своими друзьями, что, конечно, они захотят сделать. Но у детей также должно быть время, свободное от использования технологий, время, когда они могут помочь с приготовлением ужина, время, чтобы выйти на улицу. Если у вас есть возможность выйти из дома, вы должны это сделать. Нам нужно подумать о том, что для нас сейчас является ценным и рациональным, и необходимо организовать день с учeтом именно этого. Большим облегчением для наших детей будет предсказуемость дня, когда они знают, что будет происходить днeм, когда они будут работать и когда могут посвятить время игре.

Я сказала бы, что для детей младше 10-11 лет родители должны составлять распорядок дня, а затем обговаривать его с ребeнком и принимать во внимание рациональные пожелания ребенка.

Что касается детей старше 10-11 лет, то я бы попросила ребeнка самостоятельно составить распорядок дня, посоветовав, что должен включать в себя распорядок дня, а затем вместе с ребенком доработать его.


ЮНИСЕФ: Какие советы Вы бы дали родителям, составляющим распорядок дня для детей младшего возраста?

Д-р Дэймур: Мы должны признать, что дети младшего возраста много сидят во время школьных занятий в течение дня, выдерживая определeнные эмоциональные нагрузки и раздражение, возникающие из-за большого числа находящихся рядом других детей; поэтому, конечно же, они не должны оказаться в такой же ситуации у себя дома. То есть я хочу сказать, что мы никоим образом, не должны недооценивать их потенциальные способности работать целенаправленно в домашних условиях.

Тем не менее, каждая семья лучше всех знает своего ребeнка, и это может быть идеальным вариантом - в зависимости от того, кто контролирует ребенка (я понимаю, что не каждый родитель намерен оставаться дома, чтобы это делать), - организовать их день так, чтобы всe, что нужно выполнить, было выполнено: все школьные занятия, все домашние дела. То есть в первую очередь выполнить то, что является необходимым, а затем то, что можно выполнить после этого. Для некоторых семей лучше, когда дети будут выполнять необходимые дела в начале дня.

Другим семьям может больше подойти режим дня, когда занятия начинаются немного позже, чтобы чуть дольше поспать, вместе насладиться продолжительным по времени завтраком, а затем начать заниматься в 10 или 11 утра. Каждая семья делает это по-своему. Я также хочу добавить, что некоторые люди не хотели бы озвучивать: «Мы в тупике». Насколько возможно, делайте то, что доставляет вам удовольствие. Например, если вы всей семьeй готовите блинчики на завтрак, а в обычный школьный день вы не могли себе такого позволить, и если все получают от этого удовольствие, то наслаждайтесь этим.

Если подытожить всe вышесказанное: детям нужна предсказуемость - столько, сколько вы можете предложить в такой ситуации. Так что не составляйте расписание дня на каждый день, после того как проснулись. Попробуйте составить распорядок или предварительный распорядок на неделю для всей семьи, а затем пересмотрите его в конце недели.

Когда дело касается болезненных ощущений, то единственный выход – их пережить.

ЮНИСЕФ: Насколько важно поведение самих родителей во время кризиса?

Д-р Дэймур: Родители, конечно, тоже тревожатся, и наши дети знают нас лучше, чем мы самих себя. Они будут принимать от нас эмоциональные сигналы. Я призываю родителей сделать всe возможное, чтобы справиться со своим беспокойством в своe свободное время и не перегружать детей своими страхами. Это может означать сдерживание эмоций, что порой бывает трудно для родителей, особенно если эмоции их переполняют. Я рекомендую родителям в таких случаях найти отдушину, которая поможет им справиться с собственным беспокойством. Мы должны помнить, что в такой ситуации дети являются пассажирами, а мы ведeм машину. И поэтому, даже если мы чувствуем тревогу и беспокойство, что конечно же будет происходить, мы всегда должны сделать всe возможное для того, чтобы это не помешало детям чувствовать себя в безопасности в нашей машине.

ЮНИСЕФ: Следует ли родителям регулярно интересоваться у детей их самочувствием или это может усилить их беспокойство?

Д-р Дэймур: Я думаю, что все зависит от ребeнка. Некоторые дети всe держат в себе, поэтому родителям будет полезно спросить: «Как дела?» или «Что ты слышал?» Другие дети могут говорить об всем без конца. Нам нужно найти правильный баланс между выражением эмоций и их сдерживанием. С одной стороны, вы хотите выражения чувств, особенно в то время, когда мы ожидаем от детей проявления сильных чувств, но с другой стороны, вам бы хотелось, чтобы эти эмоции были сдержанными и контролируемыми. Поэтому, если ваш ребeнок очень эмоционален, вы будете работать над сдерживанием его эмоций. Если же ваш ребeнок умеет себя сдерживать, то вы поможете ему выражать его чувства.

ЮНИСЕФ: Дети могут чувствовать беспокойством по поводу инфицирования вирусом, однако они испытывают неловкость обсуждать это со своими родителями. Как родителям следует обсуждать эту проблему с детьми?

Д-р Дэймур: Родители должны спокойно и продуманно разговаривать со своими детьми о коронавирусной инфекции (COVID-19) и о той важной роли, которую дети могут сыграть в поддержании своего здоровья. Сообщите им, что в какой-то момент у кого-либо [у вас или ваших детей] могут появиться симптомы, которые иногда очень похожи на симптомы простуды или гриппа, и что не нужно чрезмерно бояться этого. Родителям следует поощрять своих детей рассказывать им о своем плохом самочувствии или тревоге из-за того, что они могут заразиться вирусом, чтобы родители вовремя смогли оказать им соответствующую помощь.

Взрослые могут разделять чувства детей, которые испытывают легко объяснимое беспокойство в связи с COVID-19. Убедите своих детей в том, что COVID-19 обычно протекает в лeгкой форме, особенно у детей и молодых людей. Также важно помнить, что можно самостоятельно справиться со многими симптомами COVID-19. Во всех случаях необходимо напоминать детям о существовании различных эффективных способов самозащиты и защиты окружающих, которые помогут держать ситуацию под контролем. Они не сложны: необходимо часто мыть руки, не прикасаться к лицу и практиковать социальное дистанцирование.

ЮНИСЕФ: Существует много недостоверной информации о коронавирусной инфекции (COVID-19). Что могут сделать родители, чтобы помочь противостоять этой дезинформации?

Д-р Дэймур: Начните с выяснения того, что дети слышали или что они считают правдой. Недостаточно просто предоставить ребeнку факты. Если ваш ребeнок где-то услышал или прочитал какую-то недостоверную информацию или новость, он смешает еe с новой информацией, которую вы предоставите, и это всe может превратиться в чудовищное для него понимание ситуации. Поэтому спросите ребенка: «Что ты слышал? Что говорили, когда ты общался с детьми в социальных сетях или когда последний раз был на игровой площадке?» Выясните, что дети уже знают, и отталкивайтесь от этого, чтобы направить их мысли в правильное русло. По этой причине взрослые должны настоятельно рекомендовать детям доверять только надeжным источникам [таким как веб-сайты ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения] и обращаться только к ним для получения информации или для проверки любой информации, которую они могут получать из менее надeжных источников.

ЮНИСЕФ: Как родители могут поддержать своих детей, которые огорчены в связи с отменой интересующих их событий и мероприятий?

Д-р Дэймур: Позвольте им погрустить и не пытайтесь вызвать у них чувство вины. Не говорите им: «У других людей ситуация намного хуже, чем у тебя». После таких слов ребeнок может огорчиться и почувствовать себя виноватым! Это не исправит ситуацию. Вместо этого скажите ему: «У тебя правильная реакция. Это действительно очень неприятно. Ты не можешь встречаться с друзьями. Ты не сможешь провести весну в кампусе колледжа. Ты не сможешь принять участие в конференции, к которой готовился шесть месяцев». В жизни подростка это большие потери. И ещe одно, что взрослые должны помнить: мы никогда не сталкивались ни с чем подобным, а ведь мы прожили на этом свете достаточное количество лет. Дети тоже никогда не сталкивались ни с чем подобным, но они намного моложе. Нарушение привычного образа жизни продолжительностью в четыре месяца для подростков - это очень долгий период, и дети его запомнят. Это имеет для них большее значение, чем для нас.

Один год жизни подростка подобен семи годам жизни взрослого. Поэтому мы должны переживать вместе с детьми эти вынужденные потери. Это был бы их первым и единственным выпускным вечером в жизни в связи с окончанием школы, который больше никогда не повторится, это был бы их второй весенний семестр в кампусе, который может больше не повториться. Это масштабные потери. Даже если эти потери не катастрофические, они на самом деле вполне естественно расстраивают подростков. Поэтому я попросила бы родителей с терпением и пониманием относиться к тому, что подростки сильно опечалены потерями, что наблюдается и у других детей в подобных ситуациях. Вчера я встретила около шести подростков, которые покидали школу. Они были очень расстроены. Я им сказала: «Позвольте себе грустить. Это действительно отвратительно, это противно, и вы имеете полное право грустить. Когда дело касается болезненных ощущений, то единственный выход – их пережить. Когда мы позволяем людям грустить, их состояние обычно улучшается быстрее. Итак, сочувствие, сопереживание, поддержка и ещe раз поддержка. Наши дети это заслужили. Наша работа как взрослых заключается в том, чтобы обеспечить все это детям. У них правильная реакция. Никто из нас не хотел бы оказаться в такой ситуации.

ЮНИСЕФ: Какие рекомендации Вы дадите подросткам, чувствующим себя одинокими и оторванными от друзей и занятий?

Д-р Дэймур: Здесь мы можем по-новому оценить социальные сети! Хотя у взрослых предвзятое отношение к пользованию подростками социальными сетями, подросткам всe же нравится и хочется общаться там со своими друзьями. Необходимо соблюдать социальное дистанцирование, и вот вам такой прекрасный выход из ситуации! Они могут проводить в сетях время со своими друзьями! Кроме того, я не стала бы недооценивать творческий потенциал подростков. Могу предположить, что они найдут новые способы общения и игр друг с другом в интернете, отличающиеся от тех, которые они использовали раньше. И поэтому я сейчас не стала бы негативно относиться ко всем социальным сетям. Я просто позаботилась бы о том, чтобы дети не проводили всe своe время в социальных сетях, потому что это одинаково вредно для всех.

ЮНИСЕФ: Какие способы подростки могут использовать, чтобы справиться со сложными чувствами и позаботиться о своем психическом здоровье?

Д-р Дэймур: Я думаю, каждый ребeнок будет делать это по-своему. Некоторые дети могут заняться искусством, другие захотят поговорить со своими друзьями, разделяя с ними чувство грусти, и таким образом испытать чувство сопричастности и единения в то время, когда они не могут физически общаться друг с другом. Другие дети захотят найти способы доставить еду в банки продовольствия. Просто почувствуйте и узнайте, что нужно вашему ребeнку, хорошо подумайте, как сбалансировать разговоры о чувствах с поиском отвлекающих методов, и используйте такие методы по назначению, когда детям нужно отвлечься от негативных чувств.

ЮНИСЕФ: Некоторые дети сталкиваются с насилием в школе или в интернете в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. Что делать ребeнку, если он подвергается травле?

Д-р Дэймур: Активная позиция свидетелей – это лучший способ справиться с любым видом травли. В соответствии с этим все родители должны сказать своим детям, что, если они становятся свидетелями травли, они должны обратиться к жертве или найти взрослого, который может помочь в этой ситуации.

ЮНИСЕФ: Как родители могут максимально эффективно использовать время в условиях сложившейся ситуации? Если мы можем быть рядом со своими детьми, как мы можем весело провести время, оставаясь дома?

Д-р Дэймур: У меня две дочери. Мы с семьeй решили, что каждый вечер одна команда будет ответственна за приготовление ужина. Мы составляем для этого график. В команде. Иногда это я и мой муж, а иногда - это я и одна из моих дочерей. Мы будем меняться парами. Моя старшая дочь - подросток, а моя младшая дочь учится в начальной школе, так что будут вечера, когда они обе будут ответственны за приготовление ужина. И так мы будем готовить семейный ужин по очереди. У нас зачастую нет времени готовить ужин всей семьeй, вместе наслаждаться этим процессом, а сейчас появилась такая прекрасная возможность, и мы воспользуемся ею.

Я составила список того, что я хочу сделать: прочитать по списку интересующие меня книги, сделать также то или другое. Я хочу научить мою младшую дочь вязать, так как она постоянно просила меня об этом, и, если она не потеряет интерес, мы будем вязать! Мы думаем устраивать вечер кино каждые три-четыре дня и решили, что команда, отвечающая за приготовление ужина, будет выбирать фильм. У каждой семьи свой уклад и культура, и сейчас задача заключается в том, чтобы эффективно спланировать свой каждый день, наполнить его полезными и интересными событиями, придумывать и изобретать. Но мы можем сделать это, потому что это то, что нужно нашим детям.

Вам также будет интересно
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Такая женская мигреньЧитать статью
Почему костюмы единорога так популярны?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.