Поиск

Привязанность в жизни ребенка

23/12/2019
1493

Отношения между родителями и детьми

Наблюдая за молодыми мамами и их малышами, очень часто вижу одну и ту же картину; мамы стали меньше уделять важному аспекту в развитии психики ребенка – совместному искреннему эмоциональному контакту и взаимодействию. Зачастую можно увидеть ребенка в возрасте до 3 – х лет, который держит в руках телефон или планшет и может самостоятельно найти в интернете мультики или простые игры, которые заботливые родители предусмотрительно закачивают в планшет. Они выражают гордость от того, что их малыш активно осваивает гаджет и очень сообразителен, несмотря на то, что он еще не говорит.

В начале 90 –х годах двадцатого столетия, страна переживала достаточно тяжелые времена, люди чувствовали незащищенность, безработица носила массовый характер, закрывались заводы и фабрики, в магазинах не было продовольствий в достаточном количестве. Старшему поколению приходилось выживать и зарабатывать деньги, чтобы прокормить своих детей. Такие события не обошли многих семей стороной. Дети 90 –х привыкли, что родители в нестабильном социуме пытаются выжить и были предоставлены сами себе, родителям того времени было важно прокормить и одеть их, на разного рода переживаний своих детей в виде чувства одиночества, покинутости им было некогда обращать внимание, а иногда и просто не было душевных сил.

Те отношения, которые сформировались с нашими родителями так или иначе передаются нашим детям.

Дети, чьи родители не уделяли должного внимания, кроме того, что бы их ребенок был сыт и одет, со своими детьми будут выстраивать примерно такие же отношения. Многие из молодых родителей сетуют, что с ними в их детстве кроме друзей во дворе никто не играл, они сами себя занимали разного рода деятельностью, кто-то уходил в неблагополучные компании сверстников, чтобы там быть «принятыми» и справляться с чувством одиночества через разного рода суррогат. Росло число молодых людей, употребляющих наркотические вещества, родители отчаянно пытались спасти своих детей от чумы двадцатого и двадцать первого века.

Сегодня растет число детей, имеющие особые потребности в здоровье и обучении. Те дети, которые требуют к себе особого внимания и особого ухода. Современные мамы, сталкиваясь с такого рода стрессом порой не знают, как себя вести с таким ребенком. Растет число недоношенных малышей, которые в раннем младенческом возрасте перенесли разного рода медицинских вмешательств. При отсутствии необходимых знаний и навыков современному родителю становится все труднее взаимодействовать с собственным чадом, плюс его внутренние переживания и чувства одиночества, вины и стыда за то, что он не может быть идеальным родителем для своих детей.

В помощь родителям открываются консультационные центры и службы ранней помощи при детских садах и больницах.

Работая в консультационном центре одним из направлений работы психолога является консультативно – методическая помощь родителям детей раннего возраста. Родители обращаются к психологу с разными запросами, их волнует «правильно» ли их ребенок развивается, беспокоят проблемы с адаптацией в детских садах, волнуют проблемы с поведением и бытовые трудности.

Предлагая родителям свою помощь и расширяя их представления об особенностях психологического развития ребенка, мы снижаем родительскую тревогу, даем почувствовать родителям себя более уверенными в воспитании их детей, чтов свою очередь оказывает влияние на общее эмоциональное настроение между родителем и ребенком.

Ранний возраст считается одним из важных периодов в жизни ребенка. Этот период является сензитивным для развития всех высших психических функций и эмоционально – волевой сферы.

Важно помочь родителям, имеющие трудности во взаимодействии с детьми в этом возрасте осознать их важную роль в развитии их малыша.

Поведение близкого взрослого для ребенка раннего возраста играет большую роль в его будущей жизни, от того как складывались отношения между этим значимым взрослым, (зачастую это мать ребенка) и малышом будет зависеть будущие отношения с миром и другими людьми.

С появлением на свет ребенка природой заложено свойство, которое должно обеспечивать выживаемость малыша в этом мире. Известно, что человеческий младенец является самым беззащитным из всех видов млекопитающих. Залог выживаемости обеспечивается за счет формирования связи между человеческим детёнышем и тем, кто будет о нем заботиться и поможет ему выжить в новых условиях. Этот человек должен взять полностью на себя функцию по уходу и заботе о малыше. Между этими двумя лицами формируется невидимая эмоциональная связь – так называемая привязанность, которая на первых порах жизни ребенка является залогом выживаемости.

Младенец при рождении имеет врожденные рефлексы и импульсы, его плач привлекает внимание взрослых и сигнализирует о том, что ребенку некомфортно и он нуждается во взрослом для ощущения базовой и основной потребности – чувстве безопасности. И от того как выстроены отношения с ранних лет будет зависеть и дальнейшая жизнь взрослого человека, его способность поддерживать отношения с миром и другими и будет ли он счастлив в них.

Основатель теории привязанности английский психиатр, психолог Джон Боулби, который работал с детьми, живущими в сиротских приютах. Именно Боулби впервые осознал и сформулировал, что быть рядом со своим взрослым – отдельная и очень значимая потребность маленького ребенка, и в разлуке он страдает, даже если сыт, одет и находится в безопасности.

Исследователи Рудольф Шэффер и Пегги Эмерсон в своём продольном исследовании проанализировали привязанность по мере того, как её формируют дети. Они наблюдали за 60 младенцами в течение первого года их жизни — каждые четыре недели, — а затем ещё раз проводили эксперимент в возрасте 18 месяцев. Основываясь на своих наблюдениях, Шэффер и Эмерсон выделили четыре отдельные фазы привязанности:

Предварительная стадия. От рождения до трёх месяцев младенцы не проявляют особой привязанности к кому-либо из тех, кто о них заботится. Сигналы младенца — плач и беспокойное поведение, — естественно, привлекают внимание взрослого, а положительная реакция ребёнка на заботу заставляет его оставаться с ним и дальше.

Стадия недифференцированной привязанности. До семи месяцев младенцы выказывают предпочтение первичному и вторичному опекунам. Во время этой фазы у них начинает развиваться чувство доверия, осознание того, что взрослый будет реагировать на их потребности. Несмотря на то, что они все ещё принимают уход от других людей, по мере приближения к семимесячному возрасту малыши начинают гораздо лучше различать знакомых и незнакомых людей. Наиболее положительно при этом они реагируют на первичного опекуна.

Стадия дифференцированной привязанности. Начиная примерно с семи и до одиннадцати месяцев, младенцы проявляют сильную привязанность к одной конкретной личности. Они будут протестовать, если их разлучить с особым опекуном (страх сепарации), и начнут беспокоиться, если вокруг них будет много незнакомцев.

Стадия множественной привязанности. Примерно через девять месяцев после рождения дети начинают образовывать прочные эмоциональные связи с другими опекунами — уже за пределами первичной привязанности: отцом, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.

Теорию привязанности Боулби продолжила развивать в своём исследовании в 1970-х годах его ученица психолог Мэри Эйнсворт. Она значительно расширила положения оригинальной теории.

Её новаторское исследование «Странная ситуация» выявило серьёзное влияние привязанности на поведение. В ходе исследования ученые наблюдали детьми в возрасте от 12 до 18 месяцев, фиксируя их реакцию на ситуацию, в которой они ненадолго оставались одни, а затем воссоединились со своими матерями.
Основываясь на наблюдаемой исследователями реакции, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности:надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий.

Позже, в 1986 году, исследователи Мейн и Соломон на основе результатов собственных экспериментов добавили четвёртый стиль привязанности, назвав его дезорганизованной привязанностью. Ряд проведённых позже исследований подтвердили идею о стилях привязанности, предложенную Эйнсворт, и показали, что от стиля привязанности во многом зависит поведение человека в дальнейшей, взрослой жизни.


Характеристики стилей привязанности

Надёжный стиль привязанности

Надёжную привязанность отличает стрессовое состояние, возникающее у ребёнка, когда воспитывающий его взрослый его покидает, и радость от того, что он вернулся. Важно помнить, что такие дети чувствуют себя в безопасности и могут полагаться на взрослых. Когда взрослый уходит, ребёнок может быть расстроен, но как только родитель или попечитель возвращается, малыш чувствует себя уверенно.
Испугавшись, дети с надёжным стилем привязанности будут искать утешение как раз у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.

Тревожно-амбивалентный стиль привязанности

Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности обычно очень огорчаются, когда их оставляют родители. Это стиль привязанности встречается сравнительно редко, им обладают лишь около 7-15% детей (по данным американских исследователей). Многочисленные исследования показали, что амбивалентный (т.е. двойственный по своей природе) стиль является результатом плохой материнской поддержки. Эти дети не могут положиться на своих матерей (или опекунов), поскольку они не уверены, что взрослые будут рядом, когда в них нуждаются

Избегающий стиль привязанности

Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, стараются избегать родителей или опекунов. Такие дети не оказали бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомым человеком, если бы им предложили такой выбор. Исследования показали, что этот стиль привязанности может быть результатом оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которых наказывают за то, что они полагаются на взрослого, впоследствии перестают обращаться к ним за помощью в будущем.

Дезорганизованный стиль привязанности

Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто демонстрируют запутанное сочетание моделей поведения и могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Такие дети могут как избегать взрослых, так и противостоять им. Некоторые исследователи считают, что отсутствие четкого стиля привязанности, скорее всего, связано с недопустимым поведением родителей. В таких случаях родители могут служить как источником комфорта, так и источником страха, что приводит к выработке неорганизованного поведения.


Существуют несколько факторов, которые оказывают влияние на формирование привязанности

Во-первых, это сама возможность для привязанности. Дети, о которых некому заботиться, такие как воспитанники детских домов, например, могут не сформировать чувство доверия, необходимое для образования привязанности.

Во-вторых, качество ухода — жизненно важный фактор. Когда воспитатели быстро и последовательно реагируют на потребности детей, дети понимают, что они могут положиться на людей, которые несут ответственность за заботу о них — а это является важнейшей основой для формирования привязанности.

Есть категории родителей, имеющих затруднения в определении и дифференцировании собственных эмоций в отношении своих детей. Повседневное общение с ребенком насыщенно достаточно широким спектром эмоциональных переживаний - от позитивных, до амбивалентных и негативных.

Иногда симптомы ребенка могут носить психосоматический характер, как результат взаимозависимых отношений между матерью и ребенком.

Если мать находится в беспокойстве и тревоге, которую явно не осознает или пытается блокировать в себе, но на поведении это выражается, при общении с ребенком, который будет чувствовать этот фон беспокойства и выдавать соответствующую обратную реакцию в виде симптомов или поведенческих реакций, которые в свою очередь влияют на сосредоточенной на ребенке матери и повышает ее тревогу, тем, самым мы получаем эффект «замкнутого круга».

Эмоциональная связь проявляется в том, что ребенок понимает родителей, как правило, маму, которая проявляет привязанность, достижение и обеспечение близости, особенно в условиях стресса. В прошлом считалось, что привязанность развивается сразу после рождения и контакта с матерью, но многочисленные исследования показали, что это не так. Привязанность ребенка находится под сильным влиянием родителей, отзывчивости к потребностям детей и обязательство влияет на темперамент ребенка.

Согласно периодизации и жизненного цикла семьи при рождении ребенка семья испытывает нормативный кризис рождения ребенка, родители должны принять на себя роль родителей этого ребенка и взять ответственность за него на себя.

С рождением «особого ребенка» семья переживает дополнительный стресс. Родители вынуждены столкнуться с дополнительными проблемами и их эмоциональное состояние не всегда носит устойчивый характер, часто мы сталкиваемся с избыточной тревогой за своего ребенка, стыдом, виной, гневом, которые влияют на становление той самой надежной привязанности между ребенком и его близким взрослым (матерью).

Взаимосвязь между видом привязанности ребенка и стилем родительского поведения и репрезентациями привязанности.

Паттерны привязанности передаются от родительского поколения к поколению детей. В ходе исследования было доказано, что в 70 % случаев, существует соответствие между репрезентацией привязанности родителей и типом привязанности их детей.

Ментальная и эмоциональная структура родителей – их репрезентация в отношении привязанности – оказывает существенное влияние на качество привязанности их детей.

Рождение недоношенного маленького ребенка для многих родителей может стать травматическим опытом. Формирование надежной привязанности ребенка – это защитный фактор, который делает ребенка более выносливым и способным лучше справляться с новыми нагрузками и стрессорами, а также не дает ему заболеть психически.

Лонгитюдные исследования других исследователей привязанности позволяют сделать вывод, что важные события в жизни семьи, такие как: развод, переезд, болезнь и смерть одного из родителей, могут трансформировать качество привязанности из надежной ( какой она была не первом году жизни) в ненадежную.

Например, у подростков, у которых ранее в возрасте 1 года, изначально было диагностирована надежная привязанность, при повторном обследовании чаще обнаруживали репрезентацию ненадежной привязанности, если они пережили развод родителей.


Чрезмерность в проявлениях привязанности или патологическая привязанность

- цепляние – дети эмоционально успокаиваются и бывают уравновешенными только в абсолютной близости к значимому взрослому. В незнакомой обстановке, новой ситуациях и на чужих людей они реагируют более боязливо и тревожно, чем можно было ожидать в данных обстоятельствах. Они ищут телесной близости к значимому взрослому, просясь «на ручки» даже в более взрослом возрасте. При этом они полностью отказываются от того, чтобы исследовать свое окружение и приближаться к новой интересной игрушке. Даже на руках у мамы, они все еще выглядят боязливо – напряженными и недоверчивыми.

На расставание с мамой они реагируют чрезмерным эмоциональным стрессом: плачут, буйствуют, паникуют и становятся безутешным. Даже на непродолжительное расставание они реагируют бурным сопротивлением, цепляются в мать или отца, значимый взрослый со своей стороны, сам избегает расставания, зная по опыту какой будет реакция ребенка.

Как правило, такое нарушение привязанности наблюдается у детей, матери которых страдают, например, тревожным расстройством с сильнейшим страхом потерь. Их дети должны быть для них надежной эмоциональной опорой, чтобы таким образом, они сами могли психически стабилизироваться.

Чрезмерно цепляние похоже на поведение детей с паттерном амбивалентной привязанности, но описанная картина нарушений характеризуется крайними поведенческими реакциями ребенка, каких не бывает у детей с амбивалентным поведением.


Агрессивность в проявлении привязанности

Дети с таким расстройством предпочитают строить свои отношения привязанности на основе физической и или вербальной агрессии. Они таким образом выражают свое однозначное желание близости человеку. Семейный климат отличается агрессивными формами поведения членов семьи. Причем речь идет необязательно о физической силе в семье, это могут быть проявления вербальной формы агрессии. На семейных сеансах как правило, члены семьи отрицают данный факт, психолог сталкивается с высокой степенью агрессивного напряжения, которые семья отрицает.

Боулби указывал на то, что отказ в удовлетворении первичной потребности ребенка в привязанности, которая обычно выражается в поисках близости, вызывает у него агрессию. Страх, что привязанность не возникнет или что привязанность будет потеряна, неудовлетворенное желание в близости приводит к массированной активации поведения вплоть до борьбы за привязанность. Исходя из прошлого опыта общения с человеком, к которому он испытывает привязанность, и ожидая отказа, ребенок выражает в привязанности в основном агрессивно и воинственно.


Инверсия, парентификация – когда значимый взрослый и ребенок меняются местами

Ребенок предстает чрезмерно заботливым по отношению к значимым взрослым, к которым он испытывает привязанность и берет ответственность за него. Тем самым ограничивая собственное изучение окружающего мира или с готовностью отказываться от него в любое время, когда человек, к которому он испытывает чувство привязанности сигнализирует, что ему нужна помощь и поддержка. В незнакомом месте ребенок пытается оставаться вблизи своего взрослого. При этом он проявляет к нему заботу и внимание. Такие дети бояться потерять взрослого, например, при грозящем разводе, угрозах одного из родителей покончить с собой.

Такие дети напоминают детей с надежной привязанностью. Различие в том, что при надежной привязанности интенсивность и интерактивность во взаимодействии проявляет больше родитель, что приводит к позитивному развитию ребенка, способствующего исследованию окружающего мира.


Привязанность с болезненным влечением

Если ранний опыт депривации или нечуткий уход за ребенком вызвал у младенца сильный стресс, могут выработаться формы поведения, напоминающую манию, вплоть до поведенческих нарушений.

Когда близкий отвечает на сигналы ребенка, выражающие в близости и телесном контакте и безопасности, взрослый реагирует весьма недифференцированно – предлагает еду. «Чрезмерное кормление». Ребенок быстро получает подкрепление в виде уменьшения стресса, но его первоначальная потребность так и не была удовлетворена. Поэтому он снова будет подавать сигналы требовательно и капризно, но при известных условиях ему снова предложат пищу. Так он будет набирать вес и очень быстро выработает структуру пищевой зависимости.

Зависимое поведение с годами может направляться и на другие объекты, которые на короткое время уменьшают стресс: такие как игромания, трудоголизм, зависимые отношения, пищевая, алкогольная, наркотическая зависимости. Суррогат в виде болезненной страсти, заменяющего чуткого человека, к которому можно было бы привязаться, и который бы регулировал напряжение системы привязанности. Человек вырабатывает патологическую привязанность к веществу, от которого становится зависимым, как к суррогату реального человека, с которым у него могли бы быть тесные отношения привязанности.

Понимая, как сформирована привязанность, какие эмоциональные реакции проживают родители маленьких детей, мы можем в совершенно привычных моментах общения родителей с детьми буквально увидеть и услышать, как это происходит день за днем. Мы можем помочь родителям перенаправить свое внимание в нужное русло и за ярлыками вроде «капризы», «избалованность», «агрессия», «вредный характер», «лень и упрямство» суть происходящего – реакцию ребенка на угрозу привязанности. И понять, чем им можно помочь, чтобы ребенок рос и развивался, а родителям было спокойно за своего малыша и они смогли ему дарить свою любовь.


Материал подготовлен Кругловой Т.А., педагогом-психологом МБДОУ детский сад № 16 «Пчелка»


Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.