Поиск

Если хочешь быть здоров

07/10/2008
КУЗЬМИНА Наталия
636

        «Помню военные годы... Сядет мама работать что-нибудь, вязать, шить, латать... А перед нами с сестрой поставит таз со студеной водой, такой, что даже ледышки в ней плавают. Мы сначала жмемся, дрожим. Такая страсть ледяная! А мама нас уговаривает: «Ну, что испугались? Хотя бы один пальчик искупайте! Он же вон какой малютка. Небось, не замерзнете!» «А и правда, один-то можно», – решали мы. Снимали обувку и осторожненько, с опаской обтирали водой из таза один пальчик на ноге. «Ну вот, один искупали, – говорила мама. – А второму-то тоже хочется. Он любопытный!» И мы «купали» второй. «А третий обидится!» – продолжала увещевать нас мама. И мы купали третий, четвертый, пятый... А потом на второй ножке. Доходили и до пяточки. Ну а ручки сами собой в ледяной воде уж купались.
            Вот так, в игре и ласке мама нас закаляла. Она знала, что еще будут холода пуще прежнего, а дров не будет. И одежду теплую станет не достать. А может, готовилась к самому худшему. И нас готовила... Только благодаря этой маминой мудрости миновали нас с сестрой многие болезни, когда, уходя из оккупации, ранней весной пришлось всем поселком переходить на другую сторону реки вброд. По ледяной воде босиком... Почти все наши ровесники, да и взрослые тоже, получили после этого серьезные заболевания с осложнениями на всю жизнь, а мы остались здоровыми».

            Трудно сказать, почему, но как-то не прижилась в массовом сознании нашего общества мысль о пользе закаливания. Сколько ни увещевали нас в свое время врачи и педагоги, сколько ни писали брошюр и статей, сколько ни вешали плакатов на стенах в поликлиниках и детских садах.
            А теперь и подавно родители о закаливании забыли. Все больше пичкают лекарствами и микстурами, колят уколы. Но это уже после того, как малыш заболел. А болеют дети все чаще. Все больше становится таких, которые попадают в группу так называемых «часто болеющих». Но ведь пока никто не отменял правила: «Легче не допустить, чем вылечить». Что мы делаем для того, чтобы не допустить? Правильно. Если идем на прогулку, одеваем дитя во сто одежек. Мало ли, что куртка синтепоновая и рассчитана на сильные морозы! Лишняя кофта не помешает – пар костей не ломит. А то, что с ребенка семь потов сходит за время прогулки, маму не волнует. Потом удивляемся, что простужается от малейшего дуновения ветерка, и чуть на улице похолодает, гулять не отпускаем. Мороженого не разрешаем, купаться тоже, на елку в Новый год не водим, потому что от других детей заразу легко подхватить. О том, чтобы летом малыш босиком по земле, по травке побегал, и вовсе слышать не хотим. Боимся любого микроба.
            В общем, в большинстве своем, выращиваем тепличные растения. А между тем, чтобы оградить ребенка от простудных заболеваний, нужно, напротив, с самого детства приучать его к холоду. Вернее, к смене температур. То есть тренировать терморегуляцию организма. И это – далеко не пустые слова. Впрочем, обо всем по порядку рассказывает доктор медицинских наук, врач-педиатр, ведущий научный сотрудник Научного центра здоровья детей РАМН Маргарита Николаевна КУЗНЕЦОВА. Это, между прочим, она живой и здоровой преодолела войну, оккупацию и ледяную воду темной мартовской реки благодаря своей мудрой и дальновидной маме. И тазику с ледышками.
            О закаливании первым заговорил «научно» еще академик Сперанский в 1910 году. В своей книге он написал, что тренировать сосуды надо начиная с рождения. Например, подержать малыша немного раздетым при очередном пеленании – это самые что ни на есть воздушные ванночки.
            Но Сперанский обосновал пользу закаливания научно, а ведь практиковалось оно на Руси испокон веков, только словом таким не называлось. Все происходило естественным образом и считалось в порядке вещей. Да вот хотя бы вспомнить то, что после бани, распаренные, выскакивали на мороз, вываливались в снегу, ныряли в прорубь. И здоровые все были!
            Похожие методы практиковали и педагоги Никитины. У них в семье было много детей, заниматься по сложным методикам с каждым было некогда. Они просто всей семьей, например, выходили из натопленного дома на снег босиком и раздетые. А когда мать, Татьяна, шла в мороз на улицу снимать пеленки, выносила на руках легко одетого младенца. Буквально на две минуты перемещалась из тепла в холод, а потом заходила обратно. Чем не «тренировка»?
            А в Капотне, например, есть детский сад. Там малыши «организованно» гуляют босиком круглый год. По определенной системе, конечно. Такую инициативу предложили родителям сами педагоги. Сначала желающих были единицы. С родителей брали расписку о том, что они согласны на такие процедуры. Другие увидели, что чужие дети стали болеть гораздо реже, и тоже согласились. И даже мама, у дочки которой был хронический отит, тонзиллит и девочка без конца болела. Через три месяца регулярных прогулок босиком болезни отступили.
            Но это не значит, что всем без исключения родителям нужно начинать окунать детей в снег и выводить их на прогулку исключительно босиком. Такие радикальные методы рекомендованы не для всех и, по крайней мере, не сразу, хоть и вполне имеют право на жизнь при разумном подходе к делу. И все-таки закаливание – это процесс постепенный. Если в коллективе внедряется какая-то новая система закаливания, то сначала она, конечно, проходит апробацию и, если дает видимые результаты, имеет право на существование.
            Очень жаль, что далеко не во всех дошкольных учреждениях практикуют закаливание. А между тем есть очень много интересных и, главное, полезных программ оздоровления через игру. Дело в том, что при закаливании очень важен эмоциональный фон. Ребенок должен выполнять задания и принимать процедуры с удовольствием. Ему надо постоянно делать установку на то, что он здоров, что он не заболеет от холода, а, наоборот, станет еще здоровее и сильней.
            Что может повысить эмоциональный фон? Подвижные игры, веселая ритмичная музыка и, конечно, улыбки и личный пример взрослых. Как это происходит? Поскольку водные процедуры – дело кропотливое и провести их как следует с каждым из 20—25 малышей, входящих в детсадовскую группу, сложно, то для коллективного закаливания больше подходят воздушные ванны. Проводят их обычно после тихого часа. После того как малыши просыпаются, они в течение полутора – двух минут выполняют самые простые упражнения, не выходя из спальни и даже не вставая с кроваток. Разминают кисти рук, делают «массаж» лица, «велосипед» и «ножницы» ногами. Так разгоняется лимфа, застоявшаяся за время сна, «прочищаются» сосудики, капиллярчики. А потом малыши начинают переходить из комнаты в комнату, температура воздуха в которых разная. Изначально контраст составляет 3—5 градусов. Теплее всего в спальне, но сюда дети уже не возвращаются. Прохладнее в игровой, проветренной за время тихого часа. И самая низкая температура – в коридоре. В игровой под музыку малыши выполняют ровные дыхательные упражнения, плавные спонтанные движения, а в коридоре, где температура около 15 градусов, – подвижные, активные упражнения под соответствующую музыку. И все это – в игре, в приподнятом настроении. Так решается сразу несколько задач: дети закаляются, крепнут физически, повышается их настроение, жизненный тонус.
            Еще одна важная задача для дошколят — формирование свода стопы. Не секрет, что плоскостопие, другие нарушения развития ступней в дальнейшем провоцируют многие проблемы со здоровьем. Решить эту задачу можно тоже одновременно с закаливанием. Для этого в группе организуются так называемые игровые дорожки. Например, выкладывается «тропинка» из деревянных брусочков (ребристая поверхность), она сменяется лентой с нашитыми пуговками, дальше идет металлическая горочка, потом ковровое покрытие, потом линолеум, кафель в ванной комнате... Меняется фактура и температура полового покрытия. Малыши ходят по такой дорожке босиком. И стопу формируют, и закаляются. В Риге, например, даже в городских парках специально делают подобные дорожки, чтобы по ним босиком гуляли отдыхающие. Кстати, организовать такое «упражнение» очень легко и дома, и на даче. Дети с удовольствием включаются в игру, особенно когда мамы и папы «играют» вместе с ними.
            А действительно, как можно закаливать ребенка в домашних условиях? Этот вопрос, скорее всего, больше интересует родителей. Как лучше его организовать, когда и с чего начать?
            Для начала нужно сказать пару слов о видах закаливания. Оно бывает, местное и общее. Местное — это когда «температурному воздействию» подвергаются только отдельные части тела: ступни, ладошки, грудь, носоглотка. Общее — когда, например, под холодную струю попадает все тело. Но, кроме водных процедур, бывают еще и воздушные. Кроме того, закаливание делится на традиционное и нетрадиционное. Традиционное подразумевает воздействие на тело в течение всей процедуры водой (или воздухом) одной температуры. Она снижается постепенно от процедуры к процедуре. Нетрадиционные методы – это так называемые контрастные: чередование в течение одной процедуры теплой и холодной воды или воздуха. Последние, кстати, признаны наиболее эффективными, поскольку при них увеличивается интенсивность закаливания.

            С чего начать? .
            Начинать надо аккуратно и постепенно. И лучше всего летом. Причем только тогда, когда малыш здоров: нет простуды, гнойничковых заболеваний, воспаления. Если что-то беспокоит, то сначала необходимо долечиться как следует и только потом приступать к закаливанию.
            Уже на первом году жизни малыша, кроме воздушных ванночек при пеленании, сна на улице, регулярного и частого гуляния, можно проводить водные процедуры. Для этого не надо специального времени и лишних сил. Проводить закаливание можно во время ежедневного вечернего купания.

            Метод №1 .
            Контрастное водное обливание
            Ванночку наполнить водой, температура которой 36,5–36 градусов. А в кувшинчик налить воды 35-градусной. Под рукой у родителей всегда должен быть термометр. И поливать малыша из кувшинчика в то время, когда он сидит в ванночке. Повторять такую процедуру в течение восьми дней, а потом снижать температуру воды в кувшине на один градус. И так постепенно довести разницу воды в ванной и в кувшине до 10–12 градусов.
            Тем же способом можно закалять детей постарше. Только для младшего возраста (1–3 года) разницу температур можно довести до 12–15 градусов. Для дошкольников (3–7 лет) до 18–20.

            Метод №2 .
            Контрастные водные ванны для детей 5—6 лет
            Проводится после зарядки утром или перед сном вечером.
            Изначальная температура воды в ванной 36–38 градусов. В ней ребенок находится в течение 30–40 секунд. Потом температура понижается на 2–3 градуса на 20–25 секунд. Так повторяется два раза. Через 1–1,5 недели разница увеличивается до 4–5 градусов и постепенно, в течение 2–3 месяцев доводится до 19–20 градусов. Удобнее использовать две емкости с водой. Каждая процедура заканчивается холодным обливанием утром и теплым – вечером.

            Метод №3 .
            Традиционное воздушное закаливание
            На начальном этапе закаливания можно принимать воздушные ванны в помещении.
            Начальная температура воздуха в комнате – 22–19 градусов. Постепенно проветриванием она понижается до 18–17 градусов для детей 1–2 лет и до 16–15 градусов для детей 2–3 лет. Время пребывания ребенка в комнате при первых процедурах – 2–5 минут. Каждые 2–3 дня оно увеличивается на 1 минуту и доводится до 10–15 минут. Для детей 4–6 лет начальная температура воздуха в комнате 18–17 градусов. Постепенно она снижается до 13–12 градусов. Время пребывания в «холодной» комнате от начальных пяти минут постепенно увеличивается до 8–10.
            Ежедневно следует «принимать» по две-три воздушных ванны. Тело освобождается от одежды постепенно, начиная с рук и ног. При появлении «гусиной кожи» процедуру надо прекратить, чтобы избежать переохлаждения.
            При том же температурном режиме воздушные ванны можно принимать и на улице. Но время процедуры уменьшается в том случае, если температура воздуха ниже 18 градусов и скорость ветра превышает 5 метров в секунду.

            Метод №4 .
            Местное традиционное закаливание ног
            Ноги (нижняя треть голени) опускают в сосуд с водой. Для детей 2–3 лет температура воды составляет 33 градуса летом и 36 градусов зимой. Для детей 4–6 лет – 32 и 33 градуса соответственно. Процедура длится от 2 до 5 минут. Каждую неделю температура воды снижается и постепенно доводится до 18 градусов и ниже.

            Метод №5 .
            Контрастное обливание ног
            Обливание проводится из двух емкостей попеременно теплой и холодной водой. Изначально температура теплой воды 37–38 градусов, холодной – 31–30 градусов. В течение месяца контраст температур увеличивается до 15–18 градусов. При первых процедурах 3–4-кратная смена воды. В течение месяца доводится до 6–8-кратной смены. Сначала ноги обливаются (или погружаются на 1–2 минуты) в теплую воду, затем сразу в холодную на 10 секунд. Время воздействия холодной водой постепенно увеличивается до 15–20 секунд. После процедуры следует растереть ноги полотенцем до покраснения.
            В чем смысл?
            По сути, закаливание – это тренировка для кровеносных сосудов, которые, кроме других задач, выполняют еще и функцию терморегуляции организма. Химическая терморегуляция происходит за счет способности лимфоцитов и нитрофилов, входящих в состав крови, вырабатывать специальные ферменты, поддерживающие температуру тела. А физическая терморегуляция – это способность самих сосудов сужаться и расширяться в зависимости от температуры внешней среды. Когда при жаре сосуды расширяются, организм отдает тепло вовне и температура тела понижается. При морозе, наоборот, сосуды сужаются и внутреннее тепло сохраняется. Научить сосуды быстро реагировать на смену температур, сделать так, чтобы при любой жаре и любом морозе организм сохранял примерно одну и ту же температуру. Закаленный ребенок перестанет бояться холода и жары, его организм будет сохранять температурный режим, то есть научится терморегуляции. А все простудные болезни и бывают как раз оттого, что человек неадекватно реагирует на «отклонения» в температурном режиме.

            Закаляйся по правилам!
            начинать закаливание лучше летом. Август – крайний срок
            благоприятный эмоциональный фон – одно из непременных условий закаливания
            превратите закаливание в игру
            почаще говорите малышу о том, что он здоров, и никогда, что он «непременно заболеет»
            закаливать нужно постепенно
            нельзя прерывать закаливание, процедуры должны быть ежедневными
            не кутайте ребенка! Если малыш тепло одет, у организма не возникает необходимости в сосудосуживающей реакции. Увеличивается теплоотдача тела во внешнюю среду и без ощущения холода происходит охлаждение
            почаще разрешайте малышу ходить босиком, это – один из лучших способов закалить организм. Для начала ходите в носочках в течение нескольких минут. Со временем можно снять носки и увеличить длительность «прогулок»
            если ребенок заболел, прервите закаливание, а после полного восстановления организма продолжите процедуры с более щадящих температур, чем те, на которых вы остановились после болезни. И помните: заболел малыш не от закаливания.
            во время проведения процедур следите за тем, чтобы организм не переохладился. Признаки переохлаждения – «синюшная кожа», губы, гусиная кожа. Изначальное же побеление кожи, а потом покраснение являются нормальной реакцией организма на холод и не означают переохлаждения.

 

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.