Его стихия – потасовки и шалости. «Все! Моему терпению пришел конец!» – дежурная фраза учителя, который устал от очередной проделки гипердинамического ребенка, превращающегося на уроке и перемене в «источник вечной энергии». Признаки СДВГ налицо.
При признаках синдрома дефицита внимания и гиперактивности специалисты отмечают повышенную физическую, умственную активность, которая создает ребенку определенные проблемы: ему сложно сконцентрироваться, обработать и удержать полученную информацию в памяти. Высокий интерес к синдрому дефицита внимания и гиперактивности стал проявляться в 80-е годы прошлого века.
1. Особенности поведения детей с СДВГ
В основе синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) лежит незрелость психических функций. Симптомы СДВГ проявляются у ребенка после трех лет (иногда раньше) или в начальной школе. Если ребенок без конца носится во дворе и дома, не усидчив, не реагирует на замечания, не следует установленным нормам, то это некий сигнал о том, что ребенок нуждается в наблюдении и коррекции некоторых действий со стороны специалистов.
2. Диагностика и классификация СДВГ (какие виды или формы бывают, как диагностируется)
У гиперактивных детей нарушены функции лобных долей головного мозга, которые отвечают за поведенческое торможение и самоконтроль.
Диагностика синдрома дефицита внимания состоит из следующих этапов:
- осмотр невролога;
- электроэнцефалография, видео-электроэнцефалография, ультразвуковая допплерография;
- метод вызванных потенциалов;
- методы нейропсихологической и патопсихологической диагностики.
В зависимости от клинической диагностики выделяются три варианта синдрома дефицита внимания:
- синдром дефицита внимания с преобладанием невнимательности;
- синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности;
- комбинированный вариант синдрома дефицита внимания.
3. Симптомы СДВГ
Симптомы синдрома дефицита внимания отличаются значительной выраженностью, они постоянны, сочетаются друг с другом. В разные возрастные периоды проявляются неодинаково.
Симптомы синдрома дефицита внимания:
- неспособность сосредотачивать внимание на деталях;
- ошибки из-за невнимательности;
- трудности с концентрацией внимания во время бесед, длительного чтения;
- слабая организация рабочего пространства;
- выражение недовольства, сопротивление в выполнении действий, требующих длительного умственного напряжения;
- забывчивость в повседневных ситуациях;
- незавершенность в выполнении заданий;
- постоянное «движение», частое нарушение правил поведения в общественных местах;
- излишняя болтливость, вмешательство в разговоры, игры, дела;
- частое «вторжение» в личное пространство других, например, пользование чужими вещами.
Временные «нарушения» в поведении детей, имеющие некоторые сходства с синдромом дефицита внимания, не являются основанием для постановки данного диагноза.
4. Причины возникновения
Причиной появления синдрома дефицита внимания является сложное взаимодействие генетических и средовых факторов:
- раннее поражение центральной нервной системы плода в пре- и перинатальный периоды;
- генетическая предрасположенность;
- несбалансированное детское питание;
- негативное влияние факторов внешней среды в виде мышьяка, ртути, кадмия, никеля, свинца.
5. Принципы лечения и коррекции
Если симптомы синдрома дефицита внимания очевидны, признаки сочетаются друг с другом, сохраняются на протяжении полугодия, негативно сказываются на социальной и учебной видах деятельности, рекомендуется проконсультироваться с неврологом, который предложит проведение диагностических мероприятий, а если затем при необходимости назначит лечение.
Лечение пациента с синдромом дефицита внимания должно носить комплексный характер:
- нейропсихологическая коррекция;
- психотерапия;
- методы коррекции поведения;
- лекарственная терапия;
- В процесс лечения вовлекаются не только родители ребенка, но и учителя, остальные члены семьи. Только помощь «всем миром» эффективна в лечении детей с синдромом дефицита внимания.
6. Примеры игр для детей с СДВГ
Проведение коррекционных игр с детьми направлено на развитие самоконтроля, внимания, умения планировать.
Некоторые из них помогут провести время с пользой:
- «На тропе индейцев» (после просмотра фильма об индейцах предложить закрыть глаза, послушать звуки, которые раздаются вокруг, определить их происхождение);
- «Кинопробы» (изобразить какого-то персонажа из кино, мультфильма, при этом остальные ребята будут мешать будущему «артисту»);
- «Все наоборот» (взрослый выполняет какое-либо движение, а ребенок демонстрирует противоположное);
- «Солдат и тряпичная кукла» (предложить изобразить солдата на плацу, а через некоторое время – тряпичную куклу);
- «Молчу – шепчу – кричу» (если взрослый прикладывает палец к губам, участник игры говорит что-то шепотом, руки взрослого положены под голову, как во время сна – следует замолчать, рука поднята – можно кричать).
- Синдром дефицита внимания не приговор. Помощь «всем миром» способна творить чудеса. И если сегодня не получилось, то завтра обязательно будут успехи. Нужно только запастись терпением!