Поиск

Малыш и уборка: бардак - дело житейское

07/10/2008
ТРУТНЕВА Юлия
855

"Прекрати немедленно! Какую грязищу развела! Не умеешь, лучше не делай," - это мама.
Cтоль различные реакции вызваны тем, что я из самых лучших побуждений, вооружившись ведерком для песочницы, наполненным мутной водой, и кукольным одеяльцем, решила помыть полы. Воды катастрофически не хватало, и я носила ее еще и еще. Естественно, засовывая свое уличное ведерко прямо в раковину с посудой и, конечно, промочив ноги в матерчатых тапочках и страшно извозив платьице. Для демократичной, мягкосердечной бабушки был важен сам порыв. Для усталой, только что пришедшей с работы мамы - результат. Для меня, четырехлетней, - слова: "Не умеешь - лучше не делай!"

 

"Вот видишь, - сказал Карлсон, перестав чихать, - пыль снова лежит на своих местах. Во всем должен быть порядок".

Как и когда приучать ребенка бороться с беспорядком? Как найти золотую середину между юным созидателем хаоса и маленьким педантом, одержимым идеей чистоты? Чтобы быть уверенными, что вы поступаете правильно и своевременно, прислушайтесь к советам Екатерины МИХАЙЛОВОЙ, ведущего специалиста Института групповой семейной психотерапии, кандидата психологических наук.
Бесполезно требовать порядка от годовалого карапуза. Во-первых, он просто не в состоянии понять, чего вы от него хотите. А во-вторых, мир для него сейчас полон интересных вещей. Это же надо, каждый день - открытие! Если шлепать ложкой по каше - она будет хлюпать. Если размахнуться сильней - брызги полетят во все стороны. А если потянуть за бахрому на скатерти... еще... еще чуть-чуть... Ух! Все падает на пол. Грохоту сколько! Вот бы добраться до маминой большой-большой шкатулки! Или до папиных бумаг...
К двум годам ваше чадо уже умеет проситься на горшок? Пытается есть самостоятельно? Поверьте, пока именно так он добросовестно выполняет свои "домашние обязанности". Не пытайтесь добиться большего. Но вот малышу "перевалило" за три года. Что ж, в этом возрасте вполне будут уместны мамины - папины реплики: "Не делай так! Вот это уж совсем плохо. Пожалуйста, перестань". Конечно, с объяснениями, что именно плохо и почему. Например: "В песочек мы играем на улице. Нельзя приносить его домой и разбрасывать по ковру. Мы с папой хотели вечером поиграть с тобой, а теперь придется убирать комнату. А это очень тяжело - видишь, как глубоко в ковер попал песок?"
Ваш ребенок еще не совсем готов убирать за собой, но уже вполне может учиться хотя бы не быть причиной беспорядка. Помогите ему в этом. Только не заставляйте, не приказывайте: "А ну-ка, прекрати сейчас же! Я тебе покажу, как еду на пол бросать!" В этом случае ребенок может либо испугаться и действительно перестать выкидывать все из тарелки, но также отказаться есть, расплакаться и может постепенно превратиться в маленького запуганного невротика. Есть и другой вариант, даже более распространенный. Ребенок, уже немного изучив окружающий мир - его цвета, запахи, звуки, ощущения, - сейчас как раз занят тем, что интересуется своими родителями. Эти "экспонаты" он рассматривает очень подробно - их терпение, их реакции, смену настроений. И он очень любит "проверять их на прочность": "А что будет, если..." Это как бы продолжение игры со скатертью: еще немного, еще чуть-чуть... В мамином голосе слышна угроза - отлично! Мама обещает что-то "показать" - очень интересно! Мама кричит, что сейчас накажет, - а вот и не боюсь! Посмотрим, кто кого? Так что уж лучше проявите терпение и, вместо того чтобы показывать ребенку где раки зимуют", попробуйте объяснить, чем вызваны ваши претензии. В четырехлетнем возрасте малыша можно смело начинать приобщать к домашним делам.
        Только помните, что перед вами ребенок, и поэтому нельзя поручать ему сразу многое и ждать мгновенно блестящих результатов. Тем не менее четыре года - это время, когда маленький человечек уже способен координировать свои движения и усваивать справедливость основных требований.

      

"- С чего мне начать уборку? - спросил Малыш.

 - Эх, ты! Всякий знает, что начинать надо с ореховой скорлупы! - важно ответил Карлсон".

Любой процесс состоит из трех основных этапов: обучение, повторение, превращение в привычку. То же самое и с уборкой. Хорошенько подумайте, какие домашние дела вы могли бы поручить своему малышу? Вытирать со стола? Подметать? Поливать цветы? А может, кормить кошку или даже мыть посуду? Вы должны быть абсолютно уверены, что эти задания малышу по силам. Не так уж и страшно, если он разобьет пару чашек или от чрезмерной щедрости зальет водой ваш любимый фикус. Обидно, конечно, но пережить можно. Гораздо страшней, если, орудуя веником, он надышится пыли, на которую у него, допустим, аллергия. Итак, вы составили список из 2-4 заданий, с выполнением которых, вы уверены, у ребенка не будет проблем. Теперь вам самим придется за них взяться и повторить не раз, и не два, да к тому же - очень тщательно. Покажите, как вытирать пыль: где лежит специальная тряпочка, как ее намочить, какими должны быть движения, чтобы пыль не разлеталась по всей комнате. Расскажите, сколько раз в неделю надо поливать каждое комнатное растение. Сколько оно требует воды и почему: "Вот этот цветок растет очень быстро, он молодой, ему надо много воды. А это старый, мудрый кактус. Он родился в пустыне под палящим солнцем. Он привык пить очень мало".

      

"- Ты что, даже помогать мне не будешь? - с тревогой спросил Малыш.
 

- Нет, почему же, - успокоил его Карлсон. - Я буду все время петь и подбадривать тебя поощрительными словами".

Скорее всего, ваш кроха уже знает, как выполняется большинство домашних дел. Ведь он столько раз видел вас моющей, гладящей, подметающей, убирающей. Дети обычно очень наблюдательны и легко запоминают все ваши движения. Гораздо труднее для них повторить их самостоятельно. Будьте терпеливы, пусть сначала от такой помощи количество вашей работы по дому только удвоится - ничего! Ведь ему, маленькому, тоже сейчас нелегко - нет ничего более раздражающего, чем повторение одного и того же без желаемого результата. А ему еще так трудно контролировать свои эмоции: опять не получилось, опять мама переделывает! И вот уже так хочется заплакать, закричать, затопать ногами...

Будьте всегда рядом, утешайте. Только не говорите: "Не получается, ну и не надо. Я сама все сделаю". Мама сделает сейчас, через год, через десять, а потом будет жаловаться: "Ну, у всех дети, как дети! Только мой вырос ни к чему не приспособленным". Куда полезнее сказать: "Вот, уже лучше. Почти получилось. Никто не рождается с "умными" руками. Думаешь, я все умела? Да ничего подобного! Но я научилась, и ты научишься".
Итак, прежде всего любая работа должна выполняться совместно. Мама моет посуду, дочка вытирает. Папа чистит картошку, сынишка ее споласкивает. Нельзя сразу оставлять четырехлетнего человечка один на один с серьезным заданием. Во-первых, и результат может быть сомнительным, да и почувствует он себя чуть ли не наказанным - все отдыхают, а он работает.
Кстати, никогда не используйте домашние дела в качестве наказания: "Ты плохо себя вел, вот теперь иди и подметай пол. И никакого телевизора, пока все не уберешь". Ведь в этом случае они так и будут восприниматься - тяжкая кара, которой надо попытаться всеми способами избежать.

 Также не надо особо увлекаться похвалами и воспринимать участие ребенка в наведении чистоты и порядка как некий героический поступок. "Это же надо, цветочки полил! Какой молодец! Ах, умница, ах, лапочка! Маме помогает! Мама очень любит своего маленького помощника!" Ребенок быстро усвоит, что работа по хозяйству - это нечто из ряда вон выходящее. И достаточно ею чуть-чуть позаниматься, как он тут же станет и "молодцом", и "самым-самым лучшим", и "любимым ребенком". Что из этого следует? А то, что, во-первых, отныне он будет волен либо сделать то, о чем вы его просите, либо не делать - еще бы, это же так сложно, раз столь высоко ценится. А сделав, будет ждать непременных похвал, а может, и подарков. Во-вторых, ту же самую работу - сполоснуть пару чашек, вытереть со стола - он будет использовать, как безотказный способ уладить отношения, помириться, подластиться.

      

"Конечно, дома Малыш всегда убирал свои игрушки - только всякий раз маме приходилось напоминать об этом раза три, четыре, а то и пять, и он тут же все убирал, хотя считал это занятие скучным, а главное, совершенно бессмысленным".

Четко обговорите обязанности малыша - что делать и когда. Не уставайте вначале напоминать - не страшно, если ребенок сам пока еще не может запомнить. Чувство ответственности - не то, чего можно и нужно требовать в этом возрасте.

Пусть особо любимые занятия - поливка цветов - перемежаются в этом списке с не самыми для него приятными - застилание собственной кровати. Жизнь-то в любом случае полосатая - пусть постепенно привыкает. К тому же какое угодно занятие, пусть даже очень скучное, можно превратить в веселую игру.

      

"Угадай, во что мы будем играть? - хитро улыбнулся Карлсон. - В Красную Шапочку и волка! Пылесос будет волком, а я охотником!"

Вариантов множество. Это может быть и соревнование: кто быстрее и тщательнее всех моет посуду. И достижение новых рекордов: вчера я вытирал только один стол - на кухне, сегодня - два, на кухне и в столовой, а завтра к тому же протру на папином рабочем столе и на тумбочке.

Можно придумать свою сказку: я не маленькая девочка, я добрая волшебница. Это только обыкновенным людям кажется, будто я стираю полотенце в тазике, на самом деле я так колдую. Или превратиться в Золушку, которая окажется прекрасной принцессой, как только подметет пол на кухне.
Подыграйте своему маленькому фантазеру. Что вам стоит? Помните ваш переливающийся длинный шарф, который так часто был пределом мечтаний крохотной модницы? По-моему, он замечательно подойдет волшебнице, как только та закончит колдовать, или составит неотразимый наряд Золушки, переделавшей все свои дела и готовящейся превратиться в принцессу.
Еще все домашние дела можно выполнять под бодрую музыку - и быстрей, и веселей. Можно одновременно сочинять стихи или забавные истории, героем которых будут вилка и ложка, веник или мыло. Можно... Да можно все, что угодно! Скорее всего, живое воображение ребенка само подскажет ему, в какую игру мы играем сегодня, а вам останется лишь следовать правилам этой игры. Ну и заодно следить за тем, чтобы не только фантазия вашего малыша работала, но и дело двигалось.
А в общем, главное - это то, что вас, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, можно поздравить. У вас уже растет замечательный помощник. Значит, будет и порядок, и уют, да и свободного времени у вас станет больше. Надо только чуть-чуть набраться терпения. Мир вашему дому!

 

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.