Дети стремительны, как реактивные самолеты. Но только тогда, когда дело касается игр. Напротив, собираясь в детский сад или убирая за собой игрушки, «вечный двигатель» вдруг превращается в копушу, полчаса надевающего один носок. Нужно ли с этим бороться?
Иногда кажется, что ребенок нарочно медленно-медленно все делает. Или вообще застывает, как заколдованный, с ботинком в руке… И мама на это очень эмоционально реагирует, ведь надо срочно выходить – в поликлинику, допустим. Но поверьте, малыш не стремится вывести вас из себя. И хоть очень хочется называть его «копушей» или «черепахой», постарайтесь сдержать этот порыв. Давайте разберемся, почему малыш может быть таким неторопливым.
Флегматичный темперамент
В коре головного мозга у одних людей преобладают процессы возбуждения, у других – торможения. Поэтому одни быстрые, другие, наоборот, неторопливые. Такие дети все делают медленно. Они едят, разговаривают, одеваются, даже играют в подвижные игры не спеша… И это их врожденное качество.
Что делать? Разумно организуйте жизнь малыша: раньше будите, кормите утром тем, что ему нравится, покупайте одежду и обувь с простыми застежками.
Стрессы и перемены
Малыш, обычно такой шустрый, стал вдруг рассеянным и даже заторможенным? К этому могут подтолкнуть переезд, развод родителей, смена детского сада, рождение младшего ребенка или усталость. В ситуации стресса кроха попадает в противоположное от привычного состояние: флегматик буянит, холерик становится тихим.
Что делать? Уменьшайте состояние негатива: найдите больше времени для объятий, совместных игр, разговоров по душам. Малышу нужно почувствовать, что ничего страшного не произошло и он по прежнему любим.
Мечтательность
Тарелка с кашей, а над ней застывший малыш с отсутствующим взглядом… Знакомая картина? Такому ребенку необходимо помочь чаще спускаться «с облаков».
Что делать? Решить проблему вам помогут «призы»: позвала за пустую тарелку в течение 10 минут после начала завтрака, запись в тетрадке достижений, красивый будильник, регламентирующий время. И оставляйте ребенку часок-другой для его естественного состояния – мечтаний. Кстати, неплохо было бы выяснить, о чем он грезит? Может, если помочь ему воплотить мечты в реальность (допустим, поехать в гости к любимой двоюродной сестричке или купить попугайчика), он станет более вовлеченным в обысную жизнь?
Страх ошибки
Если малыша с невысокой самооценкой постоянно одергивают, критикуют за медлительной и ругают за невнимательность, он попросту теряет инициативу и уверенность в себя.
Что делать? Перестаньте погонять ребенка, акцентируйте внимание на его успехах: «Сегодня ты надел колготки намного быстрее», «Не расстраивайся, что сегодня не опередил брата. Вот подрастешь, и у тебя все получится, вот увидишь».
Протест
Малыша перемещают от бабушки к няне, из садика домой. Не дают ему права голоса, не спрашивают мнения, выставляя лишь требования. Не имея возможности выразить недовольство открыто, малыш начинает тихий «бунт».
Что делать? Очень важно с уважением относиться к взглядам и желаниям ребенка. Давайте ему права выбирать – что надеть, куда пройти, какое занятие выбрать, с кем дружить, во что играть. Не давите на него, и постепенно он прекратит свою несносную «медлительную забаставку».
Совет
Учитывайте возраст крохи. От 1,5 до 3 лет для детей характерно несовершенство мелкой моторики. Их пальчики не справляются с застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков. Не получается быстрее это делать!
Родительское собрание
Вот эффективные советы родителям неторопливого малыша:
-
не надо раздражаться (или попробуйте хотя бы не показывать раздражения) на малыша. Он такой – и все. Примите его индивидуальность.
-
Не критикуйте и не сравнивайте ребенка с другими детьми. «Электровеник», не знающий покоя, тоже, знаете ли, не подарок. Поэтому цените свое спокойное счастье.
-
Подчеркивайте в разговорах, что цените его сдержанность. Ведь обстоятельность и мечтательность – неплохие качества характера. Они потом очень пригодятся ребенку в дальнейшей жизни.
-
И не называйте его «копушей»! Помните поговорку – «как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Не нужно ярлыков. Иначе ребенок захочет им соответствовать.