Поиск

Детский лепет— это серьезно

16/12/2010
МИХАЙЛИНА Юлия
858

Очень часто родители обращают внимание на недостатки речи ребенка только тогда, когда он начинает готовиться к школе. Увы, они опоздали на целых шесть лет, потому что целенаправленно заниматься этим надо уже с рождения. Любая задержка в становлении речи отрицательно сказывается на общем развитии ребенка: ему труднее познавать окружающий мир, полноценно общаться, а это в свою очередь ухудшает его эмоционально-психическое состояние.

 К сожалению, родители все чаще сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не начинает вовремя говорить или говорит очень плохо для своего возраста. В семьях относятся к этому по-разному: одних волнует то, что годовалый малыш знает лишь несколько слов, другие остаются спокойными, несмотря на то, что трехлетний малыш не может произнести простейшую фразу, а его словарный запас состоит лишь из небольшого количества обиходных выражений. Такие родители, как правило, считают, что рано или поздно он все равно заговорит и догонит своих сверстников.
Нормально развивающийся ребенок произносит первые слова в 8—9 месяцев. Если ему больше 15 месяцев и он не произносит ни одного слова, нужно бить тревогу!


Возможно, вас удивят данные Института дефектологии, но тем не менее недоразвитием речи страдает каждый третий ребенок. Причин тому много. Это и неблагоприятный экологический фактор, и стрессовое состояние родителей, и различные осложнения во время беременности и родов, и «плохая» наследственность, и неграмотность взрослых в вопросах раннего развития малыша. А ведь от того, насколько правильна речь ребенка, зависит, как он будет учиться в школе. И если вовремя не обратить внимания на недостатки речи, они могут принять устойчивый, а иногда и необратимый характер. Но еслипомощь ребенку будет оказана своевременно, эти серьезные проблемы можно  успешно решить. И задача родителей — создать благоприятные условия для развития малыша, начиная с самого раннего возраста.


Маме надо быть внимательнее к своему крохе, если он относится к группе риска (неблагоприятное протекание беременности, асфиксия, родовая травма, длительная желтуха, недоношенность, малый вес ребенка при рождении). Родителям также следует знать об огромном влиянии их эмоционального общения с малышом на становление его речи.
Уже с первых недель жизни малыша необходимо развивать его слух, внимание, двигательные навыки, а для этого — разговаривать и играть с ним. Для крохи очень важно слышать обращенные к нему слова близкого человека, так как развитие речи зависит прежде всего от состояния слуха: малыш сначала прислушивается к звукам, отыскивает взглядом их источник, а затем поворачивает голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, и пытается самостоятельно воспроизводить звуки. Гуление и лепет — это первый опыт речевого общения со взрослым.
Если родители замечают, что четырехмесячный малыш издает только однообразные редкие и тихие звуки, если его гуление и крик недостаточно интонационно выразительны, если малыш не радуется общению со взрослыми — это уже повод для обращения к специалистам.
Правильное кормление, как ни покажется вам странным, тоже влияет на успешное речевое развитие. Если родители дают детям только протертую, мягкую пищу, то мышцы, активно участвующие в произношении звуков, оказываются слабыми, ленивыми. Обязательно включайте в рацион подросшего малыша такие продукты, которые необходимо жевать.
Также обращайте внимание на то, насколько ловок ваш ребенок: чем выше его двигательная активность, тем лучше развивается речь. Особенно тесная взаимосвязь существует между речью и движениями пальцев рук. Поэтому, играя со своим ребенком, учите его загибать и разгибать пальчики, перебирать мелкие предметы, складывать мозаику и т.д.
Частенько главными «воспитателями» в семье становятся телевизор или компьютер. Конечно, в какой-то степени они обеспечивают ребенку новые впечатления, расширяют кругозор, но прежде всего создают дефицит общения. А это одна из главных причин возникновения недостатков речи. К сожалению, сегодня редко кто из родителей читает детям «Курочку Рябу», «Репку», «Колобка», недооценивая народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение в русских народных сказках. Оказывается, несмотря на их простоту, там заложено гораздо больше важных для малыша развивающих моментов, чем в любом самом увлекательном зарубежном мультфильме.
Читайте эти сказки нараспев, рассказывайте их вашему карапузу снова и снова, разыгрывайте их вместе с ним. Постепенно он не только запомнит последовательность событий и уловит логическую связь между ними, но и
научится эмоционально сопереживть героям и впитает мелодику русской речи, ее особенный ритмический рисунок. Не бойтесь — они не надоедят вашему ребенку.
Хочется еще раз подчеркнуть, как важно не упустить время и правильно заниматься с малышом уже в раннем возрасте. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, свидетельствуют, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в
первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток.
Все люди (мы не говорим сейчас о патологических отклонениях) рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на взрослых, которые их воспитывают. У нас принято уделять много внимания вопросам обучения детей старшего дошкольного возраста. Но, как показывают современные исследования, к этому времени развитие клеток головного мозга уже завершено на 70—80%. Не значит ли это, что мы должны направлять свои усилия на развитие малышей более
раннего возраста? Безусловно, обучение малышей — чрезвычайно важная и сложная задача, здесь не может быть готовых формул. К сожалению, родители часто забывают о том, что ребенок легко выучит то, что ему интересно. Общепринятая система обучения, основанная на возрастной традиции, не всегда оправдывает наши ожидания, поэтому все чаще родители отдают предпочтение не массовым детским садам с переполненными группами, а альтернативным, где созданы условия для развития каждого ребенка по индивидуальной программе.
Одно из таких учреждений — детский сад «Солнечный круг», где я работаю. Здесь сложилась столь необходимая для успешной работы атмосфера взаимопонимания между педагогами и родителями. Ведь для того чтобы детский сад стал для малыша не просто уютным и теплым домом, а первым в его жизни по-настоящему образовательным учреждением, нужна особая атмосфера доверия и творчества. Мало быть квалифицированными педагогами, компетентными специалистами, внимательными и грамотными родителями. Необходимо быть единомышленниками. Можно сказать, что у нас сложилась команда, состоящая из знающих свое дело профессионалов и заботящихся о будущем своих детей родителей.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.