Психологи, логопеды, педиатры, да, пожалуй, любые специалисты в области физического и психического развития детей не устают убеждать взрослых, что каждый малыш нуждается не только в еде, одежде и ежедневном уходе. Ему просто необходимо общаться с другими людьми: играть, наблюдать или делать что-то вместе с ними. Только тогда можно ожидать, что он вырастет полноценным человеком, способным найти свое место в обществе. И первыми, кто поможет малышу в этом, должны стать его родители.
На втором году жизни у ребенка начинается новый этап речевого развития — этап становления активной речи. В это время малыш очень много и охотно повторяет слова за взрослыми. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Большинство согласных звуков кроха пока не может произносить правильно, так как речевой аппарат недостаточно окреп. Поэтому он говорит упрощенно, только первый или ударный слог («ко» или «моко» вместо «молоко»).
С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. В большинстве случаев это связано с определенной ситуацией, вызывающей у ребенка радость или удивление (приход мамы, появление в поле зрения любимой игрушки или красочной картинки). Но примерно до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще связаны с реальными предметами. Разные ситуации, часто не имеющие между собой ничего общего, он обозначает одним и тем же словом. Например, звукосочетание «кых» может подразумевать и живую кошку, и какое-либо животное на картинке, и пушистый воротник, и желание погладить что-нибудь. Понять малыша можно, только учитывая обстоятельства, в которых происходит его общение со взрослыми. Поэтому такая речь называется ситуационной. Обычно она сопровождается жестами, мимикой. Одно слово в этом случае выполняет функцию целой фразы. Такие слова-предложения появляются в 1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев.
Понимание малышом речи взрослого на этом этапе резко опережает его активную речь. Ребенок уже может по просьбе мамы найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а в 1 год 3 месяца он в состоянии выполнять простые действия и несложные поручения.
Взрослые должны помнить, что в этом возрасте малыш учится сообщать о своих желаниях сначала близким, а затем и всем окружающим. В связи с этим родителям следует знать, что они поступают неправильно, когда лишь по мимике и жестам угадывают желание ребенка. Ведь так у него никогда не появится потребность произносить звуки и слова. Малыш быстрее научится сообщать о своих потребностях, если вы, понаблюдав за ним, дадите ему то, что он хочет в данный момент и одновременно назовете это соответствующими словами
(например: «Дать пить»).
Некоторые дети с трудом различают слова и не могут правильно реагировать на них. Это очень затрудняет общение с ними, но вовсе не означает, что вы должны прекратить разговаривать с ребенком. Малышу будет легче понять смысл слов и различать их, если вы будете отчетливо, не торопясь произносить каждое из них. Просите его о чем-нибудь всегда ласково, а «нет», «нельзя» говорите решительным тоном, укоризненно покачивая головой. Помните, что некоторым детям крайне медленно дается понимание этих слов, и вы поможете малышу, если будете говорить их лишь в тех случаях, когда ему грозит опасность и запрет действительно крайне необходим. В полтора года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («мама, пить», «папа, би-би»), а примерно к 1 году 10 месяцам он уже использует в своей речи предложения из 2—4 слов, которые, правда, грамматически не связаны между собой.
От того, насколько богат словарный запас ребенка, зависит его успех в овладении фразовой речью. Кроха начинает соединять отдельные слова во фразу только тогда, когда его активный словарь достигнет определенного количества слов (40—60). Особенно быстро он пополняется в последние месяцы второго года жизни. Чаще всего это существительные (названия игрушек, знакомых предметов), реже глаголы или наречия. Из прилагательных обычно встречаются слова, обозначающие размер предмета (большой, маленький). Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, а его состав — от того, какие слова чаще всего употребляют взрослые в своей речи, указывают ли они малышу на действия, которые можно производить с предметами, на признаки этих предметов (мячик гладкий, мягкий).
Кроме того, у ребенка на втором году жизни очень важно развивать работу органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Надо иметь в виду, что восприятие крохой чего-либо тесно связано с выполняемыми им предметными действиями. Он может определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, лишь когда это необходимо для выполнения того или иного доступного ему действия. Именно так ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного и речевого развития.
Малыша может заинтересовать игрушка или какая-нибудь вещь, если он сначала увидит, как с ней обращается кто-то еще. Только тогда он захочет повторить действия другого человека.
Психологи заметили, что когда взрослый сам ползает по полу с игрушечным грузовиком или играет с ребенком в «доктора», то малыш начинает воспринимать все гораздо быстрее. И еще: играя с мамой или папой, он учится общению. Очень важно, чтобы вы разговаривали с ребенком доброжелательно и чтобы он сам выбирал, с чем будет играть и как. Вполне возможно, что занятие с малышом покажется вам монотонным и скучным, поскольку вначале он будет просто повторять одни и те же действия. Но если ребенок почувствует, что вам скучно, то он и не заинтересуется игрой с вами. Поэтому относитесь к занятию с ребенком как к самому важному на данный момент делу.
Неплохо также выделить для регулярных игр с малышом определенные часы. Если он будет знать, что именно в это время вы занимаетесь только с ним, он быстрее поймет, в чем состоит игра, и примет в ней активное участие. Иногда родители стремятся буквально засыпать своего малыша игрушками, однако будет разумнее, если он станет играть только с несколькими, причем хорошо знакомыми. Так ребенок лучше запомнит способ игры с ними, а также получаемое от этого удовольствие.
Не забывайте, однако, что для малыша игрушка — это то, что ему интересно, а значит, его внимание может привлечь не только кукла или пирамидка, но и предметы домашнего обихода.
Играя с малышом, обязательно научите его следить за предметом и находить, когда тот спрятан. Вначале малыш смотрит на предмет, который вы передвигаете. Затем на его глазах слегка прикройте этот предмет рукой и попросите показать, где он находится. Когда кроха научится указывать на чуть прикрытый предмет, закрывайте его уже полностью и также просите малыша показать, где он. После этого можно учить малыша находить предмет, который вы прячете у него на глазах в одно из двух, а позднее — из трех и т.д. мест.
Например, время одевания и купания очень подходит для игры «Куда делся этот ботинок?» или «Где же наше мыло?».
Иногда вам самим приходится искать тапочки, которые оказались под кроватью или за креслом. Рассказывая малышу о том, что и как ищете, вы таким образом приучаете его наблюдать за объектами. При этом он усвоит и такое понятие, как «постоянство предметов». Для ребенка объект перестает существовать, как только исчезает из поля зрения. А играя в спрятанные предметы, малыш учится думать об отсутствующих вещах и людях.
Постепенно вводите в игру новые элементы (например, вторую игрушку, которая тоже пищит, платок, под которым можно спрятаться, и т.д.). Предложите малышу заняться новой игрушкой, а в следующий раз опять возьмите старые, и так — по очереди.
Ваш малыш будет развиваться быстрее, если вы начнете радоваться тем маленьким успехам, которые он делает. Но для этого вам надо научиться их видеть.
Ребенку нравится наблюдать, как одно и то же событие происходит вновь и вновь. Всех родителей утомляет стремление детей играть в одни и те же игры, слушать одни и те же простенькие сказки. Открытие, что с игрушкой можно проделывать одни и те же действия много раз, является очень важным этапом в развитии крохи. В этот момент он не только овладевает произвольными движениями — он учится пользоваться вещами.
Наблюдая за происходящим, малыш, например, узнает, что если предмет выпускать из рук, то он будет каждый раз падать примерно на одно и то же место. Поэтому, потребовав от играющего с ним взрослого поднять предмет с пола и дать ему, малыш роняет его снова. Такое поведение ребенка очень часто раздражает взрослых. Но прежде чем сердиться, поймите: кроху интересует не игрушка, а сам процесс, то, как она падает, а потом мама или папа ее поднимают. Ведь малыш учится не только обращению с вещами, но и общению! И то, и другое крайне важно, так как существенная часть навыков общения — это умение человека выразить свое желание так, чтобы окружающие его поняли и помогли этому желанию исполниться.