Поиск

Развитие внимания у детей

23/10/2010
ШАЛЯПИНА Ирина
1428

Развитие внимания

Развитие внимания в дошкольном возрасте

Непроизвольное внимание часто называют пассивным или вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Другими словами – это внимание, направленное не на то, что мы хотим, а на то, что само бросается в глаза. В онтогенезе этот вид обнаруживается с первых дней появления ребенка на свет. Его физиологической основой является ориентировочный рефлекс – ответная реакция организма на любое изменение окружающей среды. Яркий свет, громкий звук, блестящие, движущиеся предметы заставляют новорожденного замолкать, вздрагивать, поворачивать головку.

Дальнейшие изменения внимания связаны с освоением акта хватания. Первые попытки удержать предмет можно наблюдать уже у трехмесячного малыша, но только к концу первого полугодия ребенку становится под силу доставать его и манипулировать им. Сжимая игрушку в руке, малыш подносит ее к глазам, смотрит, потом тащит в рот или размахивает ею.

Примерно шестью месяцами позже, благодаря интенсивному моторному (двигательному) развитию, ребенок получает возможность исследовать предмет со всех сторон. Умение стоять и ходить стимулирует любознательность, желание открывать новое.

С двух лет, в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка, начинает формироваться произвольное внимание.

Первоначально, следуя указаниям взрослого: «собирать пирамидку надо, нанизывая колечки на стержень по размеру – сначала самое большое, затем чуть поменьше…», малыш направляет свой взгляд на называемый предмет. Затем он сам начинает обозначать словами те предметы, на которые необходимо обратить внимание, и наконец, к 5–6 годам обретает способность концентрироваться на предстоящем действии под влиянием самоинструкции.

Таким образом, произвольное внимание отличается целенаправленностью и требует приложения определенных волевых усилий. Однако, если в процессе деятельность увлекает ребенка, то волевое напряжение сильно уменьшается или вовсе исчезает – внимание становится послепроизвольным. 

 

Задание. Детская «корректурная проба» 

Инструкция:
1)сосчитай все мячики (звездочки, цветочки и т. д),
2) зачеркни все звездочки (дудочки, елочки и т.д.) и под-черкни бабочек (домики, грибочки и т.д.)

Детская

 


Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как сложное психическое явление. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Ее активный рост происходит после третьего года жизни и к шестилетнему возрасту досягает относительно высокого уровня.

Так, если продолжительность игры годовалого ребенка составляет в среднем 14 минут, а трехлетнего – 27, то у шестилеток уже час и даже более.

Степень сосредоточения сознания на объекте – концентрация – наиболее слаба в возрастном периоде до 3–4 лет. Постепенно данное свойство улучшается и к 8–9 годам достигает заметного прогресса, а к 14 доходит до пика своего развития.

К 4-5 годам ребенок овладевает навыками распределения, теперь он может удерживать внимание на двух объектах или действиях. Например, собирать пазлы и при этом слушать советы взрослого, музыку или читаемую вслух сказку.

Если малыш держит в руках игрушку, и ему показали другую, он отпускает первую и тянется за второй. Это говорит о том, что у него пока еще очень узкий объем внимания (1 объект), который к дошкольному возрасту расширится до 2-3 объектов, воспринимаемых сразу достаточно отчетливо.

Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного действия или объекта на другой. Ребенку трудно начинать новое занятие, особенно если оно не вызывает положительных эмоций.

 

Задание. Найди отличия
Инструкция: посмотри внимательно на картинки. Теперь сравни их между собой и найди отличия.

Найди отличия


Нарушения внимания

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста довольно часто диагностируется синдром дефицита внимания (СДВ), в ряде случаев сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ). Среди причин СДВГ специалисты чаще всего называют минимальную мозговую дисфункцию (ММД) – незначительные нарушения созревания отдельных функциональных систем мозга, ответственных за речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности.

Потому, несмотря на нормальное умственное развитие, дети с СДВГ, как правило, плохо учатся, поскольку совершают множество ошибок. Например, при написании и чтении текста пропускают буквы, слова и даже целые предложения.

Помимо невнимательности им свойственна повышенная «отвлекаемость» при любых занятиях, будь то игра или учеба. «Дефицитные» дети не заканчивают начатых дел и вообще избегают заданий, связанных с произвольной концентрацией.

Важно отметить, что хотя ММД и относится к категории нарушений обратимых и нормализуемых по мере созревания мозга, тем не менее, дети с этим диагнозом нуждаются в медицинской, психологической и педагогической помощи, а главное – в спокойном и доброжелательном отношении родителей.

Это значит, что в воспитании гиперактивного ребенка взрослым следует избегать:

  • постановки задач, требующих длительного сосредоточения, напряжения и самоконтроля импульсивности;
  • частой смены указаний без существенного повода;
  • ограничений двигательной активности;
  • наказаний за неумышленные поступки;
  • уничижительных сравнений ребенка с другими детьми;
  • скандалов и ссор в присутствии ребенка – будучи чувствительной и восприимчивой натурой, он «впитывает» все негативные высказывания и принимает их на свой счет.

От уровня развития произвольного внимания во многом зависит успеваемость младшего школьника. Посредством специальных игр и упражнений родители могут значительно повысить качество произвольного внимания у дошкольника и подготовить его к началу школьного обучения.

 

Задание. Лабиринт
Инструкция: помоги улитке пройти по лабиринту и найти
свой домик
Задание Лабиринт
Горизонтальные жалюзи: Идеальное решение для современных интерьеров и особенности индивидуального подбораЧитать статью
Бронхообструктивный синдром и кашель. Найди 10 отличийЧитать статью
Сказание о мудрой и святой княгине ОЛЬГЕЧитать статью
«Скорая помощь» для кормящей мамыЧитать статью
Высокоинформативный метод: УЗИ малого тазаЧитать статью
Отличительные черты итальянской мебели для кухни и ее стилиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.