Ребенок смотрит мультики или делает уроки за письменным столом, а может, уютно устроившись в кресле, углубился в книжку или что-мастерит в уголке. Понаблюдайте за его позой! Ссутулился, склонился набор? Насторожитесь! Попросите выпрямить спину. С готовностью сделал это, но уже через минуту занял привычное положение? Так повторилось несколько раз. И вы… рассердились: опять не слушается! Однако непослушание тут ни при чем. Ребенок просто не может выполнить вашу просьбу. Похоже, у него первые симптомы заболевания – сколиоза.
Сколиоз – так называется боковое искривление позвоночника. Оно сопровождается нарушениями функций внутренних органов: делается затрудненной работа сердца, страдают дыхательная и нервная системы, хуже начинают работать желудок и кишечник. Неверное положение позвоночного столба, словно петляющая в лесу тропинка, приводит к раннему развитию остеохондроза, а бывает, и к деформации грудной клетки и тазовых костей. Правда, это уже тяжелые случаи, но помнить надо и о них. Позвоночник самым непосредственным образом связан со скелетом, мускульной и нервной системами, и даже малейшие нарушения в нем могут отрицательно сказаться на состоянии всего организма.
Первые признаки сколиоза проявляются, как правило, в 6-8 лет, когда ребенок начинает ходить в школу. Если раньше малыш был свободен в своих движениях, мог, занимаясь игрушками, побегать и попрыгать когда захочется, у школьника нагрузка на позвоночник существенно возрастает: он должен, просто обязан много сидеть.
Тест на сколиоз
Начальные симптомы заболевания настолько характерны, что увидеть их не составит труда. Попросите ребенка раздеться до трусиков (в комнате должно быть тепло) и приступайте к осмотру.
-
Пусть встанет ровно, спиной к вам. Внимательно посмотрите на плечи и нижние углы лопаток – они должны находиться на одном уровне.
Далее мысленно проведите вертикальную прямую от центра затылка до межъягодичной складки. В норме линия позвоночника с ней совпадает, то есть межъягодичная складка не должна отклоняться от отвесной линии. Если спинные мышцы не дают рассмотреть позвоночник как следует, попросите ребенка наклониться вперед, чтобы выступили остистые отростки позвоночника. По их «бегущей цепочке» легче заменить отклонение.
-
Обратите внимание на ребра. Не проявляется ли при наклоне так называемый «реберный горб», когда левая сторона спины выше правой или наоборот? Это тоже признак сколиоза.
-
Поставьте ребенка к себе боком. В норме позвоночный столб имеет природные физиологические изгибы вперед – в шейном и поясничном, назад – в грудном и крестцовом отделах. Похожим по своему назначению на пружину его создала природа, и только такой он правильно выполняет свои функции. Увидели, что спина прямая «как струнка»? Значит, изгибы нарушены и наверняка при этом лопатки значительно отходят друг от друга.
-
О благополучии скажет асимметрия так называемых треугольников талии. Попросите ребенка свободно опустить руки и сравните пространство между руками и боковыми поверхностями туловища. Любое нарушение симметричности свидетельствует о сколиозе.
Вы недоумеваете, откуда взялась напасть
Не все знают, что сколиоз – заболевание наследственное и если оно есть хотя бы у одного из родителей, скорее всего объявится и у ребенка.
Бывает, и очень часто, что негативное влияние на позвоночник оказывает асимметричная нагрузка, возникающая из-за разной длины ног. Дело в том, что в период активного роста у детей они могут расти неравномерно.
Сколиоз развивается и быстро прогрессирует из-за долгого статичного (неподвижного) неправильного положения, которое принимает ребенок. Когда парта или письменный стол не подобраны по росту школьника, таких положений наберется сколько угодно: чтобы сесть поудобнее, ребенок просто вынужден сутулиться или склоняться вбок, как бы «разворачивая» позвоночник.
Нелишне знать (чтобы понять запись сделанную врачом в детской медицинской карте), что сколиоз имеет 4 стадии:
-
I – начальная, когда угол искривления позвоночника составляет 5-10о;
-
II – стадия отчетливый проявлений, когда позвоночник отклонен от нормы на 11-30о;
-
III – стадия, обозначается искривление на 31-60о;
-
IV – стадия, когда угол отклонения составляет более 61о.
Кроме того, специалисты различают сколиоз шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника и комбинированные, когда страдает несколько отделов сразу. Но какой бы диагноз ни поставил врач, не пугайтесь! Главное – он ясен, а чем раньше замечено неладное с позвоночником, тем больше надежды на исправление или по крайней мере существенный прогресс к лучшему.
Если у ребенка обнаружился сколиоз (любой стадии), ему без консультации со специалистом нельзя заниматься в спортивных секциях, потому что слишком интенсивные физические нагрузки могут еще сильнее ослабить позвоночник. Консервативные методы лечения (не только стабилизация, но и исправление, когда уменьшают угол искривления) наиболее эффективны в период активного роста – до 12-14 лет и только на I-II стадиях болезни. Потребуется целый комплекс мероприятий – мануальная терапия, лечебный массаж, ЛФК, а возможно, и коррекция асимметрии ног. На III и IV стадиях сколиоза выраженные деформации, к сожалению, имеют необратимый характер. Мануальная терапия не поможет – требуется лечение у хирурга-ортопеда.
В любом случае не отчаивайтесь – не жалейте времени, будьте терпеливы, когда дело касается детской осанки!
Малыш, распрямись
Эти нехитрые упражнения помогут ребенку выработать правильную осанку и походку, укрепить позвоночник и мышцы спины, и тогда сколиоз ему не будет угрожать.
Очень полезно 8-10 раз в течение дня постоять в так называемой позе напряжения.
Попросите ребенка прислониться спиной к стене, чтобы пятки, ягодицы и лопатки плотно прикасались к ней. Грудная клетка развернута, руки свободно опущены, ноги прямые, голова поднята, взгляд направлен вперед. Живот подтянут, ягодичные мышцы напряжены, между стеной и поясницей нет большого «зазора», то есть прогиба позвоночника вперед. Пусть постоит так 30-40 секунд, дыша спокойно и произвольно, затем расслабится.
Через неделю упражнение усложняется: стоя в позе напряжения, ребенок поворачивает опущенные руки ладонями вперед, тыльной поверхностью кистей касаясь стены (дыхание свободное). В таком положении грудная клетка развернута, выпрямлены спина и лопатки. Через 20-30 секунд пусть расслабится. Затем, сохраняя правильную осанку, отойдет от стены-опоры на 5-15 шагов (дыхание свободное). Положите ему на тетя мешок с песком или книжку – проследить за прямой постановкой головы, шеи, туловища будет легче.
Когда ребенок занимается за столом, каждые 20-25 минут давайте ему возможность размяться. Всего 3-5 минут займут эти несложные действия, зато следующие 20 минут занятий не покажутся утомительными.
-
Поднять руки вверх, сложив кисти в «замок», посмотреть на них, потянуться (повторить 2-4 раза), опустить и, размахивая ими, помаршировать 30-40 секунд.
-
Сделать носом глубокий вдох, надуть щеки и, похлопывая себе по щекам, громко прерывисто выдохнуть (можно и посмеяться) Затем 2-4 раза повернуться всем туловищем из стороны в сторону, а свободно свисающие руки движутся вправо-влево. Потом сделать несколько круговых движений руками и повернуть голову вправо-влево.
-
Повторить 1-е упражнение и 10 раз похлопать ресницами. Укрепить мышечный корсет позвоночника поможет и ежедневный утренник комплекс упражнений, каждое из которых повторяют 3-5 раз.
Лежа на животе
-
Руки потянуть вверх и вперед, прогнуться в грудном поясничном отделах позвоночника, напрягая мышцы спины. Одновременно вытянуть и приподнять прямые ноги, напрягая ягодичные мышцы.
-
Поднести сложенные ладонями руки, к подбородку, выпрямить их и развести в стороны, ладонями вверх. Опустить голову на руки, расслабиться.
-
Пальцы переплетены, ладони на затылке, локти разведены в стороны. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, приподнимая голову и грудь, смотреть прямо перед собой.
Лежа на спине
-
Потянуться, напрягая все мышцы туловища и высоко подняв голову. Расслабиться.
-
Развести руки через стороны вверх, скользя ими по ковру (вдох), опустить их вдоль туловища (выдох).
-
Развести в стороны прямые ноги и затем скрестить их.
-
Делать ногами движения, имитирующие катание на велосипеде.
-
Поочередно или одновременно поднять и опустить прямые ноги.
Правильно ли вы подобрали первокласснику стол и стул для занятий? Имейте в виду: сидеть прям менее утомительно, чем наклонившись – при этом сильно напрягаются мышцы спины и шеи. Ребенок инстинктивно стремится опереться грудью о край стола, а в результате сдавливается грудная клетка, нарушается дыхание и страдает осанка.
Когда мебель подобрана правильно, ребенок сидит прямо, но свободно, не напрягаясь на всем сиденье (не на краю). Ноги должны опираться о пол, спина – на спинку стула, предплечья – на стол. Плечи при правильной посадке находятся на одном уровне и располагаются параллельно крышке стола. Высота сиденья стула над полом равна длине голени ребенка (вместе со стопой). Расстояние между столом и сиденьем позволяет сидящему ребенку свободно (без поднятых или опущенных плеч) класть предплечья на сто.