Дефекты речи проявляются у детей по-разному. При повторах слов и слогов, протяжном произношении звуков, нарушении темпа и ритма фраз, врачи используют термин логоневроз. В чем причина его возникновения, как лечить, и как вести себя родителям, если ребенок заикается? Рассказывает учитель-логопед, клинический психолог, главный методист сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Данекина Варвара Викторовна.
Главное о логоневрозе
Логоневроз (невротическое заикание) – расстройство плавности и ритма речи, которое характеризуется появлением пауз, запинок, многократным повторением одних и тех же слов, слогов, звуков. Симптомы носят судорожный характер, их интенсивность меняется в зависимости от окружающей обстановки и психологического состояния человека. На темп речи при логоневрозе могут влиять различные внешние факторы: при эмоциональном напряжении или в незнакомой обстановке заикание, как правило, усиливается. Логоневроз – довольно распространенное явление: по статистике оно встречается у 2–3% людей.
Почему появляется
Самое главное, что нужно знать и понимать родителям: заикание, как правило, не связано с органическими нарушениями речевого аппарата. Чаще всего причиной является острая стрессовая ситуация – разовая или хроническая. Но специалисты также не исключают наследственную предрасположенность: риск развития повышается при заикании одного из близких. Кроме того, на появление логоневроза могут влиять:
-
нарушения в работе нервной системы, например, из-за родовой травмы или внутриутробной патологии;
-
эмоциональная лабильность ребенка. Например, частые перепады настроения, тревожность, слезливость, раздражительность и так далее;
-
билингвизм: изучение иностранного языка, когда родной не освоен, страдает звукопроизношение;
-
негативные факторы извне, различные речевые нарушения.
В большинстве случаев логоневроз развивается в детском возрасте – примерно с 2 до 6 лет и, по статистике, мальчики страдают заиканием в 4 раза чаще, чем девочки.
В детском возрасте заикание проявляется в трех формах:
-
Тоническое. У ребенка присутствуют длинные паузы в речи, он делит слово на слоги и растягивает их, как будто нараспев. Во время остановки речи, как правило, можно наблюдать подергивания мышц губ, лица, напоминающие судороги.
-
Клоническое. Яркая особенность – повтор звуков, например, с-с-с-самолет. Такая симптоматика появляются в начале заболевания.
-
Смешанное. Соединяет в себе признаки обеих форм.
К ярким симптомам речевого расстройства можно отнести страх или некую тревогу перед началом диалога. Ребенок может нетипично реагировать на вопросы окружающих – например, на лице появляется гримаса, случается тик и т.д. Это всего лишь непроизвольная попытка помочь себе собраться и преодолеть все сложности во время разговора. Конечно, если вовремя не обратить внимание на проблему, робость, впечатлительность, смущение будут только усиливаться. В дальнейшем неспособность полноценно владеть речью будет вызывать другие неудобства, вплоть до социофобии.
Диагностика и лечение
Прежде чем начать лечение, важно определить причины дефекта. Если невролог не выявляет нарушений в нервной системе, требующих медикаментозного лечения, за дело берутся логопед и нейропсихолог. А если речевому неврозу сопутствовали психогенные факторы, например, наказания, неблагоприятная обстановка в семье, проблемы со сверстниками или отсутствие любви и понимания, потребуется помощь психолога.
Терапевтические шаги при лечении заикания предполагают снижение возбудимости, степени выраженности судорог, развитие самоконтроля. Коррекционная работа с логопедом включает дыхательную и артикуляционную гимнастику, от которой связки становятся более эластичными, а речь – свободной. Положительное влияние оказывает логопедический массаж, который должен проводить квалифицированный и опытный специалист, а также вокальные и ритмические упражнения.
Профилактика и поведение родителей
Речевая система особенно чувствительна к негативным факторам в возрасте 3–5 лет, когда формируются коммуникативные навыки и значительно обогащается словарный запас. Очень важно не создавать благодатную почву для развития речевого невроза: ни форсировать развитие речи, не предъявлять завышенные требования, не перегружать ребенка как физически, так и эмоционально. Если ребенок склонен к повышенной возбудимости, импульсивен, рекомендованы расслабляющие массажи, плавание, дыхательная гимнастика, успокаивающая музыка.
Работа нейропсихолога и логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие. Специалисты нередко замечают, что многие родители неправильно реагируют на проблему: сопротивляются, не принимают, стремятся быстрее избавиться от дефекта. В результате, допускаются очень серьезные ошибки: высокий контроль за выполнением заданий, повторение фраз по несколько раз, тревога, которая передается ребенку. От такой «заботы» дефект, скорее всего, только усугубится. Участие в лечении должно быть адекватным, в комфортной среде, с исключением эмоциональных переживаний и стрессов. Малыша очень важно окружить заботой, поддерживать тактильным контактом и как можно меньше критиковать.