Поиск

На вопросы отвечает детский нейропсихолог

07/10/2008
ШКУРИНА Елена
1370

На некоторые из этих вопросов нам ответила Шкурина Елена Владимировна, детский нейропсихолог, ведущий консультант семейного центра «Ого-Город». Елена Владимировна закончила факультет психологии МГУ, дополнительные программы при Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, по специальности - нейропсихология, клиническая психология, детско-родительские отношения. Больше 10лет консультативной деятельности и коррекционной работы в России, США, Китае с детьми дошкольного и школьного возрастов.


Моей дочке - 2.5года. Два месяца назад она пошла в детский сад. С тех пор у нас не прекращаются ежедневные истерики, она стала очень агрессивной, со всеми дерётся. Посоветуйте, как нам пережить это и не навредить психике ребенка. Спасибо!

Первые два месяца не являются показательными, так как они проходят как адаптация ребенка к новым условиям. Если по истечении первых месяцев в поведении ребенка ничего не изменится, то советуем обратиться за консультацией к детскому психологу. Возможно, отмечаемые Вами нарушения поведения вызваны сильной привязанностью ребенка к Вам. В этом случае будет полезным объяснение ребенку того, что посещение детского сада никак не связано с изменением отношения к нему с Вашей стороны, что все детки должны ходить в садик, что Вы её по-прежнему сильно любите. Старайтесь не затягивать прощание с ребенком по приводу в детский сад и вовремя забирать её из детского сада, делая тем самым ситуацию более предсказуемой для ребенка. Бывает полезным использовать объекты-заместители (любимая игрушка ребенка, которую Вы оставляете с ребенком в саду, и с которой она Вас встречает после завершения занятий). Старайтесь больше интересоваться тем, как прошёл день в детском саду, что делали в течение дня дети и какие впечатления остались у Вашего ребенка. Позитивное внимание и поощрение успехов ребенка в детском саду станет дополнительным стимулом для его посещения.


Моему сыну – 3,5 года. После простудного заболевания начались ночью приступы страха. Просыпается со сдавленными криками, трясется, дрожит, заикается. Ребенок очень послушный, эмоциональный, в сад не ходит, посещает развивающие занятия 2 раза в неделю. Скажите, нужно ли делать какие-либо исследования, или это само пройдёт?

Ночные приступы страха - это доброкачественные явления сна, которые чаще всего проходят самостоятельно к 4 года, и происходят из-за несбалансированности систем возбуждения и торможения у маленького ребёнка. Эхо-исследование в данном случае имеет малую эффективность, а после обследования врачи могут назначить лекарственную терапию. Постарайтесь пока обойтись без приёма лишних препаратов. Самой важное - это создать необходмые условия для хорошего сна ребёнка: хвойные ванны, приглушённый свет, тихие и релаксационные игры перед сном, доброжелательное отношение всех членов семьи, ритуал засыпания. Если приступы страха будут продолжать Вас беспокоить и дальше, то обратитесь на консультацию психоневролога или детского нейропсихолога.


В нашей семье двое детей – 3,5 и 1,5 годика. Разница маленькая, но всегда старались внимание делить поровну.
В последнее время поведение старшей дочки изменилось: может неожиданно расплакаться, кинуть игрушки, ущипнуть или стукнуть младшую сестрёнку. Вопрос заключается в том, как реагировать на негатив в отношении младшей сестренки? Не знаю, надо ли проявлять в этом больше строгости, наказывать за это?

Большинству старших детей приходится трудно с появлением в семье младших. Малыш пытается отстоять свою семейную территорию, которая для него обозначается комнатой, кроваткой, игрушками. В семье, где есть несколько детей, обычно стараются все делить поровну. Однако детям нужно не формальное равенство в правах и игрушках, а собственные позиция и положение в семье. При этом одному ребенку важно просто тихо посидеть вечером рядом с мамой, другому – поиграть в шумные игры, получить похвалу и ободрение. Поэтому постарайтесь никогда не сравнивать детей друг с другом – это самая большая ошибка и не заставлять малышей отдавать друг другу свои игрушки и вещи. При проявлении возрастных кризисов в 2-3 года или в 6-7 лет детская ревность часто усиливается. Тогда стремление к «власти» выражается в ревнивом, нетерпимом отношении к другим детям. Со временем такая «ревность», скорее всего, пройдет. Однако родителям необходимо в категоричной форме объяснить ребенку, что такое поведение недопустимо. Не применяйте насилия, иначе у ребёнка возникнет желание мстить за несправедливость.
Ревность между детьми почти неизбежна. Если она не принимает серьезного оборота, то даже помогает им стать более терпимыми и независимыми во взрослой жизни. Не забывайте, что ребенок раннего и дошкольного возраста питает чувство безопасности в любви родителей, которые принимают его таким, какой он есть, и не сравнивают с братом или сестрой. Пожалуй, самое главное – сохранить у ребенка уверенность в родительской любви: если малыш любим, его не станет волновать внимание, оказываемое мамой и папой другим детям.


Моему сыну – 3,5 года. Он спокойный и улыбчивый ребенок, но очень не любит компании своих сверстников. В любом новом месте - слезы. Я хотела отдать его в детский сад, но не получилось. При общем осмотре невролог поставил диагноз - "аутистические черты характера". Правильно ли это, потому что ребёнок прекрасно общается со всеми знакомыми людьми. И что мне следует делать?

В вашем случае мы можем говорить о варианте психического развития ребёнка и индивидуальных особенностях процесса коммуникации (страх незнакомых людей). Утверждать "аутистический синдром" без очной консультации и полного обследования психоневролога и детского психолога невозможно.


Дочке – 5,5 лет. Она без особых проблем засыпает в своей кровати, но под утро приходит к нам в комнату. Что делать? Есть ли какая-то психологическая причина в том, что ребенок каждую ночь приходит спать к родителям?

Рекомендую рассмотреть распорядок дня Вашего ребёнка: ранний подъём (8 часов), ранний дневной сон (12 часов), обязательные прогулки в дневное время и перед сном, подвижные игры в первой половине дня. Попробуйте посетить развивающие занятия для самых маленьких с элементами двигательной гимнастики и детской ритмики. В группе других детей Ваша дочка получит новые эмоциональные впечатления. Создайте необходимые условия для засыпания: тёплые ванночки, спокойная релаксационная музыка, доброжелательное отношение. Это типичная ситуация, когда дети приходят к родителям ночью, потому что им темно и страшно, или под утро, соскучившись. Поэтому здесь можно бережно, но настойчиво перекладывать ребенка обратно, при этом остаться посидеть с ним рядом, пока он заснет (погладить ее по руке, голове и т.д.), давая ребенку ощущение защищенности и приучая к ситуации самостоятельного сна. Период приучения может длиться как несколько дней, так и несколько месяцев. Вам необходимо набраться терпения! Не рекомендуется поступать радикальным способом, запирая дверь родительской спальни на ночь. Это заставляет малыша испытывать серьёзный эмоциональный стресс, чувство безысходности и неуверенности. Надо обязательно убедиться, что в Вашем случае исключена ситуация ночных страхов или нервного перенапряжения ребёнка. Желаю Вам успехов!


Мальчику в 4,5 года поставили диагноз - ММД. Он гиперактивный, очень возбудимый и неусидчивый. Хотя уже несколько месяцев ходим в детский сад, где у нас всё хорошо. Что нам делать?

Если проявления возбудимости и импульсивности беспокоят Вас более полугода, мешают ребёнку развиваться и адаптироваться, распространяются на все сферы жизни (семья, сад, прогулки), то необходимо провести комплексную диагностику развития ребёнка, обратившись к специалистам - психоневрологу и детскому нейропсихологу. Учитывая, что имеется диагноз (ММД, гиперактивность), о возможности лекарственной терапии можно думать только после очной консультации.

Когда специалисты рекомендуют отдавать ребёнка в школу – в 6 или 7 лет? И от чего это зависит?

Ваш вопрос очень интересный. Основными параметрами, по которым специалист определяет готовность ребёнка к школе, являются сформированность высших психических функций (мышление как способность сравнивать, обобщать, классифицировать, память, внимание, речь) и психологическая готовность к школе (уровень мотивации, самооценки и коммуникативных способностей). Учебная деятельность, в отличие от игровой, предполагает новую для ребёнка ситуацию общения и познания. Если ребёнок неусидчив, неконтактен, излишне агрессивен, у него недостаточно развиты произвольность и саморегуляция, диагностируются задержки речевого или психического развития, то следует обратиться на консультацию к специалисту. Чем раньше Вы это сделаете, тем больше возможности скорректировать особенности психического развития и подготовить ребёнка к школе.


Моему ребёнку – 3,5 года. В последнее время я стала замечать, что он всё предпочитает делать левой рукой. Как определить, что мой ребёнок левша? И какие проблемы в связи с этим у него могут возникнуть в будущем? Я очень обеспокоена.

В возрасте 3,5 лет определить, действительно ли у Вашего ребёнка присутствует леворукость, может только специалист – детский психолог или нейропсихолог. Леворукость может быть наследственной (возможно, в Вашей семье есть леворукие родственники), патологической (имевшие место во внутриутробном развитии или при родах патология или травма), также приобретённой (в случаях с травмой или повышенным тонусом правой руки). Обязательно обратите внимания, как Вы располагаете карандаш, столовые приборы и игрушки перед ребёнком. Возможно, Вы неосознанно провоцируете леворукость ребёнка. И не переживайте! Обязательно обратитесь на консультацию специалиста с тем, чтобы подтвердить Ваши наблюдения (можно ли говорить о левшестве в Вашей ситуации) и определить дальнейшие действия, которые бы не причиняли ребёнку дискомфорт. Не пытайтесь переучивать ребёнка самостоятельно, наказывать его за то, что он всё пытается делать левой рукой. Желаю удачи!

 

Свои вопросы Вы можете задать Елене Владимировне Шкуриной по адресу:
Семейный центр «Ого-Город», м. Тульская, ул. Павловская, д.18
Часы приёма: 11.00 – 19.00, вторник, четверг, суббота

Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.