Женственность и
мужественность в детях необходимо воспитывать. И начинать такое воспитание
важно как можно раньше, уже с дошкольного возраста. Ведь от того насколько
хорошо мальчики и девочки усвоят мужские и женские нормы поведения в обществе, в
дальнейшем будет зависеть их способность создавать крепкие семьи. Функцию
полоролевого воспитания ребенка должны взять на себя родители в семье и воспитатели
в дошкольных учреждениях.
Важно
сформировать у детей-дошкольников идеалы семейных отношений и начальные
представления о мужественности и женственности, а так же
социально одобряемые половые роли, соответствующие их возрасту. Необходимо помочь малышам реализовать эти
представления, как в воображаемых ситуациях, так и в реальном общении с
окружающими людьми разного пола, в том числе и со сверстниками. Не менее важно
помочь преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками, возникающую из-за
различия игровых интересов. Общение детей в совместной трудовой деятельности,
построенное по принципу «взаимодополнения», поможет будущим мужчинам и женщинам
хорошо понимать друг друга, распределять обязанности и действовать сообща в их
будущих семьях.
Для начала
разберемся, что такое мужественность и женственность? К сожалению, оба эти
понятия не очень четкие. Кроме того, разные народы включают в их понимание
несколько различное содержание. Мужские и женские качества сформировались
исторически и тесно связаны с той деятельностью, которую испокон веков вели
мужчина и женщина: мужчина — муж
обеспечивал семью, а женщина — жена и мать, воспитывала детей и
поддерживала семейный быт.
Мужественность
подразумевает под собой смелость, решительность, сдержанность в проявлении
эмоций, внимательное и чуткое отношение к женщине.
Женственность
включает в себя такие качества как: мягкость, терпимость, чуткость и т.п. Не
обладая этими качествами, женщина не сможет воспитать их в детях.
Группой
отечественных психологов под руководством Т.А. Репиной были разработаны педагогические методики в рамках полоролевого
воспитания детей. В качестве основных методов использовались чтение, специально
подобранной литературы, с дальнейшим обсуждением прочтенного материала с детьми
и ролевая игра, скорректированная и направленная взрослым.
Чтение и этические беседы
При выборе
литературы важно, чтобы она была доступна для восприятия ребенком (подобрана в
соответствии с возрастом), была эмоционально интересна и имела динамичный сюжет
с яркими эпизодами, который маленький
человечек мог бы в дальнейшем перенести в игру. Немаловажно и наличие образных
и эмоциональных описаний героев сказок и рассказов.
Слушая рассказы
и сказки, обсуждая с родителями и педагогами поступки главных героев, дети
ставят себя на их место, сопереживают им. Данная литература поможет создать у
малышей определенный эмоциональный настрой. В формировании представлений о
мужественности и женственности, о ценности семьи и особенности семейных ролей
важную роль играет процесс переживания этих представлений и чувства личной
сопричастности.
Ролевые игры
Многие известные
психологи и педагоги признают исключительное значение ролевой игры и особенно
ее воздействия на эмоциональную сферу ребенка, на его чувства. В процессе
ролевой игры, ребенок подражает поведению модели (отцу, матери, спасателю, продавщицы),
соответствующей его полу.
Здесь следует
обратить внимание на героические игры для мальчиков: военные игры и игры в
отважных спасателей. Однако для того, чтобы военные игры не сводились к простой
«беготне с оружием» необходимо разъяснять детям их функции в игре, делать
акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают Родину, оберегают тех,
кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей. Для девочек будут
полезны игры семейно-бытовой тематики. Художественная литература, прочтенная детям ранее, может лечь в основу
сюжета игры. Тут мы говорим не о театральной постановке сказки или рассказа,
для нас важно предоставить детям в таких играх творческую инициативу, чаще
всего они сами придумывают продолжение сюжетной линии, вводят новых героев.
Психологический климат
Важную роль в
полоролевом воспитании ребенка играет психологический климат в семье. Очень
важно, чтобы родители внимательно, уважительно и чутко относились друг к другу.
Скандалы и ссоры отрицательно влияют на ребенка не только в плане развития его
психологического пола, переживание родительских конфликтов для ребенка может
обернуться эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, тревожностью и
замкнутостью.
Замечательно,
если дети наблюдают в семье «взаимозаменяемое» распределении домашних
обязанностей между всеми членами семьи. В совместной деятельности мам и
дочерей, пап и сыновей развиваются навыки рукоделия у девочек и умение
мастерить у мальчиков. Для девочек также будет
полезно помогать маме по дому. В свою очередь папы вместе с сыновьями должны
внимательно относиться к женщине, маме, уважать и заботиться о ней, помогать
ей.
И помните, дети —
это зеркало, в котором они отражают поведение и реакции своих родителей, т.е.
нас с вами.