Детский лепет— это серьезно
16/12/2010
МИХАЙЛИНА Юлия
232

Очень часто родители обращают внимание на недостатки речи ребенка только тогда, когда он начинает готовиться к школе. Увы, они опоздали на целых шесть лет, потому что целенаправленно заниматься этим надо уже с рождения. Любая задержка в становлении речи отрицательно сказывается на общем развитии ребенка: ему труднее познавать окружающий мир, полноценно общаться, а это в свою очередь ухудшает его эмоционально-психическое состояние.

 К сожалению, родители все чаще сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не начинает вовремя говорить или говорит очень плохо для своего возраста. В семьях относятся к этому по-разному: одних волнует то, что годовалый малыш знает лишь несколько слов, другие остаются спокойными, несмотря на то, что трехлетний малыш не может произнести простейшую фразу, а его словарный запас состоит лишь из небольшого количества обиходных выражений. Такие родители, как правило, считают, что рано или поздно он все равно заговорит и догонит своих сверстников.
Нормально развивающийся ребенок произносит первые слова в 8—9 месяцев. Если ему больше 15 месяцев и он не произносит ни одного слова, нужно бить тревогу!


Возможно, вас удивят данные Института дефектологии, но тем не менее недоразвитием речи страдает каждый третий ребенок. Причин тому много. Это и неблагоприятный экологический фактор, и стрессовое состояние родителей, и различные осложнения во время беременности и родов, и «плохая» наследственность, и неграмотность взрослых в вопросах раннего развития малыша. А ведь от того, насколько правильна речь ребенка, зависит, как он будет учиться в школе. И если вовремя не обратить внимания на недостатки речи, они могут принять устойчивый, а иногда и необратимый характер. Но еслипомощь ребенку будет оказана своевременно, эти серьезные проблемы можно  успешно решить. И задача родителей — создать благоприятные условия для развития малыша, начиная с самого раннего возраста.


Маме надо быть внимательнее к своему крохе, если он относится к группе риска (неблагоприятное протекание беременности, асфиксия, родовая травма, длительная желтуха, недоношенность, малый вес ребенка при рождении). Родителям также следует знать об огромном влиянии их эмоционального общения с малышом на становление его речи.
Уже с первых недель жизни малыша необходимо развивать его слух, внимание, двигательные навыки, а для этого — разговаривать и играть с ним. Для крохи очень важно слышать обращенные к нему слова близкого человека, так как развитие речи зависит прежде всего от состояния слуха: малыш сначала прислушивается к звукам, отыскивает взглядом их источник, а затем поворачивает голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, и пытается самостоятельно воспроизводить звуки. Гуление и лепет — это первый опыт речевого общения со взрослым.
Если родители замечают, что четырехмесячный малыш издает только однообразные редкие и тихие звуки, если его гуление и крик недостаточно интонационно выразительны, если малыш не радуется общению со взрослыми — это уже повод для обращения к специалистам.
Правильное кормление, как ни покажется вам странным, тоже влияет на успешное речевое развитие. Если родители дают детям только протертую, мягкую пищу, то мышцы, активно участвующие в произношении звуков, оказываются слабыми, ленивыми. Обязательно включайте в рацион подросшего малыша такие продукты, которые необходимо жевать.
Также обращайте внимание на то, насколько ловок ваш ребенок: чем выше его двигательная активность, тем лучше развивается речь. Особенно тесная взаимосвязь существует между речью и движениями пальцев рук. Поэтому, играя со своим ребенком, учите его загибать и разгибать пальчики, перебирать мелкие предметы, складывать мозаику и т.д.
Частенько главными «воспитателями» в семье становятся телевизор или компьютер. Конечно, в какой-то степени они обеспечивают ребенку новые впечатления, расширяют кругозор, но прежде всего создают дефицит общения. А это одна из главных причин возникновения недостатков речи. К сожалению, сегодня редко кто из родителей читает детям «Курочку Рябу», «Репку», «Колобка», недооценивая народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение в русских народных сказках. Оказывается, несмотря на их простоту, там заложено гораздо больше важных для малыша развивающих моментов, чем в любом самом увлекательном зарубежном мультфильме.
Читайте эти сказки нараспев, рассказывайте их вашему карапузу снова и снова, разыгрывайте их вместе с ним. Постепенно он не только запомнит последовательность событий и уловит логическую связь между ними, но и
научится эмоционально сопереживть героям и впитает мелодику русской речи, ее особенный ритмический рисунок. Не бойтесь — они не надоедят вашему ребенку.
Хочется еще раз подчеркнуть, как важно не упустить время и правильно заниматься с малышом уже в раннем возрасте. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, свидетельствуют, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в
первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток.
Все люди (мы не говорим сейчас о патологических отклонениях) рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на взрослых, которые их воспитывают. У нас принято уделять много внимания вопросам обучения детей старшего дошкольного возраста. Но, как показывают современные исследования, к этому времени развитие клеток головного мозга уже завершено на 70—80%. Не значит ли это, что мы должны направлять свои усилия на развитие малышей более
раннего возраста? Безусловно, обучение малышей — чрезвычайно важная и сложная задача, здесь не может быть готовых формул. К сожалению, родители часто забывают о том, что ребенок легко выучит то, что ему интересно. Общепринятая система обучения, основанная на возрастной традиции, не всегда оправдывает наши ожидания, поэтому все чаще родители отдают предпочтение не массовым детским садам с переполненными группами, а альтернативным, где созданы условия для развития каждого ребенка по индивидуальной программе.
Одно из таких учреждений — детский сад «Солнечный круг», где я работаю. Здесь сложилась столь необходимая для успешной работы атмосфера взаимопонимания между педагогами и родителями. Ведь для того чтобы детский сад стал для малыша не просто уютным и теплым домом, а первым в его жизни по-настоящему образовательным учреждением, нужна особая атмосфера доверия и творчества. Мало быть квалифицированными педагогами, компетентными специалистами, внимательными и грамотными родителями. Необходимо быть единомышленниками. Можно сказать, что у нас сложилась команда, состоящая из знающих свое дело профессионалов и заботящихся о будущем своих детей родителей.

Вам также будет интересно
Шпаргалка для мамы: как эффективно и правильно согреть замерзшего малышаЧитать статью
До трех еще раноЧитать статью
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.