Многие нарушения в процедуре усыновления
нарушают права детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Так отсутствие
координации и сотрудничества между услугами опеки, Министерством образования,
Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел является основной
причиной произошедших нарушений. В связи с чем, Генпрокуратура Казахстана
привлекла к ответственности 150 должностных лиц за различные нарушения и было
возбуждено 6 уголовных дел.
Более того, прокуратура направила запрос властям
области Южного Казахстана разобраться в случаях ложного диагностирования
болезней у детей-сирот. Из 183 детей, усыновленных иностранцами, у 62 были
диагностированы серьезные заболевания, такие как ДЦП, болезни сердца и другие.
Впоследствии эти результаты были указаны в судебных решениях, касающихся
иностранных усыновлений.
Например, в истории болезни одной девочки,
удочеренной парой из США, упоминались гидроцефалия, анемия, дистрофия из-за
недоедания, рахит и другие заболевания. Но спустя пять месяцев после ее приезда
в США, медицинские тесты показали, что ребенок здоров.
Наиболее важным фактором на протяжении всего
процесса усыновления — от идентификации ребенка, нуждающегося в семье, до
мониторинга помещения ребенка в новый дом - являются первостепенные интересы
ребенка (статья 3 CRC), и это должно быть указано в законе. Принцип
первостепенных интересов требует, чтобы личность ребенка и его обстоятельства
рассматривались судебными и профессиональными органами согласно принципу
прозрачности. Они отвечают за определение первостепенных интересов ребенка и
выяснения осознанного согласия всех участников.
Халатность властей в случаях, указанных выше,
можно рассматривать как государственное пренебрежение, что является «видом
грубого обращения, при котором государство не осуществляет необходимый, соответствующий
возрасту уход, несмотря на финансовую способность это сделать или предложенные
финансовые или другие возможности для осуществления этого».