Поиск

Малыш с моторчиком

07/10/2008
ПЯТАЙКИНА Наталия
785

гиперактивный ребенок

 

Врачи отмечают, что подобные тревожные знаки часто появляются к трем годам, когда ребенок начинает посещать детский сад, а выраженные нарушения поведения отмечаются позже, годам к семи, т. е. к началу обучения в школе. Эта закономерность объясняется просто: мозг ребенка не способен справиться с новыми психическими и физическими нагрузками, которые предъявляются ему в саду и школе. Дело в том, что три и семь лет — критические периоды для становления центральной нервной системы у детей. Повышение нагрузок как бы провоцирует появление нарушений поведения. Например, три года соответствуют началу активного развития внимания, памяти, речи, а семь лет — формированию произвольного внимания, целенаправленного поведения, самооценки и самоконтроля. Поэтому родителей дошкольников 3-5 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью беспокоят, прежде всего, возбудимость ребенка, его повышенная эмоциональность, хаотичная двигательная активность, вопиющая рассеянность и импульсивность. У детей младшего школьного возраста 7-10 лет на первый план выступают трудности обучения, школьная неуспеваемость и нарушения поведения. То есть нервная система гиперактивных детей не успевает в буквальном смысле «дозреть» до того, чтобы справляться с систематическими нагрузками как в саду, так и в школе.

Кроме того, врачи отмечают, что заболевание больше распространено среди мальчиков, чем среди девочек. Конечно, доктора, учителя и психологи — обычные люди и более склонны видеть «нарушителей дисциплины» именно среди мальчиков. Однако существуют и научные объяснения такой закономерности: во-первых, природа распорядилась так, что еще до рождения плод мужского пола более уязвим по отношению к различным вредным воздействиям. Во-вторых, особенности нервной системы мальчиков таковы, что симптомы нарушения поведения проявляются у них раньше, чем у девочек, то есть примерно с 3-4 лет, что и заставляет родителей обращаться к врачу еще задолго до поступления ребенка в школу. У девочек гиперактивность встречается реже, нарушения поведения проявляются позже, чаще всего в младшем школьном возрасте. Для них больше характерны невнимательность и эмоциональная неустойчивость, чем двигательная активность.

 

Откуда взялся дефицит?

Что же является причиной появления и развития у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью? Не смотря на многочисленные исследования, окончательной ясности в этом вопросе пока нет. Однако все точки зрения специалистов на причины заболевания можно разделить на три большие группы.

К первой группе можно отнести, прежде всего, патологию беременности и родов (токсикозы и инфекционные заболевания во время беременности, принятие будущей матерью больших доз алкоголя, курение, травмы в области живота, осложнения, связанные с процессом родов и неправильным положением плода). Имеет значение и возраст родителей: риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 40 лет. Любые заболевания в младенчестве, которые сопровождаются высоким подъемом температуры и принятием сильнодействующих лекарств также повышают риск возникновения стойких нарушений поведения. Психологи отмечают, что на еще не родившегося ребенка отрицательно влияют стрессы и психотравмы, перенесенные матерью во время беременности.

Ко второй группе «факторов риска» возникновения гиперактивности относят наследственную предрасположенность, которая выявлена у 10-25% детей. То есть родители определенной части гиперактивных детей на приеме специалиста нередко говорят, что в детстве у них наблюдались те же особенности поведения, что и у их ребенка.

В третью группу причин возникновения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания входят такие факторы, как особенности питания ребенка с первых месяцев жизни и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах. Особенно актуальна эта проблема сейчас на Западе.


Вывод прост: синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание, а не следствие «избалованности» или «детской непосредственности». Ребенок не виноват, что он «проблемный». А ведь о том, что ребенок с трудностями в поведении нуждается в лечении, не всегда знают даже врачи, а тем более родители и педагоги. Поэтому задача взрослого быть внимательным и чутким, понять такого малыша. Это позволит вовремя прийти на помощь, обратившись к специалистам. Ждать, когда дети «перерастут» это состояние, не стоит. Такое происходит далеко не всегда, а промедление в лечении может привести к более серьезным нервно-психическим заболеваниям.
Как же можно помочь такому ребенку? Есть два важных момента: первое — в лечении детей должны принимать участие педиатр, психолог, педагог и, конечно, родители. Второе — нужно знать и быть готовым к тому, что добиться исчезновения таких симптомов, как импульсивность, невнимательность и гиперактивность за несколько недель или даже месяцев невозможно. От всех участников лечения потребуется немало сил и терпения.

 

Терпение и минимум ограничений
Малыш не может самостоятельно справиться с собой, и все, что он делает, он не нарочно, не с целью довести или позлить. Родителям «непослушного моторчика» врачи объясняют, что улучшение состояния во многом зависит от спокойного, доброжелательного и последовательного отношения к нему. С одной стороны, конечно, нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. С другой стороны, количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Такого сорванца необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Простые средства в виде распорядка дня (обязательно согласованного с ребенком), записок с напоминаниями (их можно оформить веселыми рисунками) помогают привить крохе навыки планирования его дел. Взрослым не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если сын или дочка правильно себя вели и сумели выполнить какие-то новые задания. Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Вокруг гиперактивного малыша по возможности не должно быть отвлекающих и раздражающих предметов и шумов. Желательна отдельная комната, не перегруженная мебелью, без ярких отвлекающих картинок на стенах, со спокойным интерьером, без телевизора и компьютера. Родителям следует оберегать ребенка от переутомления и чрезмерного возбуждения. Не надо посещать места больших скоплений людей: рынки, массовые гуляния, магазины. Во время игр лучше ограничивать чадо одним товарищем, избегая беспокойных, шумных приятелей. Необходимо вместе с тем давать отпрыску возможность расходовать его бьющую через край энергию, направив ее в мирное русло: полезны длительные прогулки, занятия ритмикой, танцами, нетравматичными видами спорта, например, плаванием, у-шу.

 

Бунтовщик на корабле
В целом, похожие рекомендации можно дать и педагогам, работающим с такими «несносными» детьми. Проблемного ребенка лучше посадить не на «галерку», а на первую парту, чтобы он находился перед глазами воспитателя. Так и педагог может следить за его работой и вовремя оказать помощь, и сам ребенок имеет возможность быстро обратиться к преподавателю в случаях затруднений. Можно извлечь и определенную пользу из «энергичности» гиперактивных детей, например, попросив их во время занятия собрать тетради, раздать краски, пластилин.
Однако одного изменения отношения к ребенку недостаточно для того, чтобы изменилось его поведение и улучшилась успеваемость. Нейропсихологи считают, что необходима еще и продуманная коррекционная работа. Чаще всего в виде индивидуальных занятий. Они обычно направлены на то, чтобы преодолеть не только нарушения внимания, но и свойственные этим детям дефекты памяти, наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве, приводящие к ошибкам в письме, счете, чтении. Кроме того, при нарушениях речи (заикание, дизартрия, дефекты звукопроизношения) гиперактивным детям необходимы занятия с логопедом.
Медикаментозная терапия занимает очень важное место в лечении и назначается по индивидуальным показаниям, но не раньше, чем ребенку исполняется 6 лет. При этой терапии в первую очередь показаны препараты, которые оказывают стимулирующее действие на внимание, память, контроль за деятельностью. Однако выбор препарата и его дозы строго индивидуальны, и все вопросы, связанные с назначением лекарств, решает только врач!
В заключение хочется сказать: такие дети доставляют много проблем родителям и педагогам. И все-таки вовремя и грамотно оказанная помощь дает свои плоды. Правда, количество затраченных усилий и нервов взрослых зачастую не соответствует ожидаемым темпам улучшения состояния ребенка. Поэтому запаситесь терпением, мудростью, юмором, и тогда ваши усилия будут вознаграждены.


Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.