Поиск

Надо ли будить волшебника?

07/10/2008
КОРШУНОВА Наталья
627

Игра свободного воображения
Игра отличается от любой другой деятельности именно тем, что в основе ее лежит фантазия. Это как бы жизнь, но другая. И каждый участник игры притворяется кем-то другим, не тем, кто он есть на самом деле. Даже если речь идет о спортивной игре. Взрослый дядя ведет себя так, будто смысл его жизни - закатить в ворота мяч. Или двигает деревянные фигурки по доске, или делает что-то еще, бесполезное и бессмысленное с виду.
Есть профессии и целые сферы жизни, построенные исключительно на игре: кино, театр, спорт. И хотя там все "понарошку", но страсти кипят настоящие - и еще какие!
Вероятно, потребность в игре заложена в человеке. Даже маленький ребенок умеет играть и придумывать игры сам. И готов заниматься этим с утра до вечера.
Фантазии детей настолько богаты, что взрослым никогда за ними не угнаться. Они могут лишь заимствовать, черпать идеи из детских фантазий, как это и делают поэты. Сколько малышей, независимо друг от друга, придумывали зверя "папонта" в пару к "мамонту", пока взрослые наконец сочинили песню, как "мамонт и папонт гуляли вдоль реки...".
У наших детей еще были "кашеглот" и "барсуслик". Уверена, что следы невиданных зверей можно обнаружить в каждом доме, где живет фантазер.
Фантазия взрослых скована лишними познаниями, ненужной тягой к правдоподобию и "правилами игры".
Дети смелее, раскованнее.
- Во что это вы играете?
- В волка и Хаузена...
- В злую ведьму и добрый бугорочек.
- В ежовник...
Взрослым для игры нужны специальные предметы, желательно дорогие и фирменные. Дети прекрасно без этого обходятся.
Сын зажимает карандаш между пальцев босой ноги: "это бормашина, сейчас будем лечиться" - пытается сверлить себе зуб.
Как хорошо, что у нас в семье никогда не было денег на "настоящие" игрушки. Эти игрушки придуманы взрослыми, созданы в интересах взрослых и только мешают игре. Чем меньше их - тем больше простор для фантазии. Грузовики и поезда из картонных коробок, веревок и прищепок ничуть не хуже покупных, да к тому же дети придумывают и мастерят их сами. А нагружает их подъемный кран, сделанный из деревянной вешалки. Груз затем отвозится на стройку - в другую комнату. Там возводят дом, а потом электростанцию, чтобы дом освещать. Электростанция похожа на русскую печку и электричество производит из дров. От нее тянутся к дому провода - все как положено.
Покупной конструктор с книжкой-инструкцией не то чтобы ничему не учит - он учит другому.
Маленькие дети отказываются играть по правилам не потому, что это сложно для них, а потому, что это слишком просто. Потребность упражнять воображение в них настолько сильна, что они своей властью отменяют все взрослые правила. Элементы конструктора превращаются в солдат и офицеров, заводной грузовик - в больного, которого укладывают в кровать и уговаривают принять лекарство...
Вот почему нет смысла тратиться на дорогие игрушки. И, тем более, не стоит сердиться на ребенка, которому эти игрушки быстро надоедают. Это не каприз, не избалованность - ему действительно скучно с ними. Но если с самого начала детям давать "полуфабрикаты", которые силой воображения можно превращать во что угодно - это им никогда не надоест.
Человеку, который умеет придумывать новые игры, находить себе развлечения "на пустом месте", никогда не бывает скучно. Он избавлен от многих проблем, защищен от многих соблазнов.
Сегодня мы с детьми оказались в совершенно новой ситуации, к которой многие взрослые просто не готовы. Веками маленькие учились играть у старших - дома, во дворе, на улице. Вся детская жизнь, все стадии развития проходили в общей игре. Малыши сначала наблюдали эту увлекательную жизнь - соединение фантазии и строгих правил - потом начинали постепенно входить в нее. От младенческих "Гуси-гуси, домой, серый волк за горой!" до сложных, с непредсказуемым сюжетом "Казаков и разбойников" - это была веками выверенная система развития воображения - и контроля над ним с помощью правил игры. И вдруг это кончилось.
Но если какие-то формы жизни, даже очень важные и нужные, могут вот так внезапно отмереть, то потребность в определенных стадиях развития у ребенка при этом не отпадает. Значит, пока жизнь не предложила замены прежним формам, это ложится еще одной обязанностью на взрослых. Правда, это приятная обязанность, но, как минимум, взрослые должны знать, что это их обязанность, и представлять себе, как именно ее выполнять.


"Разбуди в ребенке волшебника"
Книгу с таким названием, написанную психологом Еленой Евгеньевной Кравцовой, можно порекомендовать родителям, которые уже осознали важность воображения для нормального развития ребенка, для его душевного здоровья и даже для его будущих школьных успехов. Эта книжка всесторонне освещает проблему, легко читается, а главное - дает массу практических советов и идей для домашнего использования.
Для начала позволим себе просто процитировать кое-что из нее:
"...Задача воспитания воображения очень сложна уже потому, что она может быть решена только в творческой деятельности. Педагогика должна быть творческой, а это значит, что трудно найти подходящие "рецепты" для всех детей...
Развивать воображение можно только в совместной деятельности взрослого и детей, где все равны. Обязанности взрослого при этом заключаются, во-первых, в показе разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, во-вторых, в такой организации жизни ребенка, чтобы сами условия ее требовали творческих, а не стандартных решений.
...Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям неожиданные для них стороны окружающего мира. Малыш должен понять, что одни и те же задачи могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций..."
Иногда задачу эту выполняют за нас профессиональные фантазеры, создавая "нешаблонные" истории: о добродушном коте Леопольде, которого дразнят и мучают мыши, о дружбе и взаимной выручке волка и собаки, о зайце, который всегда переигрывает волка...
Веками детей учила нетривиальным подходам волшебная сказка, в которой самые разные предметы - от серого волка и старой щуки до печки - служат и помогают герою. В которой смерть Кащея таится на кончике иглы, а победителем всегда выходит младший, неопытный и простодушный Иванушка-дурачок.
        

Фантазия как средство защиты
Маше три года. Когда она чувствует, что вывела родителей из терпения, то делает умильную рожицу, поджимает лапки и говорит: "Ой! Маленький бегемотик!". То есть, это уже не Маша, а маленький бегемотик - и его, конечно же, нельзя ругать.
Защита - одна из функций воображения. В каждом ребенке есть что-то от Шахерезады, у которой всегда наготове свежая сказка, когда идет следствие по делу о разбитой вазе, затоптанной клумбе, опоздании или прогуле... С какими чудовищами сражается мальчик, порвавший штаны! С какими таинственными явлениями сталкивается девочка, не любящая физкультуру!
Этот род воображения обычно не поощряется взрослыми.
Еще один способ защиты - устранение или исправление последствий моральной травмы с помощью фантазии. При этом возможны разные варианты - от легкой корректировки действительности до полного "переписывания" в пользу пострадавшего.
"Просто жалко его стало. А то бы я его отделал", - петушится наголову разбитый соперник. Если не результаты, то, по крайней мере, ход сражения подвергается кардинальному пересмотру. В драке ли, в соревновании - у каждой стороны есть собственная версия событий. И версии эти обычно несовместимы, противоречат одна другой. Ведь здесь успела поработать фантазия.
Помните американский сериал про суперагента по имени Никита? В одной из серий она испытывает на себе действие нового вражеского оружия - "чудо-шлема".
Этот шлем извлекает из сознания человека самые мучительные воспоминания - неразрешенные конфликты, позорные поражения - и "переписывает" их в вашу пользу. То есть, дает возможность как бы пережить ситуацию вновь. Но на этот раз все происходит красиво, достойно и кончается полным триумфом.
В общем, шлем выполняет ту же задачу, что и фантазия.
И вот что из этого выходит: мужественная, волевая, непобедимая Никита сдается. Она попадает буквально в наркотическую зависимость от виртуального "оружия", пытается тайно пробраться в лабораторию, чтобы вновь испытать все это, снять еще один камень с души. Чтобы набело переписать свою жизнь, точнее, самые тягостные ее моменты.
Этот фильм наглядно иллюстрирует отношение американцев к такого рода фантазии.
С нашей точки зрения, в этой "игрушке" нет ничего плохого. Наоборот, все отлично. Человек облегчает душу, избавляется от комплексов, стрессов. Значит, жить ему будет легче.
Так же различается и наше отношение к фантазии. Одни считают, что фантазии делают человека зависимым и слабым, уводят от реальной борьбы, от решения проблем, в мир грез. Мы же считаем, что невозможно стать независимым и сильным, не владея психотехникой смягчения ударов судьбы и устранения их последствий в душе.
При этом мы, взрослые, в глубине души признаем, что в американском подходе есть доля истины. Нас тоже тревожит чрезмерное развитие фантазии в ребенке. Действительно, вместо того, чтобы, к примеру, выдумывать себе друзей на свой вкус - не лучше ли попробовать подружиться с реальными детьми? Пусть даже они не такие приятные и удобные компаньоны. А вместо фантастических приключений пережить настоящие.
Но правда и то, что не все проблемы имеют решение в реальной жизни. В ней много такого, что человек не может ни принять, ни изменить (это касается и взрослого, и ребенка). И если у нас есть выбор, то это чаще выбор между фантазией и химией. Те, кто не научился решать проблемы с помощью воображения, решают их с помощью психотропных препаратов.
Природа подарила нам средство защиты от неприятностей, достаточно простое и безвредное. А люди создали взамен него непростое и опасное. Причина, как всегда, тривиальна: фантазия не имеет рыночной цены, а препараты можно продать.
Так вот, если вас попытаются уверить, что именно развитое воображение таит в себе опасность - не верьте. Есть вещи действительно опасные. И ваш ребенок столкнется с ними в жизни не раз. А вас, скорее всего, не будет рядом. Поэтому лучше, если маленький человек научится искать защиту в себе самом.
Фантазия и поэзия - ему помогут.

Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.