«Хочу, чтобы наши кавалеристские ножки остались смешным воспоминанием», - пишет одна мама. «Хочу, чтобы у дочки ножки были, как у Клаудии Шиффер», - пишет другая, мечтающая вправить Х-образные ножки дочери. Итак, за работу! В этой статье детский врач Сергей Германович Суворов предлагает гимнастику для исправления О-образной деформации ног.
С чем связаны О или Х? Если не рассматривать случаи врожденных аномалий развития и других достаточно редких заболеваний, требующих специальных методов коррекции, то можно выделить две наиболее распространенные причины, способствующие искривлению ножек ребенка. Первую из них многие обнаружат, посмотрев на себя и своих родственников. Правильно, это – наследственные особенности строения скелета.
Второй, столь же актуальный фактор – рахит. При рахите в организме малыша изменяется обмен кальция и фосфора, из-за чего кости становятся более гибкими. Это, в свою очередь, может привести к деформации (изгибу) костей как под тягой мышц, так и «благодаря» излишней ретивости некоторых родителей, пытающихся поскорее поставить малыша на ноги, невзирая на неготовность опорно-двигательного аппарата ребенка к вертикальным нагрузкам.
К счастью, многое можно поправить только не стоит терять время, поскольку форма ног и походка формируются, в основном, в первые три года жизни.
Такие методы лечебного воздействия, как массаж и лечение положением (специальные укладки, коррегирующие положение конечности) требуют индивидуального подхода, поэтому советую обратиться за помощью к компетентным людям. Лечебную гимнастику, как показывает опыт, с успехом могут освоить и сами родители, хотя не думаю, что консультация специалиста будет излишеством.
Постарайтесь превратить занятия с малышом в игру, используйте стишки и сказки, которые он хорошо знает не стесняйтесь делать упражнения вместе с сыном или дочерью – им так интересно подражать вам.
Коррекция О-образной формы ног с помощью гимнастики
1. Ходьба с разведением стоп (пятки вместе, носки врозь). Можно нарисовать на полу или куске старых обоев следы (или вырезать из бумаги) и ходить по ним (рис. 1). Можно ходить по веревочке или палочке.

2. Ходьба в полуприседе («Гуси-гуси, га-га-га!...»).
3. Ходьба на коленях (как «слоники»).
4. Ходьба по желобу (угол между плоскостями примерно 120 градусов, длина желоба – 1-2 метра (рис. 2).

5. Лазанье по шведкой стенке с постановкой стопы вдоль реек.
6. Приседания (стопы разведены в стороны, колени вместе) (рис.3а-3б). Кстати, если ребенок играет, сидя на полу, постарайтесь, чтобы малыш сидел так, как показано на рисунке 3в – колени вместе, стопы разведены в стороны, ягодицы – между стопи.

7. Сидя на стуле:
- отгребание «песка» в стороны (рис. 4а- 4б).
- разведение стоп переступанием с пятки на носок, затем стопы скольжением сводятся вместе («играем на гармошке) (рис. 5а-5б-5в).

8. Лежа на спине:
- тыльное сгибание стоп (рис.6);
- разведение передних отделов стоп, пятки вместе (рис. 7а-7б).
- отведение прямых ног в стороны поочередно и одновременно (рис. 8, 9а-9б).
Выполнение этих упражнений с сопротивлением (с помощью резиновой ленты или бинта) увеличивает их эффективность.
9. Лежа на животе:
- поочередно сгибание ног в коленях до касания пяткой ягодицы; дополнительно родители могут своими руками отвести кнаружи передний отел стопы (рис. 10).
Каждый раз в комплексе надо выполнять часть из перечисленных упражнений, чередуя их длительной занятий вначале не должна превышать 10-15 минут. Лучше понемногу, но несколько раз в день. Нагрузка постепенно увеличивается: ходьба – от 20 до 50 шагов, остальные упражнения повторяются от 4 до 10 раз. Если какое-то из упражнений сразу сделать не получается, не расстраивайтесь: не забывайте периодически показывать это упражнение малышу – и он со временем сообразит, как его выполнить.