Поиск

Почему происходит рост детей с РАС?

20/11/2023
399
Анастасия Карминова

Когда в развитии ребенка родители видят у него явные поведенческие расстройства и особые отношения с окружающим миром, они испытывают тревогу и хотят получить ответы на многие вопросы. В последнее время все чаще говорят о заметном увеличении количества случаев детей с расстройством аутистического спектра. Действительно ли это так? Чем это можно объяснить? И как оказывать помощь детям и их родителям в случае РАС? Об этом расскажет клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Анастасия Краминова.


Несколько слов о РАС

Дети с РАС не заразны, не больны и не опасны для общества. С этим нарушением рождаются, а не приобретают вследствие чего-то. В современном мире, когда ставят подобный диагноз, подразумевают разные формы аутизма и расстройство аутистического спектра. Поскольку никаких анализов, позволяющих выявить заболевание нет, аутизм ставят, ориентируясь на сочетание групп признаков. К первой группе относятся социальные трудности – общение с другими людьми, наличие речи и диалога, понимание правил и сигналов. Во вторую группу включают такие симптомы, как повторяющиеся движения, какие-то специальные интересы ребенка и необычное восприятие мира (сенсорная информация обрабатывается особенным образом). Иными словами, то, что большинству людей кажется абсолютно естественным, например, шум на дороге или мигающие фары, аутистом будет восприниматься как сильно отвлекающий фактор. Также очень часто для детей с РАС характерно повторение одних и тех же фраз, размахивание руками или раскачивание телом, переживания любого рода изменений в жизни, играх, распорядке дня и т.д.

Какое-то время назад считалось, что при расстройстве аутистического спектра всегда присутствуют интеллектуальные нарушения. Но это абсолютно не так – у большинства детей и взрослых с подобным диагнозом подобных нарушений нет.

«До сих пор в поведенческой и речевой неврологии многое не ясно, - говорит Анастасия Краминова. – Когда поведение ребенка не укладывается под симптомы детского, атипичного аутизма и других его форм, но видно, что есть отхождение когнитивных и речевых навыков, современные специалисты, конечно, могут это выявить. – Но тут важно сказать, что ранний детский аутизм (РДА) и РАС – относятся к психиатрическим заболеваниям, поэтому только психиатр может расставить все точки над i».


Симптомы и диагностика

Как заподозрить отклонения в раннем возрасте? Специалисты уверяют, что уже с 1,5 лет нарушения могут увидеть как родители, так и окружающие. Если у ребенка расстройство аутистического спектра, то он не будет: откликаться на имя, смотреть в глаза, использовать указательные жесты, проявлять интерес к другим детям и окружающим, правильно понимать эмоции (например, искреннюю улыбку может воспринять как угрозу). Также очень часто встречаются истерики, резкие скачки в настроении, определенный порядок действий: только определенная чашка или тарелка, которые стоят в одном месте и вернуть их нужно туда же. Ребенок с РАС также склонен к эхолалии – повтору предложений, вопросов, которые говорят другие люди и стереотипиям – повторяющимся движениям.

Первым делом нужно отправиться к неврологу, чтобы понять, есть ли возрастные нарушения. Не всегда отклонения ведут к диагнозу РАС. Бывает, что у ребенка просто нарушен слух, но обследоваться в любом случае нужно.

Чем объясняется рост случаев РАС?

Частично тем, что раньше любые отклонения от нормы списывали на умственную незрелость или просто говорили – ребенок какой-то странный. Современная диагностика, конечно, не сравнится с тем, что было раньше: теперь есть критерии, по которым можно выявить задержку речевого и психического развития, интеллектуальные и другие эмоционально-волевые нарушения.

«Думаю, что высокие цифры напрямую связаны с повышенной выявляемостью таких расстройств, - говорит Анастасия Краминова. – Еще некоторое время назад родители очень боялись подобного диагноза. Конечно, и сейчас он для большинства несет стресс, нервное напряжение, но все же правильно поставленный диагноз дает понимание, в каком направлении нужно искать помощь. В некоторых странах диагноз «аутизм» дает доступ к различным услугам, например, к программам прикладного поведенческого анализа.

Почему у детей появляется РАС, никто до сих пор сказать не может. На сегодняшний день специалистами описаны только 2-3% мутаций, которые приводят к аутизму. А в 97-98 % случаев ответов нет».


Можно ли помочь?

Очень важно научить ребенка с РАС адаптироваться в окружающем его мире. Родителей, как правило, пугает отсутствие правильной информации – они растеряны и не знают, куда обращаться, как ребенок будет учиться, что его ждет в будущем. В первую очередь, нужно искать проверенную информацию и те места, где оказывают действительно качественные и квалифицированные услуги с доказанной эффективностью. Также важно ориентироваться на возраст ребенка. Если диагноз поставлен достаточно рано, в 1,5-2,5 года, то помощь должна выстраиваться таким образом, чтобы вовлекать малыша в игру, инициировать взаимодействие с другими детьми и взрослыми, на концентрацию внимания. Ближе к школьному возрасту нужно подумать о том, как ребенок будет ощущать себя в компании сверстников, вести диалог, отвечать на вопросы педагогов. Развитию коммуникативных навыков на этом этапе уделяется много внимания. С подростками – другие задачи: это и безопасное поведение, и социальные навыки и саморегуляция. По статистике, к сожалению, дети с РАС часто являются жертвами насмешек и буллинга. При этом сами дети-аутисты из-за неосторожности часто попадают в неприятные ситуации.

«Ориентируясь на приличный опыт работы в коррекции детей с различными нарушениями, можно сказать, что в более чем 80% случаев устойчивая социализация возможна, - говорит Анастасия Краминова. – Задача специалистов не исправить диагноз — это невозможно, а минимизировать отличия между детьми с РАС и без него. Конечно, ребенок все равно будет отличаться – он может быть более застенчивым, эмоциональным, отстраненным, довольно послушным. Но после занятий с различными специалистами, разница будет почти незаметна».

Любые дефициты, нарушения речи, поведения, мышления компенсируются при помощи нейропсихологического воздействия, логопедов-дефектологов. В некоторых случаях требуется привлечение психолога, чтобы ребенку было проще подготовиться к школе и общению. Также, если у малыша наблюдается высокая избирательность в еде, родителям нужно обратиться к гастроэнтерологу. Нужно помогать ребенку в разных направлениях – расширять кругозор, пищевой диапазон, навыки общения, речи и другие важные для счастливой и полноценной жизни функции.


Сливки вместо водыЧитать статью
Самооценка у ребенка: как сформировать позитивное восприятие себяЧитать статью
Идем в зоопарк!Читать статью
Изящные ароматы от самых лучших брендовЧитать статью
Как правильно сочетать цвета в мужском гардеробеЧитать статью
Неоновые вывески для домаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.