Поиск

Наедине с СОБОЙ

02/02/2015
КОРШУНОВА Наталья
663

занятие с ребенком

 

В своих стараниях занять детей, сделать каждый час их жизни содержательным, увлекательным, развивающим не забываем ли мы о том, что им, как и нам, нужно просто свободное, личное время, никем не распланированное. Время, чтобы расслабиться, подумать, помечтать, чтобы просто «повалять дурака» (занятие, очень не любимое школьными учителями). Мы чувствуем раздражение, когда ребенок отказывается от каких-то полезных, с нашей точки зрения, занятий после школы, зато готов десятый раз подряд крутить один и тот же фильм. Почему нас это огорчает и сердит? Вероятно, в глубине души мы считаем, что с ним что-то не в порядке либо мы не справляемся со своими родительскими обязанностями, если не загрузили наше чадо каждую минуту чем-то полезным. Вспомним, однако, многие ли из нас самих в состоянии быть активными целый день без перерывов на отдых — будь то расслабляющая горячая ванна, беседа с подругой по телефону или глупый сериал? Даже младенцам необходимо каждый день сколько-то времени побыть наедине с собой, постучать в свои погремушки, рассмотреть внимательно пальцы на ногах и послушать музыку.

 

ПРОСТО ПОСМОТРИ В ОКНО

«Наш полуторагодовалый Сема целые дни проводит с няней — старушкой из соседнего дома. У нас язык не поворачивается просить ее как-то «развивать» или дополнительно позаниматься с ребенком. Накормит, погуляет, спать уложит — и слава Богу. Что нам делать, чтобы компенсировать недостаток впечатлений и полезных занятий в его жизни?»


 Маленькие дети полны любопытства и изумления перед окружающим миром.  Им интересно все вокруг, даже самые простые вещи для них новы и занимательны. Если только малыша не держат постоянно в манеже, если он имеет возможность свободно передвигаться по квартире, а тем более ходить гулять на улицу, то впечатлений у него вполне достаточно. Не беспокойтесь о том, чтобы как-то специально развивать его. В этом возрасте ему не нужно ничего особенного — только свобода смотреть, слушать и трогать все, что попадается на пути.

Мозг малыша растет с фантастической быстротой. Между годом и двумя большинство детей не нуждаются в специальных занятиях и умственных упражнениях для стимуляции их развития. Они сами с этим справляются. Все, что им нужно, — это присмотр заботливого взрослого и простор для инициативы. Поход в ближайший магазин, где столько звуков, людей и новых предметов, дает вполне достаточно переживаний и впечатлений для двухлетнего ребенка.

При этом ранние занятия плаванием или музыкой не принесут ему вреда, а вам дадут ощущение выполненного родительского долга, не говоря уже о том, что это прекрасное развлечение для родителей. Если позволяют время и средства, вы вполне можете записаться на какие-нибудь воскресные занятия для детей моложе трех лет, где познакомитесь и обменяетесь впечатлениями с другими родителями. Главный интерес и польза таких занятий именно в том и состоят, чтобы завести новые знакомства и обменяться опытом.

Обычная ежедневная жизнь, которая вам представляется бедной и однообразной, для малыша может быть полна содержания и интереса и вовсе не требует какой-то компенсации. Нет смысла водить в зоопарк двухлетнюю кроху, для которой найти паука в расщелине стены — самое фантастическое приключение. В таких делах передозировка может принести только вред. Дети до трех лет еще не в состоянии сами регулировать свой режим и поток впечатлений. Они могут забыть о голоде и усталости, но мы не должны забывать ни о чем. Самое лучшее, что способны сделать родители в выходные дни, — это сохранить по возможности обычный распорядок дня ребенка, не менять радикально ни рода его занятий, ни характера питания. Прогулка в том же детском парке, но с мамой или папой, обычные домашние дела вроде приготовления пельменей или пришивания пуговиц — вот все, что ему надо.

Если даже вы планируете какие-то особые развлечения — походы в гости, в луна-парк, на «птичий» рынок, — позаботьтесь о том, чтобы у ребенка в течение дня было достаточно «тихого» времени (не считая дневного сна): покатать свою машинку, полистать старую книжку, просто посмотреть в окно.

 

ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ ИЛИ БЛИСТАТЕЛЬНОЕ ФУЭТЕ?

«В группе у нашей Иришки все куда-то записаны. Кто посещает уроки музыки, кто — танцев, кто ходит на фигурное катание или гимнастику, но  она никуда не хочет. Мы боимся, что она пропустит это «время великих возможностей». Следует ли нам проявить настойчивость и самим выбрать для нее какое-нибудь занятие?»


Очень трудно решить, когда необходимо подтолкнуть ребенка, когда попридержать. С одной стороны, нас беспокоит, что наш ребенок отстанет от других, если мы не будем достаточно настойчивы. С другой стороны, есть риск, что наша настойчивость только усилит сопротивление ребенка и сделает его, так сказать, «хроническим».

Прежде чем принять решение, задумайтесь о том, что собой представляет ваш малыш и что ему может быть нужно. Проявляет ли он хоть малейший интерес к тем занятиям, к которым вы хотели бы его привлечь? Нравятся ли ему те сверстники, которые посещают эти занятия? И у кого, собственно, проблема: у вас или у ребенка? Дети часто относятся с опаской к любым новым занятиям, особенно к тем, где им придется конкурировать со сверстниками или хотя бы выдерживать сравнение с другими детьми. Мы можем помочь им снять избыточное напряжение, если предоставим возможность, так сказать, попробовать ногой воду, прежде чем нырнуть.

Если ваша дочь вообще не любительница делать что-либо «за компанию» и предпочитает одна танцевать дома под музыку «Щелкунчика», оставьте ее в покое. Возможно, в следующем году она сама объявит о своем желании брать уроки танцев. А может быть, не объявит и будет жить долго и счастливо без этих уроков. Многие дети просто устают в детском саду от общества сверстников и предпочитают в свободное время побыть одни или в кругу семьи. Дайте им эту возможность. Душевное равновесие, крепкая нервная система — более ценный капитал в жизни, чем хорошая растяжка и любые фуэте.

 

СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ...

«Наш Тошка просто фанатик спорта. Ему скоро восемь, и он хочет заниматься всем сразу: плаванием, дзюдо, горными лыжами, футболом. Нас беспокоит, что он может переутомиться и подорвать свое здоровье, не говоря уж о том, что у него не останется сил ни на что другое. Какие нагрузки можно считать безвредными для этого возраста?»


Между шестью и восьмью годами мальчики и девочки начинают стремиться к спортивным достижениям и гордиться ими. К этому времени у них развивается способность самоконтроля, хорошая координация движений и умение следовать определенным правилам. Они начинают получать удовольствие от игровых и командных видов спорта.

Большинство детей  довольствуются обычными подвижными играми во дворе. Если же ребенок такой возможности почему-либо не имеет, энергичному ребенку действительно может захотеться посещать десять секций сразу.

Здесь, однако, от родителей требуется благоразумие. Очевидно, что есть такие желания, которые нужно только приветствовать. Каждому полезно научиться плавать, и даже хорошо плавать. Какой-то из видов борьбы для мальчика тоже будет нелишним. Вот только не обязательно делать все сразу. Вы можете договориться с ребенком, что он, например, начнет ходить сначала на плавание. А если через год он добьется таких-то и таких-то результатов (посоветуйтесь с тренером), то вы ему разрешите посещать дзюдо... и т.д. Если даже, увлекшись новым, он забросит старое, то по крайней мере будет необидно, так как необходимый минимум умений он уже освоит.

Если же каким-то видом спорта ребенок занимается серьезно — положим, ходит на тренировки три раза в неделю, — этого более чем достаточно для растущего организма. В таком случае с другими «организованными» занятиями лучше повременить. Врачи настойчиво предостерегают от чрезмерных нагрузок на детей, кости которых еще не окрепли. Если ваш ребенок очень азартен и всегда хочет быть первым, его тем более надо ограничивать. Именно у таких детей риск травматизма наиболее высок. Это не значит, конечно, что в свободные дни ему нельзя погонять мяч или шайбу во дворе.

Занятия спортом связаны не только с физическими, но и психологическими стрессами. Ведь это всегда состязание. Подумайте, не подпитывается ли энтузиазм вашего сына кем-то из членов семьи. Быть может, достижения, о которых он мечтает, — это лишь способ угодить вам, привлечь ваше внимание. Умеет ли он ладить со сверстниками? Некоторые дети, не умея найти свое место в коллективе, пытаются компенсировать это победами на каком-то ином поприще. Иногда — не вместо спорта, а в дополнение к нему — бывает полезно поупражняться в каких-то социальных умениях и навыках.

Бывает, что ребенок фанатически увлечен спортом в ущерб всему остальному. Тогда запреты и ограничения, как правило, не приносят пользы. Напротив, можно использовать его страсть с умом. Если он не любит читать, возможно, для книг о спорте и спортсменах он сделает исключение. И математику можно связать со спортом, если приложить немного фантазии, а уж историю и географию подавно. Только не ленитесь — и вы прекрасно можете выровнять «крен» вашего ребенка.

 

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ

«Нашей дочери девять, и когда она приходит из школы, то сразу усаживается перед телевизором, что бы ни показывали, вместо того чтобы сначала сделать уроки. Как нам бороться с этой бессмысленной тратой времени?»


Не забывайте, что занятия в школе — это работа. Как любая работа, она поглощает много сил. Так что когда девочка приходит домой из школы, ей нужно немного расслабиться. Телевизор — это возможность отвлечься, переключить внимание, это одно из самых пассивных и расслабляющих занятий. Если же вам удастся поставить дело так, чтобы ребенок смотрел какие-то полезные, развивающие программы, то это уже не будет пустой тратой времени.

Но чем больше времени вы разрешаете ребенку проводить у телевизора, тем меньше его останется на чтение, общение с друзьями, спорт, прогулки, какие-то творческие занятия. Два часа в день еще не трагедия, особенно если вы контролируете, что именно ребенок смотрит, но два часа каждый день уже многовато.

Однако некоторые дети так «засматриваются», что их приходится отрывать от «ящика» буквально силой, иначе они просидят перед ним до ночи. Это уже серьезная проблема, поскольку здесь проявляются определенные свойства характера ребенка. Многие семи-, восьми- и даже девятилетние дети еще не готовы делать уроки без присмотра в своей комнате. Возможно, вы сможете совмещать присмотр с приготовлением обеда и другими делами, если посадите ребенка делать уроки в кухне. Некоторые родители находят полезным разделить домашнее задание на две части, одну из которых ребенок выполнит до, а другую после прогулки. Иным же детям достаточно каждые полчаса вставать из-за стола и минут пять попрыгать под музыку.

Задача родителей — научить ребенка поддерживать баланс между обязанностями и удовольствиями. Склонность излишне расслабляться может помешать ему реализовать свой потенциал. Культ труда и усилий в ущерб удовольствию может лишить таланта радоваться жизни. Наша забота — помочь ребенку найти и поддерживать этот баланс. 

Научиться принимать решения и прокачать харизму: зачем ребенку актерские навыкиЧитать статью
Лечение близорукости у детейЧитать статью
Отличный учебник по английскому языку 6 класса от издательства «Просвещение» Читать статью
Песочное царство-государствоЧитать статью
Грузинское застолье с доставкойЧитать статью
Букет для бабушкиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.